сегодня
23
Сентября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+28 °C
днём +28
ночью +28

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

Закон об устойчивом развитии эколого-экономической системы Иссык-Куль

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


13 августа 2004 года № 115

 
Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль»

 (В редакции Закона КР
от 11 июля 2009 года № 206, 8 февраля 2010 года № 24, 26 июля 2011 года № 131,
19 октября 2013 года № 196)

 

Раздел 1. Общие положения

(статьи 1 - 5)

Раздел 2. Правовой режим сохранения природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

(статьи 6 - 14)

Раздел 3. Правовой режим охраны ЭЭС «Иссык-Куль» как историко-культурного наследия

(статья 15)

Раздел 4. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в ЭЭС «Иссык-Куль»

(статьи 16 - 34)

Раздел 5. Государственное регулирование ЭЭС «Иссык-Куль»

(статьи 35 - 39)

Раздел 6. Заключительные положения

(статья 40)

 

Настоящий Закон направлен на регулирование отношений, связанных с сохранением, использованием и устойчивым развитием эколого-экономической системы «Иссык-Куль» (ЭЭС «Иссык-Куль»).

 

Раздел 1.
Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Антропогенная нагрузка - нагрузка или воздействие на природную среду в результате человеческой деятельности.

Восстановление природных ресурсов - искусственные меры (организационно-технические, экономические) по восполнению природных ресурсов или усилению полезных свойств природных объектов, утраченных в результате антропогенного воздействия либо стихийных сил природы.

      Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 октября 2013 года № 196)

Градостроительно- или урбо-экологический каркас - планировочная модель рациональной в экологическом отношении территориальной структуры расселения людей.

Емкость эколого-экономической системы - максимальный размер человеческой популяции, при которой данная экосистема способна к самовосстановлению, не разрушаясь на протяжении длительного времени.

Зоны рекреационные - часть пространства окружающей среды, используемая для отдыха, оздоровления и туризма, в том числе национальные, природные парки, заказники, курортные, лечебно-оздоровительные местности и объекты.

Историко-культурное наследие - совокупность памятников истории и культуры.

Историко-культурный памятник - произведение деятельности человека, связанное с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, материальным и духовным творчеством, представляющее историческую, научную, художественную или эстетическую ценность.

      Часть девятая утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 октября 2013 года № 196)

Охрана памятника - комплекс мер, обеспечивающих сохранность памятника.

Объекты рекреации - объекты отдыха, оздоровления и туризма.

Потенциал экологической системы или природный потенциал - способность экологической (природной) системы без ущерба для себя отдавать часть своих природных ресурсов или производить полезную работу.

Природное наследие - комплекс памятников природы.

Природный памятник - объект естественной природы, представляющий историческую, научную, художественную или эстетическую ценность.

Природные ресурсы - естественные источники потребления человеком природы (земельные, водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые, запасы минерального сырья, радиоактивные материалы, животный и растительный мир, их компоненты и другие природные блага).

Парквей - автомагистраль непрерывного движения, преимущественно экскурсионного или туристского назначения, проложенная по территории парка, лесопарка.

Самовосстановительный потенциал экосистемы - способность экосистемы к восстановлению своего ресурса, утраченного в результате антропогенного воздействия либо стихийных сил природы.

Устойчивое развитие - развитие общества, которое удовлетворяет потребности ныне живущего поколения людей и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности в природной среде.

Устойчивое природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природного ресурса, не превышающая самовосстановительного потенциала экологической системы.

Экологический мост - участок магистрали, приподнятый на опорах над ее осью на протяжении 1-2 км с целью охраны представителей фауны и усиления эстетической привлекательности трассы.

ЭЭС «Иссык-Куль» - сбалансированная система, в которой антропогенная нагрузка не превышает самовосстановительного потенциала природной среды. ЭЭС «Иссык-Куль» является достоянием народа Кыргызстана и состоит из совокупности следующих подсистем:

- природного потенциала;

- природной среды;

- природно-территориальных памятников;

- историко-культурных и антропогенных памятников;

- природно-хозяйственного комплекса.

Водно-болотные угодья - районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых.

Водоохранная зона - территория, прилегающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим для предотвращения его загрязнения, засорения, истощения и заиления.

Водоплавающие и околоводные птицы - объекты животного мира, населяющие водно-болотные угодья и прибрежные водные объекты.

 (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 2. Особый статус озера Иссык-Куль

 

Особый статус озера Иссык-Куль определяется его значением как национального достояния Кыргызской Республики, представляющего собой естественный природный объект мирового значения, биосферную территорию с комплексом историко-культурных памятников, особо охраняемых природных территорий, курортно-рекреационных объектов и находящихся под охраной государства.

  (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 3. Основные принципы деятельности по сохранению и использованию ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Сохранение и развитие ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляется в соответствии с принципами:

- сохранения локального и глобального биоразнообразия и рационального природопользования через сбережение и восстановление ресурсов;

- многовариантности использования ЭЭС «Иссык-Куль» как:

а) уникального природного памятника и природного наследия народа Кыргызской Республики;

б) историко-культурного наследия;

в) объекта экономической деятельности;

г) объекта рекреационного назначения и туризма;

- обеспечения устойчивого развития эколого-экономической системы путем гармоничного научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества, комплексности решения вопросов ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

  (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 4. Законодательство Кыргызской Республики об устойчивом развитии ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Отношения в области устойчивого развития ЭЭС «Иссык-Куль» регулируются Конституцией Кыргызской Республики, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 октября 2013 года № 196)

  (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 5. Сфера действия настоящего Закона

 

Действие настоящего Закона распространяется на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, чья деятельность связана с использованием, сохранением и развитием ЭЭС «Иссык-Куль».

 

Раздел 2.
Правовой режим сохранения природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Статья 6. Содержание природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Природный потенциал ЭЭС «Иссык-Куль» составляют следующие ресурсы:

- ресурсы воды во всех состояниях и местонахождениях (поверхностные, подземные, в ледниках, в запасах снега, соленые, пресные, термальные и прочие);

- ресурсы земли (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, особо охраняемые природные территории, водного и лесного фондов и другие);

- ресурсы недр;

- ресурсы атмосферы;

- ресурсы биоразнообразия, в том числе леса.

 

Статья 7. Объект правового регулирования природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Объектом правового регулирования природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль» является исторически сложившаяся и пространственно обособившаяся единая система, состоящая из подсистем:

- акватории озера Иссык-Куль;

- прибрежной зоны;

- селитебной зоны предгорий и среднегорья;

- зоны высокогорья.

Объектами правового режима природной среды ЭЭС «Иссык-Куль» являются водные массы озера, прибрежной территории, водно-болотные угодья и окружающая гребневая зона хребтов (ледники), поверхностные и подземные воды, природные ландшафты, воздушный бассейн, флора и фауна озерной котловины.

Природный потенциал ЭЭС «Иссык-Куль» является достоянием ныне живущего и будущих поколений народов Кыргызстана и рассматривается как основной ресурс развития.

Правовой статус отдельных ресурсов природного потенциала регулируется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

   (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 8. Природные ресурсы ЭЭС «Иссык-Куль»

 

1. Ледники ЭЭС «Иссык-Куль» представляют собой ресурс и природный памятник глобального, регионального, национального и локального значения.

Охрана и использование ледников ЭЭС «Иссык-Куль» регламентируются законами Кыргызской Республики, регулирующими сферу водных отношений.

2. Леса горной и предгорной зон, облепиховые заросли вокруг озера Иссык-Куль» представляют собой ресурс, имеющий особое значение в ЭЭС «Иссык-Куль».

Охрану, защиту и контроль за использованием лесов озерной котловины и природных ресурсов осуществляют уполномоченные государственные органы по реализации политики в сфере охраны окружающей среды и уполномоченные государственные органы по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

3. Недра ЭЭС «Иссык-Куль» являются стратегическим ресурсом, направленным на удовлетворение потребностей будущих поколений народа Кыргызстана.

4. Биологические ресурсы, включая водно-болотные угодья ЭЭС «Иссык-Куль», являются генетическим фондом для сохранения глобального биологического разнообразия.

  (В редакци Законов КР от 26 июля 2011 года № 131 ,19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 9. Использование ресурсов природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Уполномоченные государственные органы, местные государственные администрации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление соответствующими ресурсами, при разработке планов использования природных ресурсов земли и пресной воды ЭЭС «Иссык-Куль» обязаны исходить из следующих нормативов:

- не более 1/3 ресурса на повседневное потребление (предельно допустимые нормы);

- не более следующей 1/3 ресурса - в чрезвычайных ситуациях;

- последняя 1/3 ресурса - неприкосновенный запас для предотвращения обвального разрушения экосистемы.

Нормативы использования отдельных природных ресурсов определяются Правительством Кыргызской Республики.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 10. Контроль за состоянием и использованием ресурсов природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Контроль за состоянием и использованием ресурсов природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляется органами государственного управления в пределах их компетенции. На эти органы возлагаются обязанности по разработке и реализации долгосрочной стратегии сохранения и использования ресурсов природного потенциала ЭЭС «Иссык-Куль».

Гражданские институты осуществляют деятельность по обеспечению прозрачности использования ресурсов и общественному контролю за состоянием ресурсов природного потенциала согласно их целевому назначению.

 

Статья 11. Использование природной среды ЭЭС «Иссык-Куль»

 

На территории природной среды ЭЭС «Иссык-Куль» могут создаваться отдельные территориальные участки различного целевого назначения, правовые режимы которых устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики: биосферная территория, государственные природные национальные парки, заповедники, заказники, ледники, болотно-водные угодья, леса, а также санаторно-курортные учреждения.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 12. Биоразнообразие ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Природная среда ЭЭС «Иссык-Куль» является хранилищем глобального, регионального (Центральноазиатского), национального и локального биоразнообразия.

Животный и растительный мир, в том числе эндемичные и особо ценные виды, составляющие биоразнообразие природной среды озера Иссык-Куль, подлежат учету, государственной охране и контролю за использованием в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Виды, находящиеся под угрозой вымирания и исчезновения, подлежат занесению в Красную книгу соответствующего уровня в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Объектами охраны в лесных экосистемах ЭЭС «Иссык-Куль» является совокупность древесной, кустарниковой и другой растительности естественного и искусственного происхождения.

Под особой охраной ЭЭС «Иссык-Куль» находятся прибрежные естественные облепиховые заросли, в которых запрещается вырубка, раскорчевка облепихи, заготовка плодов облепихи путем повреждения (срезания) побегов.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 13. Контроль за сохранением биоразнообразия ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Государственный контроль за сохранением биоразнообразия ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляется уполномоченными государственными органами по реализации политики в сфере охраны окружающей среды и уполномоченными государственными органами по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 14. Меры по сохранению биоразнообразия природной среды ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Меры по сохранению природной среды ЭЭС «Иссык-Куль» обеспечиваются Правительством Кыргызской Республики и включают в себя:

- меры организационного характера - организация и охрана мест обитания редких видов животных, поддержание жизнеобеспечения в критических ситуациях (засуха, затопление, обильные снегопады, резкие похолодания, пожары, сели, паводки, землетрясения, отравление химическими веществами антропогенного происхождения и другие);

- меры социального характера - мобилизация людских ресурсов путем распространения информации и обучения навыкам работы по сохранению биоразнообразия, обеспечение занятости населения через привлечение к общественно-полезным работам, заключение контрактов с неправительственными организациями, общинами и другими гражданскими объединениями, привлечение специалистов на контрактной основе;

- разработку конкретных научно-технических программ по устойчивому развитию ЭЭС «Иссык-Куль», в том числе: по стабилизации уровня озера Иссык-Куль, восстановлению и защите лесных массивов горной и предгорной зон озера, животного мира области, особенно занесенных в Красную книгу, защите озера Иссык-Куль от загрязнения, паспортизации очистных сооружений народнохозяйственных объектов, рекреационных учреждений, поэтапному переводу области на производство экологически чистых продуктов питания;

- меры по запрету вырубки облепиховых зарослей, восстановлению и сохранению естественных экологических систем в прибрежной зоне озера Иссык-Куль, в том числе вменение и обязанность субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью, восстанавливать облепиховые заросли на территории прибрежных зон пансионатов;

- меры по недопущению загрязнения и засорения поверхности ледников, а также меры по недопущению дальнейшего снижения их площади оледенения;

- меры по укреплению геотехнической устойчивости хвостохранилищ в целях обеспечения безопасного содержания радиоактивных и токсичных захоронений;

- меры по запрету захоронения автотранспортных средств, эксплуатированных ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компании», на горных территориях.

   (В редакци Законов КР от 26 июля 2011 года № 131 ,19 октября 2013 года № 196)

 

Раздел 3.
Правовой режим охраны ЭЭС «Иссык-Куль» как историко-культурного наследия

 

Статья 15. ЭЭС «Иссык-Куль» как историко-культурный памятник

 

Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни народа Прииссыккулья, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или эстетическую ценность, расположенные на территории ЭЭС «Иссык-Куль». К ним относятся памятники, могилы и дома выдающихся людей, культовые строения, могильники, наскальные изображения, поселения.

Правовое регулирование памятников культурно-исторического наследия осуществляется законами Кыргызской Республики, регулирующими отношения в сфере охраны и использования историко-культурного наследия.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Раздел 4.
 Правовое регулирование хозяйственной деятельности в ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Статья 16. Природно-хозяйственная деятельность в ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Природно-хозяйственная деятельность ЭЭС «Иссык-Куль» включает:

- использование ресурсов земли и воды для производства продуктов питания;

- использование природных ресурсов для целей рекреации;

- использование исторических, культурных, природных памятников и эстетически привлекательных ландшафтов для туризма;

- использование природных ресурсов для энерготеплоснабжения;

- градостроительство (строительство поселений) с учетом ландшафтных особенностей и емкостей высотных поясов - береговая зона, предгорье, среднегорье, высокогорье;

- разработку месторождений полезных ископаемых;

- промышленное производство и транспорт;

- ресурсовосстановительные работы, особенно в селе- и сейсмоопасных зонах и в зонах наибольшей антропогенной нагрузки;

- лесовосстановление и лесоразведение;

- воспроизводство и восстановление популяций эндемичных и исчезающих видов рыб.

Ведение природно-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к биосферным территориям, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 17. Ограничения природно-хозяйственной деятельности

 

На территории ЭЭС «Иссык-Куль» запрещается хозяйственная и иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты, в частности:

- химическое загрязнение озера Иссык-Куль или его части, а также водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, включая плавучие средства с двухтактными стационарными и навесными двигателями всех типов, в том числе кустарного производства, размещением и перемещением отходов производства и потребления, а также со сбросами хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в озеро и реки, впадающие в него;

- физическое изменение состояния озера Иссык-Куль или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений);

- разработка месторождений полезных ископаемых рядом с реками, впадающими в озеро Иссык-Куль;

- загрязнение озера Иссык-Куль и прибрежной зоны отходами производства и потребления;

- биологическое загрязнение озера Иссык-Куль, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией в озере Иссык-Куль и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Иссык-Куль, водных животных и растений, не свойственных экологической системе озера Иссык-Куль.

Администрация курортно-рекреационных учреждений, расположенных на берегу озера Иссык-Куль, не вправе ограничивать доступ местных жителей к пляжам и другим местам массового отдыха на их территориях.

В случаях когда курортно-рекреационные учреждения или их части арендованы иностранными гражданами и юридическими лицами, не менее 90 процентов их работников должны составлять граждане Кыргызской Республики.

Введение любых ограничений в природопользовании или традиционных формах хозяйствования должно осуществляться с материальной компенсацией местному населению.

Запрещается деятельность садковых хозяйств на озере Иссык-Куль, связанная с разведением и выращиванием радужной форели или чужеродных видов рыб, не свойственных фауне озера, а также использование монофильных безузловых сетей для ловли рыб.

 (В редакции Закона КР от 8 февраля 2010 года № 24, 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 18. Использование ресурсов земли и воды для производства продуктов питания

 

Ресурсами для обеспечения производства продуктов питания населения служат земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, запасы пресных вод и вод Иссык-Куля.

Норматив потребления пахотных земель на душу населения, включая временное расселение, устанавливается с целью обеспечения продовольственной безопасности в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики.

Норматив потребления пресной воды на хозяйственно-бытовые нужды определяется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики в зависимости от степени благоустройства территорий.

Использование ресурсов земли и воды для производства продуктов питания должно соответствовать следующим принципам:

- нацеленность на продовольственную автономию и независимость;

- разнообразие производимых сельскохозяйственных продуктов для удовлетворения потребностей постоянно живущего и временно расселяемого населения;

- недопущение производства сельскохозяйственных культур, требующих большого количества поливной воды и являющихся антагонистами эндемической флоры;

- расширение производства экологически чистых продуктов питания;

- стремление к агро-, биоразнообразию, внедрению высокотехнологичных и селективных культур и форм.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 19. Использование природных ресурсов для целей рекреации

 

Местности, пригодные для рекреации, включают прибрежную, предгорную, среднегорную и высокогорную зоны.

Факторами, определяющими функционирование объектов рекреации, являются: акватория озера Иссык-Куль, бальнеологические, грязевые, спелеологические, природно-ландшафтные и другие ресурсы.

Нормативы земли, отведенной под объекты рекреации, составляют:

- для курортов - 0,01 га на 1 человека;

- для санаториев - 0,02 га на 1 человека;

- для прочих объектов - 0,005 га на 1 человека.

На расстоянии менее 100 метров от озера Иссык-Куль запрещается капитальное строительство.

Запрещается строительство и эксплуатация объектов, кроме объектов рекреации, ближе 500 метров от озера Иссык-Куль.

Запрещается визуальное «загрязнение» природных ландшафтов рукотворными объектами, не соответствующими требованиям архитектуры.

Норматив озеленения - не менее 50 процентов каждого объекта рекреации и не менее 70 процентов - парковых и лесопарковых объектов.

 

Статья 20. Права на объекты рекреации

 

Объекты рекреации могут находиться в собственности Кыргызской Республики, граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Иностранным лицам предоставление и передача в собственность объектов рекреации, инфраструктуры туризма не допускаются.

Если наследником объекта рекреации, инфраструктуры туризма является иностранное лицо, оно обязано в течение одного года с момента возникновения права на объект рекреации, инфраструктуры туризма произвести его отчуждение гражданину Кыргызской Республики.

Иностранным лицам могут предоставляться на правах срочного пользования объекты рекреации и инфраструктуры туризма в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики.

Собственники, а также арендаторы объектов рекреации обязаны обеспечить функционирование объектов рекреации.

Для юридических и физических лиц, приватизировавших или приобретших объекты рекреации до выхода настоящего Закона, отчет трехгодичного срока обеспечения их функционирования начинается с момента вступления настоящего Закона в силу.

Собственники объектов рекреации при заключении договоров об аренде обязаны учитывать требования частей третьей и четвертой настоящей статьи.

В целях обеспечения функционирования курортно-рекреационных объектов не допускается перепродажа этих объектов по частям.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 21. Форма организации курортно-рекреационных учреждений

 

Курортно-рекреационные учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, могут создаваться и функционировать с регистрацией по месту их географического расположения как в виде юридического, так и физического лица.

 

Статья 22. Ответственность за состояние объектов рекреации

 

Субъекты, эксплуатирующие объекты рекреации, несут полную ответственность за соблюдение санитарных и природоохранных норм и требований в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 23. Требования к энергетическому режиму функционирования объектов рекреации

 

Потребление электроэнергии объектами рекреации должно осуществляться без ущерба местному населению.

Объекты рекреации разрабатывают мероприятия по поэтапному переходу для удовлетворения своих энергетических потребностей на альтернативные источники энергии: гелио- и ветровые установки, энергия малых ГЭС, геотермальные источники, энергоэффективные здания.

    (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 24. Объекты туризма

 

К объектам туризма относятся исторические, культурные, природные памятники, эстетически привлекательные ландшафты и связывающая их инфраструктура.

Объекты туризма дополняют и развивают сложившиеся системы расселения.

В основу проектирования инфраструктуры туризма закладывается принцип взаимосвязанности зон различной высотной поясности.

 

Статья 25. Требования к объектам туризма

 

При проектировании объектов туризма необходимо:

- соблюдать принцип разнообразия и относительной равномерности насыщения инфраструктуры по территории ЭЭС «Иссык-Куль»;

- обеспечивать рационально допустимое соотношение числа туристов и постоянных жителей в летний период - не более 3:1, при котором сохраняется атмосфера гостеприимства;

- ограничивать воздействие неорганизованного потока людей на особо ценные ландшафты;

- создавать новые туристические пути в виде экологических трасс, парковых дорог (парквеев) по водоразделам территорий, включая «экологические» мосты;

- развивать этнографический туризм, новые виды в соответствии с возможностями ландшафтов (рафтинг, дельтапланеризм) для повышения привлекательности туризма в регионе.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 26. Права на объекты инфраструктуры туризма или объекты отдельных частей

 

Объекты инфраструктуры туризма или отдельных ее частей могут находиться в собственности Кыргызской Республики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Запрещается продажа объектов инфраструктуры и отдельных ее частей, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Разрешается аренда объектов инфраструктуры и отдельных ее частей в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 27. Ответственность за состояние объектов инфраструктуры туризма

 

Субъекты, эксплуатирующие объекты инфраструктуры туризма, несут полную ответственность за соблюдение градостроительных, санитарных и природоохранных норм и требований в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Правительством Кыргызской Республики в акватории озера Иссык-Куль могут вводиться ограничения на использование средств передвижения и транспортировки с двигателями внутреннего сгорания, угрожающих химическим и физическим загрязнением.

     (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 28. Использование природных ресурсов для энерго- и теплоснабжения

 

На местные государственные администрации и органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию условий для использования местных экологически чистых, возобновляемых источников энерго- и теплоснабжения для охраны воздушного бассейна и достижения энергетической самостоятельности ЭЭС «Иссык-Куль».

 

Статья 29. Требования к инфраструктуре поселений

 

К формированию и состоянию инфраструктуры поселений ЭЭС «Иссык-Куль» предъявляются повышенные требования по строительству, эксплуатации и соблюдению строительных, технологических, санитарных, экологических норм.

Запрещаются строительство новых объектов, расширение, реконструкция действующих объектов без положительного заключения государственной экологической и архитектурной экспертиз соответствующих проектов.

Курортно-рекреационным учреждениям запрещается осуществлять туристическую, лечебно-оздоровительную и хозяйственную деятельность на территории ЭЭС «Иссык-Куль» без наличия соответствующих разрешительных документов, очистных сооружений или договоров на сброс, очистку сточных вод и договоров на размещение твердых бытовых отходов.

     (В редакци Закона КР от 11 июля 2009 года № 206)

 

Статья 30. Принципы строительства поселений

 

Планирование и проектирование поселений базируются на создании градостроительно-экологического каркаса, что включает в себя следующие принципы:

- не допускать расширение существующих границ поселений за счет земель лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых территорий и земель сельскохозяйственного назначения;

- не размещать новые крупные поселения в северном и восточном подрайонах ЭЭС «Иссык-Куль»;

- создавать в пределах поселений как постоянного, так и временного населения ландшафты и аквапарки из расчета 8-10 кв.м/чел.;

- формировать архитектурный облик поселений с учетом особенностей ландшафтов и в соответствии с требованиями архитектуры.

 

Статья 31. Промышленное производство

 

Промышленное производство должно основываться на высоких технологиях и экологически замкнутых циклах.

Не допускается развитие ресурсоемких и загрязняющих окружающую среду промышленных производств.

Приоритетными направлениями развития промышленности являются переработка сельскохозяйственной продукции и развитие рыбоводства.

Все объекты промышленного производства должны иметь заключение государственной экологической экспертизы.

 

Статья 32. Транспорт

 

Не разрешается строительство новых автомобильных дорог, за исключением их реконструкции, благоустройства, а также создания туристических парковых магистралей (парквеев), кроме случаев строительства объездных трасс с целью уменьшения транспортных потоков в густонаселенных местах.

Правительство Кыргызской Республики осуществляет меры по обеспечению населения транспортными услугами за счет освоения новых альтернативных источников энергии и развития альтернативных средств передвижения.

 

Статья 33. Разработка месторождений полезных ископаемых

 

Решение о разработке новых месторождений принимается на основе оценки их воздействия на окружающую среду и в соответствии с законами Кыргызской Республики, регулирующими отношения в сфере экологической экспертизы.

Все предприятия, осуществляющие разработку месторождений полезных ископаемых, независимо от форм собственности, в обязательном порядке должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию месторождений, несут ответственность за негативное воздействие на природные памятники глобального, регионального и национального значения.

Завершение эксплуатации любого месторождения полезных ископаемых в обязательном порядке осуществляется с проведением рекультивационных работ, способствующих восстановлению нарушенного ландшафта.

      (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 34. Ресурсовосстановление

 

Хозяйственная деятельность осуществляется с учетом работ по ресурсовосстанолению.

Местными государственными администрациями и органами местного самоуправления на основе заключения соответствующих органов организуются ресурсовосстановительные работы по снижению селе- и сейсмоопасности.

 

Раздел 5.
Государственное регулирование ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Статья 35. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на территории ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Юридические и физические лица (владельцы объектов-загрязнителей), осуществляющие хозяйственную деятельность на территории ЭЭС «Иссык-Куль», обязаны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы хозяйственных объектов.

Порядок выдачи заключения государственной экологической экспертизы хозяйственных объектов определяется Правительством Кыргызской Республики.

      (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 36. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов

 

Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных объектов на территории ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляются в порядке и в сроки, определяемые Правительством Кыргызской Республики.

      (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 37. Информация о ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Физическим и юридическим лицам обеспечивается доступ к любой информации о ЭЭС «Иссык-Куль» через печатные и электронные средства массовой информации в порядке определяемом Правительством Кыргызской Республики.

      (В редакци Закона КР от 19 октября 2013 года № 196)

 

Статья 38. Мониторинг ЭЭС «Иссык-Куль»

 

Количественная и качественная оценка состояния и динамики (изменений) ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляется на основе индикаторов устойчивого развития.

Обязательный государственный экологический мониторинг и контроль состояния и динамики (изменений) ЭЭС «Иссык-Куль» осуществляется государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики, иными специально уполномоченными государственными органами.

Экологические и иные общественные организации вправе осуществлять независимый экологический мониторинг и контроль за состоянием озера Иссык-Куль и окружающей среды. Государственные органы не должны препятствовать проведению независимого экологического мониторинга и контроля.

 

Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Лица, виновные в нарушении режима ЭЭС «Иссык-Куль», несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный нарушением режима ЭЭС «Иссык-Куль», в порядке, устанавливаемом законодательством Кыргызской Республики.

 

Раздел 6. Заключительные положения

 

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления:

- принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона;

- привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок в установленном порядке внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом.

 

           Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев