сегодня
23
Сентября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+28 °C
днём +28
ночью +28

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

Закон и общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 8 мая 2009 года № 151

Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике

 (В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года № 11)

Глава I

Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего общего технического

регламента

Настоящий Закон (далее - технический регламент), в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" применяется в целях охраны окружающей среды, определяет основные положения технического регулирования в области экологической безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению экологической безопасности при проектировании и осуществлении деятельности на объектах хозяйственной и иной деятельности для процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции.

Требования настоящего технического регламента действуют на территории Кыргызской Республики в отношении процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продукции.

 

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:

государственный экологический контроль - форма оценки соответствия требованиям экологической безопасности, осуществляемая с помощью исследований, измерений и оформлением результатов соответствующими государственными органами;

загрязняющее вещество - вещество, которое при попадании в окружающую среду при определенной концентрации создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, материальным и культурным ценностям;

зона влияния объекта хозяйственной и иной деятельности - участок земной и/или водной поверхности, а также атмосферы, в пределах которого отмечается изменение нормативов качества окружающей среды и/или ее компонентов от деятельности объекта хозяйственной и иной деятельности;

категория опасности - ранжированная оценка степени негативного воздействия на состояние окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экосистем, истощению природных ресурсов;

обеспечение экологической безопасности - система мер и мероприятий, направленных на исключение риска причинения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан;

объект хозяйственной и иной деятельности - технический объект, на котором осуществляются один или более видов деятельности по производству, хранению, перевозке, утилизации продукции, отходов производства и потребления, технически объединенные с деятельностью, осуществляемой на данном объекте;

окружающая среда - среда обитания человека, биосфера, являющаяся условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; включает природу как систему естественных экологических систем и ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека;

природный ландшафт - территория, не подвергшаяся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы в процессе хозяйственной и иной деятельности;

субъект хозяйственной и иной деятельности - физическое или юридическое лицо, которое эксплуатирует объект или управляет объектом, или лицо, которому переданы решающие экономические полномочия в отношении технического функционирования объекта;

требования экологической безопасности - обязательные для исполнения требования, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения вреда окружающей среде или здоровью человека;

технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции;

хозяйственная и иная деятельность - процессы производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работы или услуги;

экологический надзор - деятельность специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды по проверке соблюдения требований технических регламентов в области экологической безопасности;

экологические последствия - изменение состояния окружающей среды или здоровья человека в результате хозяйственной и иной деятельности;

экологическая система - система взаимодействия и взаимосвязей сообщества живых организмов с окружающей неживой природой.

 

Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области

экологической безопасности

 

1. Правовой основой технического регулирования в области экологической безопасности является Конституция Кыргызской Республики, международные соглашения, стороной которых является Кыргызская Республика, законы Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды, Закон Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" и настоящий технический регламент.

2. Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, касающиеся сферы применения настоящего технического регламента за соблюдением требований экологической безопасности, применяются в части, не противоречащей настоящему техническому регламенту.

 

Статья 4. Техническое регулирование в области экологической

безопасности

 

Техническое регулирование в области экологической безопасности представляет собой установленные требования экологической безопасности в настоящем техническом регламенте и в специальных технических регламентах.

 

Статья 5. Объекты регулирования

 

Объектами регулирования настоящего технического регламента являются процессы производства, которые применяются или будут применяться на объектах хозяйственной или иной деятельности, для которых установлена категория опасности или для планируемой деятельности которых требуется оценка воздействия на окружающую среду, а также процессы хранения, перевозки и утилизации продукции.

 

Статья 6. Принципы технического регулирования в сфере

экологической безопасности

 

Техническое регулирование в сфере экологической безопасности осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду до принятия решения по осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

2) допустимость установленного уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, исходя из требований экологической безопасности, установленных настоящим и другими техническими регламентами;

3) обеспечение снижения негативного воздействия процессов производства хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду путем использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов, рационального использования природных ресурсов;

4) запрещение функционирования процессов производства хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к негативному воздействию на окружающую среду;

5) приоритет сохранения естественных экологических систем;

6) принцип открытости: гласность при планировании, запуске процессов производства хозяйственной и иной деятельности, имеющей экологические последствия, тесная связь с общественными организациями и населением, поощрение и стимулирование мер, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

 

Глава 2
Основы обеспечения экологической безопасности

 

Статья 7. Средства обеспечения экологической безопасности

 

Обеспечение экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляется посредством:

1) применения машин и оборудования с конструктивными характеристиками, а также применение технологических процессов, обеспечивающих сокращение негативного воздействия на окружающую среду, безопасность персонала и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;

2) применения эффективных методов и технологий очистки выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий утилизации образующихся отходов, которые позволяют минимизировать уровни негативного воздействия на окружающую среду;

3) проведения оценки воздействия на окружающую среду объекта планируемой хозяйственной и иной деятельности до принятия решения об осуществлении указанной деятельности с учетом требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом.

 

Статья 8. Способы обеспечения экологической безопасности

хозяйственной и иной деятельности

 

1. Выполнение требований по экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности достигается путем применения совокупности необходимых способов защиты окружающей среды и населения от негативного воздействия, возникающего при осуществлении указанной деятельности, которые определяются субъектом хозяйственной и иной деятельности по согласованию со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.

2. Экологическая безопасность объектов хозяйственной и иной деятельности обеспечивается:

1) выбором места размещения зданий, сооружений, производственных площадок и иных решений, соответствующих требованиям экологической безопасности;

2) выполнением установленного эксплуатационной документацией режима работы технологического и природоохранного оборудования;

3) соблюдением требований, обеспечивающих защиту окружающей среды при переработке (обработке) опасного сырья, материалов и содержащей их продукции;

4) обеспечением условий безопасного хранения, перевозки опасных видов сырья, материалов, отходов производства и потребления, исключающих их несанкционированное поступление в окружающую среду;

5) заменой технологических процессов и операций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, процессами и операциями, при применении которых это воздействие будет минимизировано и не превысит разрешенные уровни негативного воздействия;

6) применением малоотходных технологий и технологий с замкнутым циклом производства, а если это невозможно, то технологий своевременной утилизации (удалением, обезвреживанием, захоронением и пр.) отходов производства, являющихся источником негативного воздействия на окружающую среду; использованием систем оборотного водоснабжения; применением других мер и способов достижения требований экологической безопасности с учетом наилучших доступных технологий;

7) совершенствованием технологических процессов и операций с целью минимизации негативного их воздействия на окружающую среду;

8) применением надежно действующих и регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, обработки и передачи информации.

 

Глава 3
Требования экологической безопасности к хозяйственной и иной деятельности

 

Статья 9. Общие требования по обеспечению экологической

безопасности, осуществляемой и планируемой хозяйственной

и иной деятельности

 

1. Стабилизация и улучшение состояния окружающей среды обеспечивается соблюдением требований поэтапного снижения уровней негативного воздействия на окружающую среду объектами существующей хозяйственной и иной деятельности, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

2. Объемы размещаемых отходов производства (лимиты на размещение отходов) не должны превышать мощности имеющихся на подведомственной территории объектов организованного размещения отходов, за вычетом отходов перерабатываемых, реализуемых или передаваемых на другие предприятия для утилизации.

3. Установление уровней разрешенного негативного воздействия на окружающую среду объектами существующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности осуществляется в порядке, определенном специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в установленном законодательством порядке.

4. Объекты хозяйственной и иной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными разрешениями, отражающими показатели негативного воздействия на окружающую среду, в случае необходимости, плана снижения объемов негативного воздействия с количественными показателями и описанием планируемых мероприятий по уменьшению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

5. Процедура установления уровней разрешенного негативного воздействия (предельно-допустимые выбросы, предельно-допустимые сбросы, лимит размещения отходов) определяется в установленном законодательством порядке.

6. Субъекты хозяйственной и иной деятельности ежегодно представляют отчет о составе и фактических объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами в органы государственной статистики, специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды и в органы государственной администрации для ведения учета негативного воздействия на окружающую среду.

7. Субъекты хозяйственной и иной деятельности проводят производственный, ведомственный экологический контроль в соответствии с регламентом, утвержденным руководством субъекта.

8. В случаях поступления в окружающую среду загрязняющих веществ выше разрешенных уровней негативного воздействия, в том числе в результате аварийных ситуаций, субъект хозяйственной и иной деятельности обязан компенсировать вред окружающей среде и здоровью населения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

9. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится государственная экологическая экспертиза. Виды экономической деятельности, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе, приведены в Приложении 1 к настоящему Закону.

 

Статья 10. Требования экологической безопасности, обеспечивающие

охрану атмосферного воздуха

 

1. В целях охраны атмосферного воздуха запрещается:

1) ввод в строй и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных установками очистки выбросов и средствами контроля, а также не использующих малоотходные технологии, в результате чего не выполняются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) эксплуатация автотранспортных средств, не отвечающих требованиям специальных технических регламентов по составу и объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и по уровню шума;

3) захоронение, обезвреживание и сжигание на территории хозяйствующих субъектов и поселений отходов производства и потребления, загрязняющих окружающую среду.

2. Ограничивается содержание загрязняющих веществ в выбросах стационарных и передвижных источников в соответствии с требованиями, устанавливаемыми специальными техническими регламентами.

3. Устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности, выполняются требования по соблюдению их режима.

4. В целях охраны озонового слоя Земли специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды осуществляется государственное регулирование производства и потребления, ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

5. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, имеющие на объекте стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух:

1) обеспечивают соблюдение установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и реализацию планируемых мероприятий по уменьшению установленных лимитов на выбросы загрязняющих веществ;

2) проводят инвентаризацию и учет выбросов загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ по каждому источнику на основании данных производственного экологического контроля;

3) соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух.

6. Государственный контроль за выбросами загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ от всех источников независимо от их формы собственности осуществляется специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

 

Статья 11. Требования экологической безопасности, обеспечивающие

охрану водных объектов

 

1. Производственные сточные воды должны максимально полно использоваться в системах оборотного водоснабжения объектов хозяйственной и иной деятельности.

2. В целях охраны водных объектов запрещается:

1) размещение опасных объектов в пределах водоохранных зон и защитных водных полос;

2) сброс в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного назначения, в сельскохозяйственных, рекреационных и оздоровительных целях, а также в подземный горизонт и на поля орошения неочищенных, необезвреженных и необеззараженных сточных вод;

3) отведение в системы городских и поселковых канализаций производственных сточных вод, не отвечающих требованиям приема их в канализационную систему, без предварительной очистки на локальных очистных сооружениях;

4) сброс в системы канализации производственных сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены методы определения;

5) ввод в строй и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных требуемыми установками очистки сточных вод и средствами контроля их работы;

6) эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах;

7) сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов, в том числе захламление водных объектов и их берегов отходами;

8) сброс осадков сточных вод на несанкционированные места размещения или хранения;

9) сброс производственных неочищенных сточных вод, а также отведение неочищенных ливневых сточных вод в места пониженного рельефа местности;

10) залповые сбросы сточных вод в водные объекты.

3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются сточные воды:

1) обеспечивают соблюдение установленного лимита на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и реализацию запланированных мероприятий по их уменьшению;

2) проводят учет количества забираемых вод из поверхностных и подземных источников;

3) проводят инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и системы канализации, а также учет переданных сточных вод на очистку другим организациям на основании данных производственного экологического контроля и/или исходя из учета времени и режима работы технологического и очистного оборудования, расхода топлива, сырья и материалов, объемов выпускаемой продукции;

4) соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки сточных вод для сброса их в водные объекты и системы канализации.

 

Статья 12. Требования экологической безопасности, обеспечивающие

охрану объектов животного и растительного мира

 

1. В целях сохранения объектов животного и растительного мира при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности запрещается:

1) выжигание растительности, хранение и применение пестицидов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других, опасных для объектов животного мира (кроме вредителей) и среды их обитания, материалов, сырья и отходов без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

2) установление сплошных, не имеющих специальных проходов, заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

3) расчистка просек для строительства объектов хозяйственной и иной деятельности древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных;

4) сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных;

5) изъятие объектов животного и растительного мира без разрешения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;

6) изъятие объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики, за исключением изъятия в целях, предусмотренных законодательством;

7) изъятие воды водозаборными сооружениями из водных объектов рыбохозяйственного значения без установки приспособлений (рыбозащитных устройств), предотвращающих попадание в них рыб;

8) использование емкостей и резервуаров без эффективной системы защиты от попадания в них животных;

9) сбор дикорастущих растений, занесенных в перечень наркосодержащих растений, их частей, продуктов и пожнивных остатков, а также отходов природного наркосодержащего сырья, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики, с целью личного потребления, реализации или переработки;

10) предоставление объектов растительного мира, расположенных на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, деятельность которых противоречит их целевому назначению и установленному режиму.

2. Ограничивается:

1) добывание промысловых видов объектов животного мира и сбор лекарственных трав правилами, сроками и перечнями разрешенных к применению орудий и способов добывания;

2) проведение работ в период массовой миграции, в местах размножения и линьки, выкармливания молодняка, нереста, нагула и ската молоди рыбы;

3) скорость движения транспорта на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира, для чего устанавливаются специальные знаки.

3. При проектировании и строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности должны обеспечиваться меры защиты объектов животного мира, включая ограничение работ в периоды массовой миграции, в местах размножения и линьки, выкармливания молодняка, нереста, нагула и ската молоди рыбы.

4. Трубопроводы должны быть заглублены (погружены под землю на определенную глубину). При строительстве трубопроводов в легко уязвимых местах среды обитания животных, где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м. В случае пересечения реки трубопровод заглубляется и фиксируется (для предотвращения всплытия). При пересечении трубопроводом верховий рек и ручьев устраивается эстакада. Трубопроводы не должны пересекать нерестилища и зимовальные ямы.

5. В месте пересечения водного объекта, участка концентрации наземных животных или на путях их миграции трубопровод должен оснащаться техническими устройствами, обеспечивающими отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода.

6. После завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки траншей.

7. Промышленные и водохозяйственные процессы должны осуществляться на производственных площадках, имеющих специальные ограждения, предотвращающие появление на территории этих площадок диких животных.

8. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия опасных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:

1) хранить материалы, сырье и отходы только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;

2) помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;

3) обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;

4) снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

9. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.

10. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.

11. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами.

12. При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.

13. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны.

14. При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор. Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических конструкций.

15. При проектировании, сооружении и эксплуатации транспортных магистралей необходимо обеспечить ограждающими устройствами со специальными проходами опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции, свободную миграцию рыб и наземных животных при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков).

16. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия электромагнитного поля линий электропередач вдоль этих линий устанавливаются санитарно-защитные полосы.

17. Трансформаторные подстанции на линиях электропередач, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы. В местах массовой миграции птиц для предотвращения их гибели от столкновения с линиями связи рекомендуется замена воздушной проводной системы связи на подземную кабельную или радиорелейную.

18. При отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных за счет выбора мест водозабора, типа рыбозащитных устройств, объема воды и других мер.

19. В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.

20. Необходимо обеспечить соблюдение требований ввоза и вывоза, а также использование конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

21. Необходимо сохранять места обитаний видов растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики.

22. Природопользователям необходимо соблюдать правила, сроки и перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания промысловых видов объектов животного мира и сбора лекарственных трав.

23. Природопользователями необходимо соблюдать условия, правила добывания и содержания в неволе объектов животного мира.

 

Статья 13. Требования экологической безопасности, обеспечивающие

охрану почв и природных ландшафтов

 

1. При производстве работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы подлежит снятию, хранению и последующему использованию для рекультивации.

2. Прокладка трасс временных подъездных дорог осуществляется с максимальным использованием существующей дорожной сети с учетом местных природных условий.

3. Движение транспорта и спецтехники осуществляется только по специально построенным дорогам, обеспечивающим безопасное движение, не вызывающее нарушения растительного и почвенного покрова.

4. При разработке месторождений полезных ископаемых хозяйствующий субъект обязан:

1) осуществлять мероприятия, предотвращающие или препятствующие развитию водной и ветровой эрозии почв, засолению, заболачиванию или другим видам сокращения плодородия земель;

2) по окончании работ проводить работы по демонтажу оборудования, восстановлению гидроизоляционных покрытий площадок, бетонных фундаментов, очистке территории от металлолома, строительного мусора, снятию загрязненного слоя грунта на месте проведения работ и прилегающей территории;

3) проводить техническую рекультивацию (планировку поверхности, транспортировку и нанесение плодородного слоя, если он был снят), а также биологическую рекультивацию, методы которой определяются природно-климатическими условиями и целевым использованием земель. Техническая рекультивация выполняется силами субъекта хозяйственной и иной деятельности.

5. Хозяйственная и иная деятельность на особо охраняемых природных территориях ограничивается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 14. Требования экологической безопасности в области

обращения с отходами производства и потребления

 

1. С целью соблюдения требований экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления запрещается:

1) ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим регламентом и специальными техническими регламентами;

2) производство и обращение отходов с неустановленным классом опасности для окружающей природной среды;

3) ввоз отходов на территорию Кыргызской Республики в целях их захоронения и обезвреживания;

4) захоронение отходов производства и потребления на территориях поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования;

5) самовольное размещение отходов в окружающей среде;

6) самовольное сжигание отходов;

7) самовольное извлечение захороненных отходов.

2. Отходы производства и потребления в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными законодательством Кыргызской Республики в данной сфере.

3. Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

4. На опасные отходы должен быть составлен паспорт по форме, установленной специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды.

5. Ввоз отходов (сырья) на территорию Кыргызской Республики в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном законодательством порядке. Порядок, правила и перечень отходов, подлежащих регулированию при их трансграничном перемещении, определяются порядком, установленным законодательством Кыргызской Республики в соответствии с международными требованиями.

6. При проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть предусмотрены площадки для сбора и/или накопления отходов, оборудованные в соответствии с требованиями, установленными специальными техническими регламентами.

7. Перевозка опасных отходов к местам накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения осуществляется при выполнении следующих условий:

1) наличие паспорта опасных отходов;

2) наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

3) наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

8. При хранении (захоронении) отходов на объектах размещения отходов должны быть обеспечены требования их изолированного и ресурсосберегающего содержания с целью возможности последующих операций обработки, погрузки, транспортирования, разгрузки, утилизации и уничтожения.

9. Объекты хозяйственной и иной деятельности, в соответствии со степенью негативного воздействия, обязаны:

1) разрабатывать и утверждать в установленном порядке проекты нормативов образования отходов, учитывающих состав используемого сырья и материалов;

2) вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещаемых отходов;

3) проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

4) проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

5) проводить работы по восстановлению нарушенных земель до состояния, соответствующего целевому назначению земель;

6) обеспечивать соблюдение установленных лимитов на размещение отходов и реализацию запланированных мероприятий по их сокращению.

 

Статья 15. Требования экологической безопасности при использовании

природных ресурсов

 

1. При осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами, природопользователям запрещается:

1) размещение в населенных пунктах отвалов пород и хранилищ отходов, являющихся источником загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газами, дурно пахнущими веществами;

2) самовольное пользование недрами;

3) выполнение работ, связанных с нарушением целостности земной поверхности и ее недр, до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

4) самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых и использование этих площадей для иных целей.

2. При осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами, природопользователями обеспечивается:

1) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

2) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти или иных веществ и материалов, захоронении опасных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

3) проведение специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды;

4) ликвидация или консервация горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

5) выполнение иных условий недропользования, установленных разрешительными документами.

3. При осуществлении деятельности, связанной с лесопользованием, природопользователям запрещается:

1) проведение работ способами, приводящими к развитию эрозии почв и иным сверхнормативным негативным воздействиям на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

2) проведение работ, вызывающих ухудшение защитных свойств леса, противопожарного, экологического и санитарного состояния лесов, а также условий их воспроизводства;

3) ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние экосистем и воспроизводство лесов;

4) потеря древесины, перевод деловой древесины в дрова и расходование ее не по назначению;

5) все виды рубок леса и осуществление других лесных пользований в лесах заповедников, кроме связанных с научно-исследовательскими целями;

6) заготовка второстепенных лесных материалов, пастьба скота, промысловая заготовка недревесных лесных продуктов в лесах национальных природных парков, лесных заказников, природных памятников, лесах, имеющих научное и историческое значение, лесопарках, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, вокруг населенных пунктов и промышленных центров, государственных лесных полосах, противоэрозионных и субальпийских лесах, в запретных полосах лесов по берегам рек, озер и других водных объектов;

7) оставлять недорубы и заготовленную древесину в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки.

4. При осуществлении деятельности, связанной с лесопользованием, природопользователями обеспечивается:

1) соблюдение на предоставленных в пользование участках требований пожарной безопасности в лесах и проведение противопожарных мероприятий, а в случае возникновения лесного пожара - его тушение;

2) проведение лесовосстановительных мероприятий на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;

3) соблюдение санитарных правил в лесах;

4) систематическое слежение за состоянием государственного лесного фонда и не входящих в государственный лесной фонд лесов, выявление очагов вредителей и болезней леса, принятие мер по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации;

5) соблюдение иных условий разрешительных документов в области лесопользования и пользования участками государственного лесного фонда.

 

Статья 16. Требования экологической безопасности к хозяйственной

и иной деятельности, осуществляемой на территории

населенных пунктов

 

1. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных населенных пунктов, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

2. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, субъекты хозяйственной и иной деятельности принимают экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Объекты озеленения городов и населенных пунктов, представляющие совокупность зеленых зон, в том числе покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в границах этих поселений подлежат сохранению и развитию. На территории объектов озеленения запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанную территорию и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

4. При присоединении канализационных сетей, отводящих производственные сточные воды, к канализационной сети населенного пункта должны сооружаться контрольные колодцы.

5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Статья 17. Классификация существующих объектов деятельности по

производству, хранению, перевозке, утилизации продукции

для установления процедуры подтверждения соответствия

требованиям экологической безопасности

 

1. Для целей обеспечения экологической безопасности проводится классификация существующих объектов хозяйственной деятельности по степени негативного воздействия на окружающую среду - категории опасности (приложение 2 к настоящему Закону).

2. Степень негативного воздействия на окружающую среду от деятельности по производству, хранению, перевозке, утилизации продукции и отходов определяется объемами и составом загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, и возможным загрязнением окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций.

3. Категории опасности определяются для каждого предприятия отдельно по выбросам, сбросам и размещению отходов согласно приложению 2 к настоящему Закону. При этом показатель КОП в целях установления периодичности отчетности и контроля определяется по наиболее высокой категории опасности.

(В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года № 11)

 

Глава 4
Оценка соответствия процессов хозяйственной и иной деятельности требованиям
экологической безопасности

 

Статья 18. Оценка соответствия и формы оценки соответствия

 

1. Оценка соответствия процессов хозяйственной и иной деятельности устанавливается в целях определения соответствия планируемой и осуществляемой деятельности по производству, хранению, перевозке и утилизации продукции требованиям настоящего технического регламента.

2. Оценка соответствия процессов хозяйственной и иной деятельности осуществляется в форме государственного экологического надзора.

3. Государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.

4. Оценка соответствия требованиям экологической безопасности на территории Кыргызской Республики носит обязательный характер для планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности согласно приложению 1 к настоящему Закону и для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих категорию опасности, согласно приложению 2 к настоящему Закону.

5. Подтверждение соответствия требованиям экологической безопасности на территории Кыргызской Республики носит добровольный характер.

6. Государственный экологический надзор осуществляется для действующих объектов в форме государственного экологического контроля, для планируемых объектов - в форме государственной экологической экспертизы.

 

Статья 19. Государственный экологический контроль

 

1. Государственный экологический контроль соответствия объектов хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности осуществляется в форме мероприятий, проводимых специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по проверке выполнения объектом хозяйственной и иной деятельности требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом, к процессам хозяйственной и иной деятельности.

2. При проведении государственного экологического контроля выполнения предъявляемых настоящим техническим регламентом и другими техническими регламентами требований экологической безопасности применяются правила и методы исследований и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований и измерений, установленные в законодательном порядке, необходимые для применения настоящего технического регламента и других технических регламентов.

3. По итогам мероприятий по проверке выполнения объектом хозяйственной и иной деятельности предъявляемых настоящим техническим регламентом требований экологической безопасности специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды осуществляется:

1) оформление результатов проверки;

2) принятие мер по результатам проверки.

4. Экологический контроль соответствия объектов регулирования настоящего технического регламента требованиям экологической безопасности осуществляется в следующих формах:

1) визуальный контроль;

2) инструментальный контроль;

3) контроль наличия документации.

Визуальный контроль - мероприятие по проверке выполнения юридическим или физическим лицом предъявляемых настоящим техническим регламентом требований экологической безопасности процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и отходов производства, проводимое с помощью органов зрения без использования специального оборудования (приборов).

Инструментальный контроль - мероприятие по проверке выполнения юридическим или физическим лицом предъявляемых настоящим техническим регламентом требований экологической безопасности процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и отходов производства, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения единства измерений, с помощью приборов и специального оборудования, либо в местах производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и отходов производства, либо путем отбора образцов для проведения вне мест производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и отходов производства соответствующих исследований и измерений.

Контроль наличия документации - мероприятие по проверке выполнения юридическим или физическим лицом предъявляемых настоящим техническим регламентом требований экологической безопасности процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и отходов производства обязательных для указанных процессов документов (приложение 3 к настоящему Закону).

 

Статья 20. Государственная экологическая экспертиза

 

1. Оценка соответствия экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности в форме государственной экологической экспертизы осуществляется в целях охраны окружающей среды и населения от потенциального негативного воздействия планируемой деятельности и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

2. В составе документации, представляемой инициатором хозяйственной деятельности на государственную экспертизу, должны присутствовать доказательные материалы об использовании наилучших доступных технологий.

3. Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы является основанием для начала хозяйственной или иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно приложению 1 к настоящему Закону.

 

Статья 21. Подтверждение соответствия

 

1. Подтверждение соответствия экологической безопасности осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности.

2. Подтверждение соответствия объекта хозяйственной и иной деятельности требованиям настоящего регламента действительно в течение 5 лет со дня получения сертификата подтверждения соответствия.

 

Глава 5
Заключительные и переходные положения

 

Статья 22. Переходные положения

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона, вплоть до вступления в силу специальных технических регламентов по вопросам экологической безопасности, в которых степень риска причинения вреда выше степени риска причинения вреда, учтенного настоящим техническим регламентом, процессы хозяйственной и иной деятельности должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.

2. Для введения в действие положений настоящего Закона в течение 12 месяцев со дня его официального опубликования формируются реестры объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для государственного учета этих объектов на территории Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Ответственность за нарушение требований настоящего

технического регламента

 

1. Субъект хозяйственной и иной деятельности несет гражданскую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом, в случаях и порядке, определенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Должностные лица, уполномоченные проводить оценку соответствия процессов хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности, установленным настоящим техническим регламентом, за нарушение правил и форм оценки соответствия объектов регулирования настоящего технического регламента несут административную, дисциплинарную и уголовную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 24. Приведение нормативных правовых актов в соответствие

с настоящим техническим регламентом

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере применения настоящего технического регламента не действуют.

2. Правительству Кыргызской Республики в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить нормативные правовые документы, необходимые для применения настоящего Закона.

 

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через 12 месяцев со дня официального опубликования.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

К.Бакиев

 

 

 

Приложение 1
к Закону Кыргызской Республики "Общий
технический регламент по обеспечению
экологической безопасности
в Кыргызской Республике"

 

 

 

Виды экономической деятельности, подлежащие
обязательной экологической экспертизе

 

(В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года № 11)

 

1. Объекты энергетики:

1) теплоэлектроцентрали, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции;

2) промышленные установки по производству электроэнергии, пара, горячей воды;

3) линии трубопроводов, осуществляющих подачу газа, нефти и нефтепродуктов, тепла;

4) высоковольтные линии электропередач;

5) склады нефти и нефтепродуктов, газа, твердого топлива;

6) золошлакоотвалы.

2. Водохранилища.

3. Предприятия по добыче и переработке нефти, нефтепродуктов, газа.

4. Производство строительных материалов (цемент, асфальт, шифер, асбоцементные трубы и другие).

5. Сельское и лесное хозяйство:

1) проекты интенсификации сельского хозяйства;

2) проекты организации и реорганизации сельских землевладений;

3) проекты управления водными ресурсами для сельскохозяйственных целей;

4) проекты рекультивации земель в целях изменения типа землепользования;

5) птицеводческие, животноводческие, рыбоводческие комплексы;

6) проекты мелиорации.

6. Горнодобывающая промышленность:

1) поисково-разведочные, опытно-эксплуатационные работы;

2) добыча минерального сырья (мрамор, базальт, соль, песок, гравий, глина и другие);

3) добыча угля;

4) добыча руд;

5) переработка руд;

6) производство цветных, редких, драгоценных металлов;

7) утилизация и захоронение отходов, в том числе опасных и токсичных.

7. Металлообрабатывающая промышленность:

1) машино-станкостроительное производство;

2) производство полупроводниковых материалов;

3) предприятия по ремонту авиационного, железнодорожного транспорта;

4) производство радио- и телеаппаратуры;

5) литейное и металлопрокатное производства.

8. Производство стекла.

9. Производство фармацевтических, биологических, белковых препаратов.

10. Химическое производство.

11. Пищевая промышленность:

1) производство жиров и масел;

2) производство мясо-молочных продуктов;

3) производство сахара;

4) производство табака;

5) производство винно-водочной продукции;

6) производство спирта:

7) производство пива;

8) производство консервов.

12. Текстильная, кожевенная, бумажная промышленность:

1) первичная обработка шерсти и шкур;

2) производство древесно-стружечных плит, картона, древесно-волокнистых плит;

3) кожевенное производство;

4) производство бумаги;

5) красильное производство;

6) резинотехническое производство.

13. Склады токсичных, опасных, радиоактивных веществ.

14. Сооружения по очистке сточных вод, дымовых газов.

15. Водозаборы подземных вод.

16. Системы водоснабжения населенных мест, гидромелиоративные системы.

17. Строительство автомобильных и железных дорог.

18. Аэропорты, аэродромы, полигоны для испытаний, порты внутреннего судоходства, автодромы.

19. Строительство объектов рекреационного и туристического назначения.

20. Организация промышленных узлов.

21. Канализационные сети.

22. Горные подъемники и канатные дороги.

23. Утилизация, переработка и захоронение промышленных и бытовых отходов.

24. Автозаправочные станции.

25. Станции техобслуживания и предпродажной подготовки автотранспорта.

 

 

Приложение 2
к Закону Кыргызской Республики "Общий
технический регламент по обеспечению
экологической безопасности
в Кыргызской Республике"

 

 

 

 

Категории опасности

 

(В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года № 11)

 

1. Общие положения

 

Категория опасности объектов хозяйственной и иной деятельности определяется в зависимости от объемов загрязнения окружающей природной среды, количества и видового состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых на рельеф местности или в водные объекты, а также размещаемых отходов.

В зависимости от категории опасности устанавливается объем и содержание проектов нормирования природопользования, периодичность проведения проверок при осуществлении госконтроля за соблюдением природоохранного законодательства и установленных норм.

 

2. Порядок определения категории опасности

 

Категория опасности объекта хозяйственной и иной деятельности устанавливается специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на основании информации, предоставляемой субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Субъект хозяйственной и иной деятельности обязан представить необходимую информацию для расчета категории опасности в течение 1 месяца после получения запроса от специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. В случае невыполнения запроса в установленные сроки или предоставления недостоверных данных специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды имеет право принять решение о запрещении или приостановке деятельности объекта хозяйственной и иной деятельности.

Специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды обязан в течение одного месяца произвести расчет и представить его для утверждения субъекту хозяйственной и иной деятельности. В случае несоблюдения сроков предоставления результатов расчета категории опасности специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае несогласия субъекта хозяйственной и иной деятельности с результатом оценки категории опасности разногласия решаются в соответствии с действующим законодательством.

 

3. Определение категории опасности субъектов

хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих

выбросы в атмосферу

 

Для определения категории опасности субъекта хозяйственной и иной деятельности используются данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, представляемые в статистические органы или органы охраны природы.

Категория опасности субъекта хозяйственной и иной деятельности рассчитывается по формуле:

 

№ ai

КОП = E (Mi / ПДКcci) , где:

i=1

 

№ - количество загрязняющих веществ, выбрасываемых субъектом

хозяйственной и иной деятельности в атмосферу;

Mi - масса выброса конкретного вещества, т/год;

ПДКcci - среднесуточная предельно допустимая концентрация конкрет-

ного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе насе-

ленных мест, мг/куб.м;

ai - безразмерная константа.

Значения безразмерной константы определяются по таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

 

Величина константы ai в зависимости от класса
опасности загрязняющего вещества

 

Константа

Класс опасности вещества

1

2 или 3

4

ai

1,7

1,0

0,8

 

Значения КОП рассчитываются при условии, что Mi / ПДКcci > 1.0.

При значениях Mi / ПДКcci <= 1.0, значения КОП не рассчитываются и приравниваются к 0.

При отсутствии в справочной литературе значений среднесуточных предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест используются значения максимально разовых ПДК или ОБУВ для атмосферного воздуха населенных мест или уменьшенные в 10 раз аналогичные значения для воздуха рабочей зоны.

При отсутствии в справочной литературе класса опасности загрязняющего вещества для атмосферного воздуха населенных мест используются значения для воздуха рабочей зоны, при отсутствии обоих значений для класса опасности используется величина 3.

Для загрязняющих веществ, по которым отсутствует информация о ПДК или ОБУВ, значения КОП приравниваются к массе выбросов данных веществ, т.е. ПДК принимается равным 1.0, а класс опасности - 3.

Для загрязняющих веществ, являющихся озоноразрушающими веществами, регулируемыми Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принимается ПДК = 1 / (ОРС х 1000), а класс опасности равным 1, где ОРС - озоноразрушающая способность вещества по Монреальскому протоколу.

Для загрязняющих веществ, являющихся парниковыми газами, регулируемыми Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принимается ПДК = 1/ПГП, а класс опасности равным 1, где ПГП - потенциал глобального потепления по Киотскому протоколу.

По величине КОП из таблицы 3.2 определяется категория опасности объекта хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с категорией опасности объекта хозяйственной и иной деятельности определяется периодичность его отчетности и контроля (таблица 3.3).

 

Таблица 3.2

 

Категория опасности субъекта хозяйственной
и иной деятельности в зависимости
от рассчитанной величины КОП

 

Категория опасности объекта хозяйственной и иной деятельности

Значение КОП

I

КОП ≥1000

II

1000 >КОП ≥100

III

КОП < 100

 

Таблица 3.3

Периодичность отчетности и контроля субъектов
хозяйственной и иной деятельности
в зависимости от их категории опасности

 

Вид деятельности

Категория опасности по выбросам

I

II

III

1

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (1 раз в 5 лет)

+

+

+

2

Пересмотр норм ПДВ (1 раз в 5 лет)

+

+

-

3

Статистическая отчетность по форме 2 ТП - воздух (ежегодно)

+

+

-

4

План по охране атмосферного воздуха (1 раз в 5 лет)

+

+

-

5

Разработка норм ПДВ

+

+

-

6

Периодичность контроля деятельности:

ежегодно

1 раз в 3 года

1 раз в 5 лет

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

4. Определение категории опасности для субъектов

хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих

сброс сточных вод

 

1. Категория опасности объекта хозяйственной и иной деятельности по сбросам устанавливается на основании характера деятельности в отношении сточных вод, а также их объемов, исходя из нескольких критериев. К объектам хозяйственной или иной деятельности I категории опасности по сбросам относятся объекты, для которых выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) объекты хозяйственной или иной деятельности, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, водохозяйственные сооружения или на рельеф местности (балки, овраги, котлованы, сухие русла рек и т.п.) или в коллекторно-дренажные системы, без прохождения очистных сооружений, за исключением условно чистых сточных вод;

2) объекты хозяйственной или иной деятельности, имеющие на своем балансе действующие хвостохранилища, шламохранилища и т.п.;

3) объекты хозяйственной или иной деятельности, объем очищенных сточных вод которых равен или более усредненному объему сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений малых городов в год в куб.м.

2. К объектам хозяйственной или иной деятельности II категории опасности по сбросам относятся объекты, для которых выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) объекты хозяйственной или иной деятельности, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, водохозяйственные сооружения или на рельеф местности (балки, овраги, котлованы, сухие русла рек и т.п.) или в коллекторно-дренажные системы, после прохождения очистных сооружений с объемом очищенных сточных вод менее усредненному объему сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений малых городов в год в куб.м;

2) субъекты хозяйственной или иной деятельности, осуществляющие сброс сточных вод в накопители, выгребные ямы, септики и т.д. с последующим вывозом на очистные сооружения.

3. К объектам хозяйственной или иной деятельности III категории опасности по сбросам относятся объекты, имеющие сточные воды, но передающие их другим объектам хозяйственной или иной деятельности.

 

Таблица 4.1

 

Периодичность отчетности и контроля объектов
хозяйственной и иной деятельности в зависимости
от их категории опасности

 

Вид деятельности

Категория опасности по сбросам

I

II

III

1

Статистическая отчетность по форме 2 ТП Водхоз (ежегодно)

+

+

-

2

План по сокращению сбросов (1 раз в 5 лет)

+

+

-

3

Разработка норм ПДС 1 раз в 5 лет

+

+

-

4

Периодичность контроля деятельности:

ежегодно

1 раз в 3 года

1 раз в 5 лет

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

5. Определение категории опасности для объектов

хозяйственной и иной деятельности, деятельность

которых приводит к образованию отходов

 

1. Категория опасности объекта хозяйственной и иной деятельности по отходам устанавливается на основании характера деятельности, исходя из нескольких критериев.

2. К объектам хозяйственной и иной деятельности I категории опасности по отходам относятся объекты, для которых выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) основной деятельностью является сбор, прием и/или переработка отходов от сторонних организаций;

2) имеются на балансе или осуществляется эксплуатация объектов захоронения и длительного хранения отходов (полигоны, шламо- и хвостохранилища, породные отвалы, отвалы бедных руд, золоотвалы и т.п.);

3) количество образующихся отходов превышает 5 тыс. т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности и более 300 т - для прочих предприятий в год;

4) в результате производственной деятельности образуются среди прочих отходы, имеющие класс опасности выше 3.

3. К объектам хозяйственной и иной деятельности II категории опасности по отходам относятся объекты, для которых выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) количество образующихся отходов превышает 1000 т, но менее или равно 5 тыс. т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности, для прочих - превышает 60 т, но менее или равно 300 т в год;

2) в результате производственной деятельности образуются среди прочих отходы не выше 3 класса опасности.

4. К субъектам хозяйственной и иной деятельности III категории опасности по отходам относятся субъекты, для которых выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) количество образующихся отходов превышает 100 т, но менее или равно 1000 т для сельхозпредприятий и предприятий пищевой промышленности, для прочих - превышает 10 т, но менее или равно 60 т в год;

2) в результате производственной деятельности образуются отходы ниже 4 класса опасности.

 

Таблица 5.1

 

Периодичность отчетности и контроля объектов
хозяйственной и иной деятельности в зависимости
от их категории опасности

 

Вид деятельности

Категория опасности по отходам

I

II

III

1

Статистическая отчетность по формам

№ 1 - отходы

№ 2 - отходы (ежегодно)

+

+

-

2

План по сокращению отходов (1 раз в 5 лет)

+

+

-

3

Разработка нормативов объема размещения отходов производства и потребления (1 раз в 5 лет)

+

-

-

4

Периодичность контроля деятельности:

ежегодно

1 раз в 3 года

1 раз в 5 лет

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

6. Принятые сокращения

 

КОП - категория опасности субъекта хозяйственной и иной деятельности;

ПДК - предельно допустимая концентрация;

ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень воздействия;

ОРС - озоноразрушающая способность вещества, регулируемого Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (Закон Кыргызской Республики "О ратификации Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой" от 15.01.2000 г. № 16);

ПГП - потенциал глобального потепления веществ, регулируемых Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (Закон Кыргызской Республики "О присоединении Кыргызской Республики к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Конвенции ЕЭК ООН по трансграничному загрязнению воздуха на большие расстояния" от 14.01.2000 г. № 11);

ПДВ - том предельно допустимых выбросов;

ПДС - предельно допустимый сброс.

 

 

Приложение 3
к Закону Кыргызской Республики "Общий
технический регламент по обеспечению
экологической безопасности
в Кыргызской Республике"

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ
обязательной документации для действующих объектов
хозяйственной и иной деятельности, необходимой
для контроля наличия документации

 

(В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года № 11)

 

Наименование

Категория опасности по выбросам/сбросам/отходам

I

II

III

1

Выбросы в атмосферу

1.1

Расчет предельно допустимых выбросов

+

+

 

1.2

Экологический паспорт

+

+

+

1.3

Разрешение на выбросы

+

+

+

2

Сбросы

2.1

Расчет предельно допустимых сбросов

+

+

 

2.2

Разрешение на сбросы

+

+

 

2.3

Экологический паспорт

+

+

 

2.4

Характеристика очистных сооружений

 

 

+

2.5

Информация о передаче сточных вод сторонним организациям

 

 

+

3

Отходы

3.1

Расчет нормативов образования отходов производства и потребления

+

 

 

3.2

Разрешение на размещение отходов

+

+

 

3.3

Экологический паспорт

+

+

 

3.4

Документ о передаче отходов сторонним организациям

 

 

+

3.5

Сведения об объемах по составу

 

 

+

+ - обязательность наличия документации.