сегодня
21
Апреля
2021 года
Погода в Бишкеке:
+17 °C
днём +17
ночью +7

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

«О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Кыргызской Республики»

УВЕДОМЛЕНИЕ

о проведении АРВ и публичных консультаций для разработки проекта закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Кыргызской Республики»

Настоящим Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики в лице Департамента развития лесных экосистем извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

  1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование

Необходимость внесения изменений в Лесной кодекс Кыргызской Республики стала актуальным вследствие нерешенности и усугубления практических институциональных, правовых проблем, оказывающих негативное воздействие на состояние лесов и развитие лесного хозяйства, а в долгосрочной перспективе несут в себе риск приведения к полной деградации и истощения лесных земель и ресурсов.

Особенно чувствительными стали отсутствие в Лесном кодексе Кыргызской Республики многих механизмов и положений, необходимых для развития и эффективного управления лесным хозяйством, к которым можно отнести:

  • норм по защите и воспроизводству лесов вне государственного лесного фонда;
  • четких и прозрачных требований по разделению управленческих функций от лесохозяйственных в процессе деятельности лесных хозяйств, создающей условия для развития коррупционных механизмов и незаконного лесопользования;
  • устойчивых механизмов получения лесного дохода лесными хозяйствами;
  • правовых норм и порядка регулирования некоторых, имеющихся видов лесопользования;
  • действенного механизма возмещения убытков и потерь;
  • четко сформулированных и закрепленных положений, регулирующих управление лесами вне государственного лесного фонда.

Наличие вышеуказанных правовых пробелов в лесном законодательстве и отсутствие некоторых основных понятий в Лесном кодексе Кыргызской Республики привело к трудностям на практике, разночтениям правовых норм и разным подходам правового регулирования.     

К тому же, практика управления лесными экосистемами показала также неэффективность одновременного выполнения (совмещения)  лесхозами лесоуправленческих и лесохозяйственных функций, которое также противоречило основным требованиям законодательства Кыргызской Республики.

Необходимость изменения лесного законодательства требуют также несоответствие отдельных норм Лесного кодекса Кыргызской Республики положениям и требованиям Земельного кодекса Кыргызской Республики, Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, Налогового кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «О недрах» и других нормативных правовых актов.

Поэтому в целях преодоления и разрешения вышеуказанных проблем был разработан проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Кыргызской Республики».

                           

  1. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем (основных норм регулирования):

Предлагаемый проект Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Кыргызской Республики» регламентирует нормы управления лесами государственного лесного фонда и лесами, находящимися вне государственного лесного фонда; разделение функций лесхозов на лесоуправление (контрольно-регулирующие функции) и на лесохозяйствование; правовое регулирование лесокультурного фонда; режимы ведения лесного хозяйства по категориям защитности лесов; порядок и условия перевода нелесных земель в лесные; виды рубок леса (исключаются рубки главного пользования);  виды лесопользования; введение новых подходов к управлению лесами (экосистемные услуги лесов и платежи за экосистемные услуги, леса высокой природоохранной ценности) и возмещение убытков и потерь.

Основной задачей проекта являются: создание соответствующих законодательных и институциональных условий для устойчивого управления лесными экосистемами. Проект устраняет противоречия с Конституцией Кыргызской Республики и другими законодательными актами, предлагает введение более точных определений и положений, что позволит эффективно осуществлять правовое регулирование и снимать вопросы, порождающие судебные споры. 

Введение нового определения понятия «лес» с конкретными параметрами, устанавливающими   количественные характеристики лесов, позволит уполномоченному органу в сфере управления лесными экосистемами повысить эффективность и действенность правового регулирования и уверенно решать вопросы, предотвращая судебные споры.

Уточнение и/или введение в Лесном кодексе КР порядка семнадцати понятий и определений («лесные экосистемные услуги», «охрана леса», «плантация», «лесоразведение» и т.д.), используемых в лесном законодательстве КР, сформирует правовую основу для единообразности их применения на практике.  Закрепление понятий экосистемных услуг лесов и платежей за экосистемные услуги, а также лесов высокой природоохранной ценности в Кодексе создаст основу для устойчивого управления лесными экосистемами.

Изложение норм, образующих главу «Лесной фонд» (5 статей), в новой редакции позволит пересмотреть правовой статус лесов Кыргызской Республики, государственного лесного фонда, лесов, находящихся в других категориях земельного фонда. Введение понятия лесокультурного фонда и норм его правового регулирования, создаст правовую основу для осуществления лесопосадок в нелесных землях государственного лесного фонда. Изменения, внесенные в данной главе, установят, какие виды кустарниково-древесной растительности не относятся к лесам. В целом предполагается, что упростится процесс управления лесами, решатся вопросы посадки и правового статуса лесных культур на частных землях, исчезнет возможность двоякого толкования терминов. Так, в действующей редакции Лесного кодекса КР отсутствует порядок в использовании таких понятий, как «лесной фонд» и «государственный лесной фонд», что не позволяет определить четкие границы их правоприменения. В данной главе устанавливаются нормы, регулирующие правоотношения в сфере управления и использования лесов, находящихся в других категориях земельного фонда (вне земель государственного лесного фонда). Лесной кодекс в действующей редакции данный вопрос практически не регулирует.

Разделение функций лесхозов на контрольно-регулирующие и хозяйственные путем определения правового статуса, прав и обязанностей территориальных органов управления лесными хозяйствами и государственных лесопредприятий отвечает реалиям сегодняшнего дня, Концепции развития лесной отрасли КР и действующему законодательству КР. Данная норма обеспечит эффективность, финансовую и институциональную устойчивость организаций лесного сектора.

Проектом определены пересмотр положений Лесного кодекса КР в отношении категории защитности лесов, который определит режимы ведения лесного хозяйства по категориям защитности лесов, установит порядок и условия перевода нелесных земель в лесные, уточнит виды рубок леса (исключаются рубки главного пользования). Все данные изменения и дополнения вводятся для более точного регулирования вышеперечисленных вопросов и исключения коррупционных факторов в сфере управления лесными экосистемами.

В целях учета интересов граждан и предпринимателей, реализации их конституционных прав на лесопользование планируется включение новых видов лесопользования: предоставление земель лесного фонда для строительства энергетических установок с использованием возобновляемых источников энергии, создание промышленных плантаций и водоемов для ведения рыбного хозяйства. Включение новых видов леспользования открывает возможности для расширения доходов лесхозов и удовлетворяет возросший спрос на такие виды лесопользования.

Нормы Лесного кодекса по установлению ответственности по лесонарушениям предлагается привести в соответствие с требованиями Кодексов о проступках и о нарушениях. Также вводятся мотивационные отчисления из сумм, поступивших от возмещения исков и штрафов, для лиц, осуществляющих охрану лесов. Данные изменения планируются в целях усиления мер по обеспечению охраны лесов.

С целью стимулирования практики управления лесными ресурсами в Лесном кодексе будет пересмотрена глава по финансово-экономическому обеспечению лесной экономики с целью приведения его в соответствия с требованиями Бюджетного кодекса КР.

В отношении возмещения убытков и потерь проектом Закона предусмотрено изменение подходов, посредством введения понятия лесохозяйственных потерь и упущенной выгоды. В действующей редакции Лесного кодекса существует положение, когда сложно провести грань между убытками и потерями, что приводит к спорным моментам в процессе их администрирования.

Исключение противоречий Лесного кодекса с Конституцией Кыргызской Республики, исключение дублирующих, противоречащих норм законодательству Кыргызской Республики – преимущества нового проекта Закона.               

При внесении вышеобозначенных дополнений и изменений, несомненно, увеличатся потоки финансовых средств в лесной отрасли, что положительно отразится на улучшении материально-технической базы, качестве проведения лесокультурных, лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий и превратит лесную отрасль в бюджетобразующую отрасль экономики нашей республики. Принятие данного Проекта позволит задействовать экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов в лесной отрасли, к выполнению требований лесного законодательства в части лесопользования.

  1. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования

Принятие предлагаемого проекта Закона Кыргызской Республики будет способствовать:

  • созданию законодательных и институциональных условий для устойчивого управления лесными экосистемами, рационального и прозрачного лесопользования;
  • устойчивому и эффективному управлению лесным хозяйством;
  • устойчивому управлению лесами, находящимися вне государственного лесного фонда;
  • воспроизводству и восстановлению лесного фонда;
  • установлению более четких лесных правоотношений с учетом интересов граждан, населения с реализацией их конституционных прав на лесопользование;
  • улучшению социально-экономического положения местного населения;
  • созданию благоприятных условий для населения и предпринимательской деятельности и обеспечению рационального лесопользования;
  • развитию государственно-частного подхода в леснопользовании;
  • предупреждению негативных экологических последствий на землях вне государственного лесного фонда;
  • созданию условий для сохранения экологического баланса и обеспечения экологической безопасности и устойчивости, а также выполнению экологических требований, связанных с принятыми обязательствами в соответствии с международными договорами и соглашениями на должном уровне;
  • исключению противоречий нормам и требованиям нормативных правовых актов;

Совершенствование механизмов и норм Лесного кодекса КР посредством предлагаемых изменений станет краеугольным камнем для обеспечения устойчивого управления в сфере лесного хозяйства и положит основу дальнейшего развития лесных правоотношений.

  • Выгоды для государства

Положительные эффекты от соблюдения нормативного правового акта:

Законодательное закрепление положений Лесного кодекса КР положительно отразится не только на общественных отношениях, но также и на экономической стабильности лесной отрасли.

Принятие проекта Закона не влечет за собой рост численности контролирующих органов и бюджетного финансирования.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод об экономической целесообразности разработки и принятия данного проекта Закона.

  • Выгоды для предпринимательства

Положительные эффекты от реализации предлагаемого проекта Закона, для предпринимательства: развитие хозяйственной и экономической деятельности в правовом русле лесопользования и рационального использования земель лесного фонда.

  1. Оценка возможных неблагоприятных последствий

Неблагоприятных последствий от регулирования не предвидится.

  1. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования

         Кыргызская Республика относится к малолесным территориям, при этом около 200 тыс. человек проживает на территориях лесного фонда (или вблизи) и их благосостояние напрямую зависит от лесных ресурсов. Эффективность деятельности по рациональному использованию, устойчивому управлению лесным экосистемами, возобновлению и охране лесных ресурсов оказывает значительное влияние на уровень бедности, особенно в сельской местности.

  1. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением

 

Лесопользователи и предприниматели дополнительные затраты не понесут. Их затраты будут только в случае осуществления экономической деятельности и аренды земель лесного фонда. Затраты их при этом будут состоять из платы за аренду земель, которое определяется договором аренды в зависимости от видов и объемов лесных пользований и устанавливается по соглашению сторон.

 

  1. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Затраты государства планируются в размере 2220 сом при каждом обращении лесопользователей в целях получения земель лесного фонда в аренду для лесопользования и ведения экономической деятельности в соответствии с требованиями, установленным законодательством Кыргызской Республики.

  1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
  • являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
  • является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
  • является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным;
  • какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
  • какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
  • существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;
  • ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления

 

  1. Предложения принимаются:

 

- на электронную почту

departamentlesa@mail.ru

- на почтовый адрес

г. Бишкек, ул. Л. Толстого, 3

  1. Срок приема предложений не позднее

03.03.2021 г.

  1. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

10.03.2021 г.