сегодня
16
Ноября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+8 °C
днём +8
ночью +8

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

КОНЦЕПЦИЯ развития лесной отрасли КР

Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 14 апреля 2004 года N 256

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития лесной отрасли Кыргызской Республики

 

Леса Кыргызстана

Развитие лесной отрасли в 1999-2003 годах

В условиях рыночной экономики

Раздел I. Основные цели лесной политики Кыргызстана

1. Обеспечение устойчивого развития лесной отрасли

2. Привлечение населения и местных сообществ в совместное

управление лесами

3. Роль государства в лесном секторе

Раздел II. Десять стратегических направлений национальной лесной

политики

1. Обеспечение сохранения всех лесов и биоразнообразия в

стране

2. Определение технических норм для устойчивого

управления лесом

3. Передача части производственных функций частному

сектору

4. Улучшение систем совместного управления лесами и

арендных отношений

5. Рационализация структуры лесной службы на

территориальном и национальном уровне

6. Проведение экономической реформы в структурных

подразделениях Гослесслужбы

7. Повышение статуса сотрудников Гослесслужбы

8. Усовершенствование лесной науки и образования

9. Повышение эффективности системы финансирования лесной

отрасли

10. Повышение информированности о лесной отрасли

III.

 

Концепция развития лесной отрасли, разработанная на период до 2025 года, представляет направления для открыто проводимых реформ с учетом необходимости широкого привлечения местного населения к управлению лесами в целях поддержки социально-экономического развития регионов и сохранения лесов через устойчивое многофункциональное использование.

 

Леса Кыргызстана

 

Леса - национальное богатство Кыргызской Республики. Они являются государственной собственностью и могут играть важную роль в развитии экономики и улучшении экологического состояния окружающей среды.

Леса в Кыргызской Республике образуют единый Государственный лесной фонд (далее ГЛФ), в который входят земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесной отрасли.

Ежегодный объем древесины, получаемый лесхозами, составляет около 50000 куб.м. Заготовленная древесина перерабатывается непосредственно на местах традиционным способом, но очевидно, что такой объем не может удовлетворить потребности страны.

Несмотря на различия между еловыми лесами, расположенными преимущественно на севере страны, орехово-плодовыми и арчовыми лесами на юге и пойменными лесами, все они играют важную защитную роль, имеют большое экологическое, водорегулирующее значение, а также для сохранения и размножение экосистемами многообразия видов диких животных и растений.

Значительно усилившееся за последнее время антропогенное воздействие, вызванное самовольными порубками и заготовкой древесины, а также неконтролируемым выпасом скота, нанесло лесам значительный ущерб, в результате чего покрытая лесом площадь сократилась по сравнению с 1930 годом почти на треть.

Лесное законодательство последних десятилетий, запретившее проведение лесовосстановительных рубок в лесах, не способствовало развитию лесного хозяйства. Недостаточное внимание сохранению лесных культур и созданию промышленных плантаций из быстрорастущих пород, развитию и планированию питомников, не налаженные сбор и переработка лесных плодов, ягод и лекарственного сырья привели к сокращению доли лесного сектора в экономике страны.

В результате интенсивно развивавшееся до недавнего времени животноводство привело к значительному сокращению лесных ресурсов. Из-за нерационального использования имеющихся богатых ресурсов леса, недостаточного развития экологически чистых отраслей экономики, таких, как экологический туризм, оздоровительно-спортивные комплексы и других их потенциальные возможности в развитии экономики страны и повышения жизненного уровня населения привлекались недостаточно.

Для Кыргызской Республики увеличение, сохранение и восстановление лесных ресурсов страны является делом стратегической важности, которое закладывает основу имиджа государства, поднятия его экономического и экологического потенциала.

Устойчивое использование и сохранение горных лесов является обязанностью и первостепенной задачей каждого гражданина Кыргызской Республики.

 

Развитие лесной отрасли в 1999-2003 годах

 

Для исполнения Концепции развития лесного хозяйства Кыргызстана в 1999 году был разработан и принят новый Лесной кодекс Кыргызской Республики, который определил более совершенные рамки для всего лесного сектора, с приданием большей ответственности и нового статуса работникам лесной отрасли в сфере охраны и защиты леса.

В результате проведенных лесовосстановительных мероприятий и передачи бывших колхозных и совхозных лесов, увеличилась общая площадь Государственного лесного фонда. Были организованы новые особо охраняемые природные территории и другие структурные подразделения, уполномоченные государством органы по вопросам развития лесной отрасли.

Государственная лесная служба Кыргызской Республики (далее - Гослесслужба) является с 25 ноября 2001 года самостоятельной структурой с расширенными функциями и полномочиями, республиканским государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира. Была начата реформа лесхозов, которая переросла в общую реформу лесной отрасли, при этом лесничий объявлен ключевой фигурой. Была проведена оценка первых пяти лет реализации новой национальной лесной политике в республике.

В целом за последние два года произошло увеличение объемов государственного финансирования лесной отрасли. Лесной сектор освобожден от основных налогов, что дало возможность реинвестировать заработанные спецсредства на развитие лесного хозяйства.

Государственная программа "Лес", утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 ноября 2001 года N 715 "Об утверждении Государственной программы "Лес" на 2001-2005 годы", представляет собой особый План действий с определением мероприятий и средств на период 2001-2005 годов, необходимых для их выполнения, который был основным инструментом для выполнения Концепции развития лесного хозяйства Кыргызстана.

В качестве современного инструмента для лесоустройства и разработки новых лесохозяйственных заданий, были созданы новая Служба лесоохотустройства и ГИС-лаборатория, оснащенные современным оборудованием. Разработаны новые методы проведения лесоохотустроительных работ и обучены специалисты. В качестве первых результатов их работы подготовлены новые лесохозяйственные планы.

Для обучения и подготовки будущих специалистов лесного сектора создана кафедра лесоводства в Кыргызском аграрном университете и получили поддержку профтехучилища для разработки новых учетных программ и методологических аспектов обучения.

Возросло участие местного населения в лесном секторе посредством развития системы арендных отношений и общинного ведения лесного хозяйства (далее - ОВЛХ), введения частных форм лесохозяйственной деятельности, таких, как питомники, создание лесных культур, заготовка и переработка древесных и недревесных продуктов леса и т.д.

Возрос интерес к лесной отрасли со стороны международных доноров. Благодаря увеличению представителей лесного сектора на всех уровнях власти усилилось продвижение интересов лесной отрасли в законодательных и исполнительных органах власти, начиная от местных структур и до парламента страны.

 

В условиях рыночной экономики

 

Лесная отрасль, как и другие отрасли экономики страны, должна адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям (коммерческий подход, планирование снизу, привлечение различных заинтересованных сторон, совместная деятельность с частными предпринимателями и т.д.).

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике" государственное имущество, используемое лесным сектором, постепенно начало передаваться в частную собственность.

В Кыргызстане существует хороший потенциал для развития лесной отрасли. Есть лесокультурный фонд подходящие для облесения, запас древесины, профессиональный уровень сотрудников лесной отрасли, а также постоянная заинтересованность и участие государства.

Вместе с тем еще имеются нерешенные вопросы.

Лесной кодекс Кыргызской Республики не учитывает все аспекты новой национальной лесной политики. Следовательно, существующее лесное законодательство не в полной мере отвечает всем требованиям меняющихся условий и пока еще не преобразовано в логически взаимосвязанный свод нормативно-правовых актов, правил и положений, которые должны быть основой для практического применения.

Государственная программа "Лес" определяет задачи и мероприятия, но без учета реальных условий и возможностей, потому что процедуры планирования "снизу вверх" применялись недостаточно четко.

Из-за экономической нестабильности возросло воздействие на леса со стороны местного населения, и связь между сотрудниками лесной службы и местным населением слаба, что иногда приводит к конфликтным ситуациям. Отношения между сотрудниками лесной отрасли, местными властями и местным населением не достигли еще конструктивного уровня.

Не на должном уровне проводится координация сотрудничества лесной отрасли с другими министерствами и ведомствами. Специфика лесного сектора не всегда принимается во внимание в основных нормативно-правовых документах.

Несмотря на увеличение площадей лесных культур, их сохранность, уход за ними и инвентаризация находятся на недостаточном уровне. Количественные показатели не переросли в качественные. Нет системы координации и мониторинга, также нет удобной в применении базы данных.

Аренда земель лесного фонда расширяется, но еще не решены все вопросы, связанные с арендой (налогообложение, контракты и т.д.). Нет еще четкого общего понимания концепции ОВЛХ, что приводит к неправильному толкованию и нарушениям законодательства.

В целом, уровень материально-технического оснащения лесной отрасли низкий и устаревший, по-прежнему сохраняется сильная зависимость лесного сектора от финансовых механизмов распределения бюджетных средств, а также дополнительного финансирования международных доноров.

Реинвестиции в лесную отрасль не всегда используются рационально. Все еще имеют место случаи нарушения финансовой дисциплины.

С приобретением новых дополнительных функций Гослесслужбой возросли требования к профессиональному уровню сотрудников, но эти требования не всегда реализуются из-за недостатка обучения, справедливой и недостаточной кадровой политики.

Все еще на местах имеет место дублирование функций, что привело к увеличению штатных единиц, и недостаточное внедрение новых методов управления и организации труда в лесной сектора, что не отвечает требованиям Правительства Кыргызской Республики по реформе отрасли.

Среди других трудностей - недостаток финансовых и материально-технических ресурсов (критический бюджет для лесхозов), необходимость технической адаптации, которая гарантировала бы лучшую связь между сохранением и использованием лесов.

Не соответствующая времени структура управления (чрезмерная централизация, громоздкая бюрократическая система), неадаптированное законодательство (чрезмерные ограничения и недостаточное поощрение), излишний контроль со стороны силовых и контролирующих структур, а также несогласованное вмешательство местных властей не способствуют эффективному функционированию лесной отрасли.

Для обеспечения эффективного устойчивого управления лесами в интересах всего общества необходимо постоянное и активное участие государства и каждого гражданина страны.

 

Раздел I

Основные цели лесной политики Кыргызстана

 

Развитие лесной отрасли как одного из важных отраслей национальной экономики Кыргызстана базируется на пересмотренной Концепции развития лесной отрасли как основы лесного законодательства, адаптированного к изменяющимся экономическим условиям, и новой Национальной лесной программы.

Концепция развития лесной отрасли Кыргызстана основана на трех составных компонентах лесной политики "Лес - Человек - Государство".

 

1. Обеспечение устойчивого развития лесной отрасли

 

Для сохранения и воспроизводства лесных ресурсов при поддержке Правительства Кыргызской Республики выработана новая национальная лесная политика, которая обеспечит сохранность и использование этих ресурсов согласно общепринятым принципам устойчивого развития, адаптированным к социально-экономической ситуации в стране.

В Кыргызстане произрастают преимущественно горные леса, в связи с этим необходимо уделить особое внимание защитным функциям лесов и сохранению лесного биоразнообразия.

Учитывая, что большинство лесов Кыргызстана являются перестойными, необходимо постоянно внедрять в практику новые стратегии лесоводства, обеспечивающие естественное возобновление лесов и повышающие их защитные функции, посредством проведения адекватных рубок и регулирования пастьбы скота.

Необходимо продолжать создание лесных насаждений на пригодных землях, не используемых в сельском хозяйстве. Для увеличения национального потенциала производства древесины необходимо развивать промышленное лесоводство путем посадки быстрорастущих пород. В целях сохранения лесного генофонда нужно продолжить создание маточных плантаций хозяйственно ценных древесных пород и улучшить лесосеменное дело.

Постепенно и продуманно ввести многоцелевое использование лесов и лесных земель, содействующее устойчивому развитию отрасли. Постепенное увеличение заготовки и переработки древесных и недревесных продуктов леса будет способствовать удовлетворению внутренних потребностей страны.

Будут введены новые методы борьбы с вредителями и болезнями лесов, преимущественно биологическими методами. Усилить охрану леса от пожаров, самовольных порубок и потрав.

Провести лесоустройство во всех лесах страны для учета лесных ресурсов, а также планирования и мониторинга лесокомплексной деятельности.

С учетом этих задач возрастет роль науки в решении сложных проблем, стоящих перед лесной отраслью. Результаты исследований будут апробированы и внедрены в практику. Таким образом, научные исследования станут более прикладными, а вопросы внедрения научных достижений будут решаться быстро, без бюрократических задержек. Для увеличения вклада науки в лесную отрасль исследования и образование будут скоординированы и централизованы, а подготовке и повышению квалификации рабочих кадров будет уделено особое внимание.

 

2. Привлечение населения и местных сообществ в совместное

управление лесами

 

Лесохозяйственные мероприятия не могут проводиться без учета потребностей лесопользователей. Лесной сектор должен рассматриваться в структуре всего общества, в рамках новой политики и новых экономических условий.

Сохранение лесных ресурсов и развитие лесного сектора должно быть основано на полной ответственности всего общества и лесопользователей за управление лесами.

В настоящее время многие стороны заинтересованы в развитии новых форм экономической деятельности, в том числе лесохозяйственной. Наибольшее значение для Кыргызстана представляет тот факт, что общественность хорошо понимает необходимость сохранения и восстановления лесов, поэтому надо так стремиться к преодолению потребительского отношения к лесу, чтобы все население осознало, что сохранение природы требует участия каждого.

Необходимо поощрять активное участие в лесохозяйственных мероприятиях отдельных лиц или групп из частного сектора, в целях обеспечения получения экономической и социальной выгоды от лесов.

Привлечение в управление лесами населения и местных органов самоуправления может быть организовано в различных формах.

Совместное управление лесной отраслью получит поддержку как основа для создания дополнительных рабочих мест и сокращения бедности населения.

Под совместным управлением лесами подразумеваются различные виды процессов и процедур, направленные на объединение и сотрудничество различных партнеров - государственных, частных и общественных структур для совместного определения и выполнения лесохозяйственных мероприятий по управлению лесом.

Система аренды отдельных участков ГЛФ была введена в 1997 году. Эта система должна быть усовершенствована, чтобы расширить информированность и желание сельского населения сохранять лесные ресурсы, и таким образом способствовать реализации Комплексной Основы Развития Кыргызской Республики, Национальной стратегии сокращения бедности, социальной мобилизации. В условиях рыночной экономики основная производственная деятельность осуществляется частными лицами или группами, и лесной сектор не является исключением.

Поскольку лес - это общее богатство страны, предоставляющее различные виды пользования всем слоям населения, а цикл развития леса очень долгий, гораздо дольше, чем у одного человеческого поколения, основная часть лесов должна оставаться в собственности государства.

Хозяйственные функции должны быть переданы в частные руки, с соблюдением определенных технических, социально-экономических и экологических условий, гарантирующих в будущем устойчивое развитие лесов.

Частная инициатива абсолютно необходима, особенно для создания промышленных плантаций быстрорастущих районированных хозяйственно ценных древесных пород для сокращения сырьевой зависимости, в особенности для строительства и энергетических нужд.

Необходимо создать семенную базу, развивать специализированные питомники, которые могут развиваться на частной или коллективной основе, чтобы обеспечивать посадочным материалом для удовлетворения спросов на рынке.

Частная инициатива также необходима для выполнения и других задач, таких, как заготовка, транспортировка и переработка древесных и недревесных продуктов леса, различные экспертные услуги. Поскольку окончательной целью является реализация этих продуктов на рынке, только у частных структур может быть стратегия, ориентированная на рынок. Для поддержки частного сектора, взявшего на себя выполнение таких задач, необходимо разработать методы поощрения на законодательном уровне.

 

3. Роль государства в лесном секторе

 

В соответствии с новой редакцией Конституции Кыргызской Республики, в Кыргызстане гарантируется разнообразие форм собственности (государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности), и поскольку частная деятельность будет играть все более важную роль в будущем, роль государства, которая все еще остается основной, должна быть изменена.

Для Кыргызстана важной задачей является переопределение роли и ответственности государственных структур в выполнении лесной политики, государственном контроле и мониторинге лесной отрасли в целом, с одновременным ограничением бюрократии, чрезмерной централизации и неэффективности.

Необходимо сохранить национальную лесную службу с постоянным необходимым штатом сотрудников, имеющих специальное лесное образование. Пересмотр структуры Гослесслужбы на основе результатов функционального анализа обеспечит выполнение поставленных задач.

Для развития лесной отрасли необходимо существование самостоятельных территориальных органов управления Гослесслужбы.

Самостоятельные территориальные органы управления Гослесслужбы являются необходимым звеном, ответственным за реализацию лесной политики на местах.

Для того, чтобы повысить роль и значимость лесов для экономики и общества, будет продолжена реформа лесного сектора.

Будут введены новые методы хозяйствования, включая доступ и маркетинг лесной продукции и услуг, систему экономической оценки продукции леса и установление реальных цен на нее на основе рыночных принципов.

Новые процедуры бухгалтерского учета и управления будут продолжать внедряться с целью повышения эффективного и творческого подхода к работе.

Права и обязанности сотрудников Гослесслужбы, включая социальную защиту и оплату труда, все, что касается условий обеспечения качественного выполнения профессиональных обязанностей, будут пересмотрены на основании результатов функционального анализа, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Для успешного развития лесной отрасли деятельность всех государственных структур должна быть скоординирована с Гослесслужбой как на правительственном, так и на территориальном уровне.

Должно быть отрегулировано взаимодействие между территориальными подразделениями Гослесслужбы и органами местного самоуправления.

Местные власти заинтересованы в результатах лесохозяйственной деятельности, и это должно быть включено в региональные планы. В целях заинтересованности местных органов власти они должны привлекаться в совместное управление лесами.

Другие заинтересованные министерства, ведомства должны способствовать успеху реформы.

Необходимо внести изменения в государственную систему планирования, определяя не только ожидаемые результаты, но и более гибкие способы их достижения, которые могут быть скорректированы и адаптированы в ходе выполнения.

По вопросам, входящим в круг полномочий Гослесслужбы и ее территориальных органов управления, будут внедрены новые процедуры принятия решений.

Фонд развития лесной отрасли должен быть усовершенствован, чтобы сыграть более важную роль в эффективном проведении этой реформы.

 

Раздел II

Десять стратегических направлений национальной

лесной политики

 

На основе результатов анализа выполнения Национальной лесной политики (1998-2003 гг.) и учитывая 3 составные компоненты лесной политики, Концепция развития лесной отрасли определяет 10 стратегических направлений.

 

1. Обеспечение сохранения всех лесов и биоразнообразия в стране

 

В целях реализации международных конвенций в сфере сохранения окружающей среды особое внимание будет уделено сохранению биоразнообразия, всего растительного и животного мира. Создание особо охраняемых природных территорий должно быть основано на четко определенных и последовательных принципах.

План мероприятий по развитию орехово-плодовых лесов должен быть выполнен по всем компонентам, чтобы гарантировать рациональное управление экосистемой в регионе. Должны быть разработаны аналогичные планы для других лесов (еловых, арчовых, пойменных).

С учетом того, что ГЛС сохранит контрольно-регулирующие функции, необходимо реорганизовать и усилить службу госконтроля, охраны и защиты лесов.

Контроль за всеми видами правонарушений в лесах будет усилен.

Должно развиваться защитное лесоразведение насаждений в селах и оползнеопасных районах, а также на землях, не используемых населением.

Некоторые лесовосстановительные работы (посадки в трудных условиях) должны осуществляться при помощи других министерств и ведомств, при строгом контроле со стороны органов управления лесной отраслью.

Необходимо создать специальную службу при Гослесслужбе, которая будет заниматься вопросами профилактики и предотвращения оползней, селей и эрозии почв путем создания защитных насаждений и лесной мелиорации. Для этой цели Гослесслужба совместно с другими министерствами и ведомствами должна разработать специальную программу.

 

2. Определение технических норм для устойчивого управления лесом

 

Гослесслужба при поддержке лесной науки и международного опыта продолжит работу по определению и внедрению в производство соответствующих технических норм и правил для обеспечения устойчивого ведения лесной деятельности в различных категориях лесов Кыргызстана.

Будут определены критерии и индикаторы устойчивого лесопользования. Руководство по планированию и мониторингу будет передано как территориальным органам управления Гослесслужбы, так и службе лесоустройства.

Инвентаризация всех лесов Кыргызстана должна проводиться своевременно и с учетом периодичности, соответствующей каждому типу леса.

Для поддержки многофункционального использования лесных ресурсов необходимо определить новые методы интегрированного управления лесами, с учетом потребностей местных лесопользователей.

Предусматривается усовершенствование методов и технологий рубок, особенно лесовосстановительных, с учетом особенностей породы и экологических условий. В соответствии с категориями защитности лесов будет определено минимальное лесоводственное вмешательство.

Особое внимание будет уделено многоцелевому использованию лесных ресурсов, включая охоту, заготовку и переработку плодов и ягод, пчеловодство - всех полезных недревесных продуктов леса. Будет развиваться использование лесов в целях рекреации.

Современные технологии, включая компьютеризацию лесоводственных данных и географическую информационную систему, будут систематически внедряться в управление лесом.

 

3. Передача части производственных функций частному сектору

 

На основе результатов функционального анализа всего лесного сектора будут определены хозяйственные функции, которые должны быть переданы частному сектору, для того, чтобы Гослесслужба выполняла только те функции, которые не могут быть переданы частному сектору.

Необходимо разработать механизм передачи отдельных производственных функций частному сектору. Приоритетные направления могут включать следующие аспекты: создание промышленных плантаций, производство посадочного материала, уход за лесными культурами до их перевода в лесопокрытую площадь, заготовка и переработка лесной продукции, включая древесные и недревесные продукты леса, организация охотничьих туров и развитие экологического туризма, другие виды лесных пользований в соответствии с Лесным кодексом Кыргызской Республики.

Мероприятия, связанные с восстановлением возобновляемых природных ресурсов: леса, растительного и животного мира - должны остаться в государственном управлении, у специалистов этого профиля.

Поддержка непроизводительных функций, выполняемых частными лицами, таких, как защитное лесоразведение, лесозащитные работы, охрана леса от пожаров, природоохранные мероприятия, будут рассматриваться как услуги и будут оплачиваться государством.

Развитие определенной предпринимательской деятельности, включая облесение новых земель, создание плантаций из быстрорастущих хозяйственно ценных лесных пород, требует принятия специальных решений на законодательном уровне.

Создание частных структур для выполнения различных видов работ, связанных с лесным комплексом, должно получить поддержку местных администраций через специальные механизмы.

Для развития частного сектора в лесной отрасли необходимо освободить его от налогов на воду и землю в первые годы деятельности при выполнении определенных условий и контроля за проведением лесохозяйственных мероприятий. Налоги, выплачиваемые частными лицами, будут зависеть только от размера прибыли, получаемой от выполнения данной деятельности, и определяться на уровне, способствующем устойчивому развитию соответствующих видов деятельности в будущем.

 

4. Улучшение систем совместного управления лесами и арендных

отношений

 

Развитие системы и принципов арендных отношений и совместного управления лесом, введенные на экспериментальной основе в последние годы, требует дальнейшего уточнения и доработки в целях более качественного привлечения местного населения к управлению лесами.

Для улучшения этих целей необходимо включить:

правовые аспекты;

изменения, которые необходимо отразить в Программе "Лес";

совершенствование методов работы.

Необходимо провести оценку исполнения нормативных документов, регулирующих различные виды арендных отношений и совместного управления лесами, с целью внесения изменений и дополнений для лучшего соответствия исключения противоречий между собой и Лесным кодексом Кыргызской Республики.

Различные виды пользований, в зависимости от экологических и социально-экономических условий, будут разработаны для лесных и непокрытых лесом земель, подлежащих передаче в аренду.

Соответствующие планы лесохозяйственной деятельности территориальных органов управления лесной службы должны быть разработаны или пересмотрены с учетом новых задач и требований.

Должны быть определены условия для партнеров с учетом предыдущего опыта, места проживания, знания лесопроизводственных основ, желания и интереса лесопользователей к сохранению и воспроизводству леса.

Создать на региональном уровне комиссию, которая будет выполнять координирующую роль в решении спорных вопросов, заниматься распространением информации о системе совместного управления лесом и арендных отношений среди местного населения и органов власти.

 

5. Рационализация структуры лесной службы на территориальном и

национальном уровне

 

Все леса и земли, предназначенные под облесение, должны находиться под наблюдением государственного органа управления лесной отраслью для совершенствования координации различных мероприятий, направленных на развитие многофункционального управления лесами.

Гослесслужба должна сохранить статус республиканского государственного органа, который при поддержке региональных и местных органов власти отвечает за все государственные задачи, относящиеся к управлению лесной отраслью, а также за регулирование и контроль всех видов пользований лесом, флорой и фауной.

Местные государственные администрации будут играть совещательную роль.

Центральный аппарат Гослесслужбы будет заниматься стратегическими вопросами. На центральном уровне необходимо создать новую штатную единицу для мониторинга, аудита, методологии и координации международных проектов, а также юридический отдел.

Новое распределение функций приведет к ситуации, когда все сотрудники системы Гослесслужбы будут выполнять свои прямые обязанности: контроль, выдача разрешений, охрана, планирование, регулирование и мониторинг за всеми лесами независимо от их ведомственной принадлежности.

Будут созданы территориальные органы лесной службы для координации различных мероприятий по управлению лесом.

Будет совершенствоваться система планирования. При составлении плана мероприятий будут учитываться как местные условия и потребности, так и стратегические направления. План будет определять средства, а не только задачи, которые необходимо выполнить, а также уточнять необходимые условия, что обеспечит свободу использования средств. Решения по управлению, включая приоритеты планирования, будут приниматься на уровне территориальных органов управления лесной службы.

Необходимо утвердить официальные процедуры координации работы с другими министерствами, ведомствами и местными государственными администрациями.

 

6. Проведение экономической реформы в структурных подразделениях

Гослесслужбы

 

С учетом меняющихся экономических условий будет продолжено совершенствование управления в структурных подразделениях Гослесслужбы.

На основе результатов функционального анализа и в целях уточнения процедур по передаче производственных функций частному сектору, Гослесслужбой должно быть подготовлено специальное руководство, определяющее деятельность территориальных органов управления лесной службы и частных предпринимателей, а также общие для них нормы.

Необходимо определить механизм реинвестиции средств, поступивших от аренды земель ГЛФ и других видов поступлений, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, исключительно на развитие лесной отрасли.

Структурные подразделения Гослесслужбы будут иметь право подписывать контракты с частными лицами для выполнения конкретных видов работ (сезонных работ, заготовок, ухода за питомниками и т.д.). Будет введена современная система норм и тарифов на работы с учетом, новых экономических условий, а также определения цен на продукцию в зависимости от ситуации на рынке.

Бухгалтерская система учета и отчетности в территориальных органах управления лесной службы будет пересмотрена и адаптирована в соответствии с измененным распределением функций и обязанностей.

Все виды финансирования будут осуществляться вовремя и прозрачно. Компьютеризация лесного сектора будет вводиться на систематической основе.

 

7. Повышение статуса сотрудников Гослесслужбы

 

Принципиально важно, что работники лесной отрасли, отвечающие за реализацию лесной политики, получат все права и обязанности, соответствующие социальной значимости выполняемых ими задач.

Материальные средства, такие, как средства связи и техническое оснащение, необходимо предоставить работникам лесной отрасли. Клейма, обмундирование, личный нагрудный знак и табельное оружие будут выдаваться в зависимости от необходимости и должности.

Рассмотреть вопрос о включении всех сотрудников Гослесслужбы в Реестр государственных должностей Кыргызской Республики. Для повышения заинтересованности работников лесной отрасли будет разработана специальная система ежегодного поощрения, в зависимости от особых достижений и годовых результатов.

В то же время деятельность работников лесной службы будет контролироваться соответствующими государственными органами посредством систематических проверок в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Прием на работу должен осуществляться согласно установленному законодательством Кыргызской Республики порядке на основе открытого конкурса, по общепринятым критериям, включающим технический опыт, профессиональные и личные качества.

Необходимо разработать и утвердить в установленном порядке технические, сертификационные, квалификационные требования и официально определенные как минимум знаний, необходимых для приема на работу. Специальные контракты будут определены для сотрудников всех уровней Гослесслужбы.

Будет также гарантирована прозрачность этой системы, чтобы все сотрудники Гослесслужбы имели равные возможности для карьерного роста.

Необходимо создать базу данных о сотрудниках Гослесслужбы и разработать общую стратегию для более совершенной кадровой политики.

 

8. Усовершенствование лесной науки и образования

 

Выполнение лесной политики требует нового типа знаний, новых подходов и методов работы на высоком профессиональном уровне и подготовки высокопрофессиональных специалистов лесного хозяйства.

Для поддержки системы постоянного обучения и повышения квалификации необходимо укрепить связи между учебными заведениями и Гослесслужбой.

Для этой цели Гослесслужба будет поддерживать кафедру лесоводства Кыргызского аграрного университета и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов среднего звена. Количество студентов должно ежегодно определяться с учетом точных потребностей Гослесслужбы. Учебные программы будут совершенствоваться, в зависимости от новых задач и потребностей Гослесслужбы, чтобы способствовать повышению профессионализма и заинтересованности обучаемых специалистов.

На основе результатов функционального анализа Гослесслужбой будет разработана программа переподготовки кадров и организованы постоянно действующие курсы.

Специалисты, работающие в настоящее время в лесной отрасли на различных уровнях, должны регулярно проходить курсы повышения квалификации для ознакомления с новыми техническими аспектами своей специальности. Это должно быть обязательным условием для карьерного роста сотрудников системы Гослесслужбы.

Необходимо организовать совместный научно-технический Совет, который будет отвечать за координацию и мониторинг работ по проведению прикладных исследований.

Разработка норм и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов предпринимательства в лесном секторе, будет осуществляться научно-исследовательскими учреждениями.

Специальная программа набора и обучения молодых специалистов на международном уровне будет создана для поддержки этой научной стратегии.

При Гослесслужбе должна быть создана база данных лесной информации, включающая технические, экологические, социальные и экономические аспекты лесной отрасли Кыргызстана.

 

9. Повышение эффективности системы финансирования лесной отрасли

 

Финансирование лесной отрасли должно быть пересмотрено с учетом новых правил распределения государственного бюджета. Все финансовые средства, поступающие от лесопользования, должны реинвестироваться через Фонд развития лесной отрасли.

Фонд развития лесной отрасли должен предоставлять средства для выполнения запланированных программ в лесном хозяйстве. Он будет выдавать разного типа гранты частным лицам, а также субсидии территориальным органам управления лесной службы на лесозащитные и природоохранные мероприятия на основе обоснованных расчетов. Все средства будут использованы исключительно для финансирования приоритетной лесохозяйственной деятельности, четко определенной в Государственной программе "Лес".

Из-за долгосрочных природных процессов лесовосстановления, ограничивающей возможность немедленного получения дохода, Фонд развития лесной отрасли будет иметь право на получение некоторой помощи от доноров, международных агентств и частных лиц и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, по предварительно согласованным и отобранным программам.

Правление Фонда развития лесной отрасли должно включать представителей лесопользователей, и будет отчитываться ежегодно перед Правительством и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. В отчет также должны включаться сведения о дополнительном финансировании, предоставленном другими донорами.

 

10. Повышение информированности о лесной отрасли

 

Для разъяснения населению значения горных лесов, необходимо систематически использовать средства массовой информации.

Структурные подразделения Гослесслужбы должны распространять информацию среди населения для роста самосознания о необходимости сохранения лесов. Гослесслужба через средства массовой информации будет регулярно сообщать и информировать по конкретным вопросам сохранения и восстановления лесов. Инициатива любого рода по опубликованию информации, связанной с лесной отраслью, должна поощряться.

Регулярные телевизионные передачи будут посвящены общественно необходимой и полезной роли лесной отрасли, способствующей сохранению природы и местному развитию.

Необходима предварительная подготовка местного населения к выполнению различных видов лесохозяйственной деятельности.

Территориальные органы управления лесной службы будут привлекать местное население при планировании и распространении информации о достигнутых результатах. Общественные работы с привлечением местного населения к созданию лесных плантаций, охране и защите леса на основе контрактов с территориальными органами управления лесной службы будут использованы для распространения информации о значимости лесов.

Местные власти также должны отвечать за распространение информации о значении лесов и лесохозяйственной деятельности.

Школьные лесничества и питомники должны получать помощь от территориальных органов управления лесной службы в виде предоставления семян, посадочного материала и технических консультаций.

Должна быть создана эффективная информационно-коммуникационная сеть внутри лесного сектора, включая базу данных.

 

III

 

Национальная лесная политика Кыргызстана разрабатывается в одном направлении с социально-экономическими и природоохранными целями страны в рамках программы устойчивого человеческого развития, преодоления бедности, социальной мобилизации и добросовестного управления.

Концепция развития лесной отрасли Кыргызстана должна рассматриваться как основа для разработки правовых инструментов, включая пересмотр Лесного кодекса Кыргызской Республики и соответствующих подзаконных актов. Систематически должна проводиться гармонизация основополагающих нормативно-правовых документов по лесному и природоохранному законодательству.

Концепция станет основой для нового типа планирования лесохозяйственной деятельности и государственных мероприятий в стране после 2005 года.

Разработать Национальную лесную программу (с видением на 10-15 лет), определяющую конкретные стратегические рамки, взятые из Концепции развития лесного хозяйства, как основу для определения следующего пятилетнего Плана действий на 2006-2010 годы. План действий должен разрабатываться, с четко определенными мероприятиями, при обсуждении и согласовании с другими министерствами и ведомствами, другими заинтересованными сторонами.

После 5 лет выполнения национальной лесной политики будет проведена оценка с представлением отчета и предложений на следующие годы.

Лесная отрасль Кыргызской Республики, несомненно, столкнется с рядом проблем, для решения большей части которых в ходе всенародного обсуждения и определена Концепция развития лесной отрасли Кыргызстана на период до 2025 года, и объявлена официальным заявлением самого высокого уровня государства.

Основное содержание Национальной лесной политики, изложенное в Концепции развития лесной отрасли, должно быть доведено до широкой общественности Кыргызстана, чтобы способствовать активному и осознанному участию в ее реализации в интересах всего общества.

Страны, граничащие с Кыргызстаном, должны быть информированы о Концепции, с целью установления взаимовыгодного сотрудничества.