сегодня
16
Ноября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+8 °C
днём +8
ночью +8

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

КОНЦЕПЦИЯ экологической безопасности КР
 Утверждена
                                                 Указом Президента
                                               Кыргызской Республики
                                           от 23 ноября 2007 года № 506

                               КОНЦЕПЦИЯ
           экологической безопасности Кыргызской Республики

    

     Природа и  ее компоненты являются национальным достоянием Кыргызс-
кой Республики,  одними из основных факторов  ее  устойчивого  социаль-
но-экономического развития.
     Основы государственной политики в области охраны окружающей  среды
были заложены в Концепции экологической безопасности,  одобренной реше-
нием Совета безопасности Кыргызской Республики от 4 августа 1997  года,
в которой были определены экологические приоритеты переходного периода,
в частности,  вопросы создания системы природоохранного законодательст-
ва, государственного контроля и экспертизы, экологизации экономики, мо-
ниторинга окружающей среды.
     Со времени  принятия  указанной  Концепции в Кыргызской Республике
произошли серьезные перемены в общественном развитии. Приняты стратеги-
ческие документы развития государства,  создана основа природоохранного
законодательства, подписан ряд новых международных соглашений по вопро-
сам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной
деятельностью.
     Комплексные Основы  Развития,  Национальная  Стратегия  Сокращения
Бедности (КОР/НССБ) Кыргызской Республики на 2003-2005 годы были приня-
ты  в качестве среднесрочных программ действий Правительства Кыргызской
Республики по проведению активных экономических  и  социальных  реформ,
обеспечивающих устойчивое человеческое развитие, сокращение бедности, а
также предотвращение продовольственной необеспеченности в стране.
     Утверждена Концепция  укрепления  и  развития природоохранной дея-
тельности на 1998-2001  годы  (постановление  Правительства  Кыргызской
Республики от 4 июля 1998 года № 416),  определившая основные направле-
ния деятельности в области охраны окружающей среды.
     Принят ряд  законов экологической направленности,  таких,  как Зе-
мельный кодекс Кыргызской Республики (1999 г.),  Лесной кодекс Кыргызс-
кой  Республики (1999 г.),  Водный кодекс (2005 г.),  законы Кыргызской
Республики:  "О недрах" (1997 г.),  "Об охране окружающей среды"  (1999
г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), "Об экологической экс-
пертизе" (1999 г.),  "О биосферных территориях в Кыргызской Республике"
(1999  г.),  "О животном мире" (1999 г.),  "О радиационной безопасности
населения Кыргызской Республики" (1999 г.),  "О  питьевой  воде"  (1999
г.), "Об отходах производства и потребления" (2001 г.), "О хвостохрани-
лищах и горных отвалах" (2001 г.),  "Об охране и  использовании  расти-
тельного мира" (2001 г.),  "О горных территориях Кыргызской Республики"
(2003 г.), "Об охране озонового слоя" (2006 г.), "О государственном ре-
гулировании политики в области эмиссии парниковых газов" (2007 г.).
     Для участия республики во Всемирном Саммите по устойчивому  разви-
тию (Йоханнесбург,  2002 г.) подготовлены Концепция перехода Кыргызской
Республики к устойчивому развитию  до  2010  года,  Оценка  результатов
продвижения Кыргызской Республики к устойчивому развитию и Повестка дня
на 21 век (одобрены распоряжением Правительства  Кыргызской  Республики
от 2 августа 2002 года № 411-р).
     Приняты Концепция развития лесной отрасли Кыргызской Республики на
период  до 2025 года,  Национальная лесная программа на 2005-2015 годы,
направленные на обеспечение сохранности и лесовоспроизводства  согласно
общепринятым принципам устойчивого развития.
     С момента принятия Концепции экологической безопасности Кыргызская
Республика присоединилась к 11 международным природоохранным конвенциям
и 3 протоколам к ним, выполнение обязательств по которым предусматрива-
ет пересмотр национального законодательства и в целом политику в облас-
ти охраны окружающей среды и рационального природопользования.
     Кыргызская Республика  поддерживает принципы устойчивого развития,
и на Саммите тысячелетия,  как и все страны-члены ООН, подтвердила свою
приверженность достижению Целей Развития Тысячелетия, что предопределя-
ет необходимость пересмотра политики в области охраны окружающей среды.
Одним  из  приоритетов  должно  стать  обеспечение устойчивого развития
страны. Необходимы новые подходы в стратегическом планировании с учетом
ресурсного потенциала страны,  экономических и социальных аспектов раз-
вития.  Устойчивое использование природных ресурсов с учетом  интересов
не только нынешнего поколения, но и интересов будущих поколений, должно
стать приоритетом развития Кыргызской Республики и найти должное  отра-
жение в программных стратегических документах.
     Экологическая безопасность, как составная часть национальной безо-
пасности страны,  является обязательным условием устойчивого развития и
выступает основой сохранения природных систем и  поддержания  соответс-
твующего качества окружающей среды. В этой связи, в утвержденной Указом
Президента Кыргызской Республики от 16 мая 2007 года  N  249  Стратегии
развития  страны  на период до 2010 года вопросы экологической безопас-
ности включены в приоритеты развития.
     Реформирование всех  отраслей  национальной экономики должно стать
основой изменения отношения к использованию природных ресурсов с учетом
устойчивого состояния всех экосистем республики.
     В связи с этим разработана новая Концепция экологической  безопас-
ности республики в контексте устойчивого развития.
     Настоящая концепция  определяет  поэтапную  реализацию   положений
обеспечения экологической безопасности республики:
     первый этап (2007-2010 годы) - социально-экономическое развитие  с
учетом потенциальной емкости экосистем;
     второй этап (2010-2015 годы) - снижение уровня загрязнения окружа-
ющей среды, сохранение и восстановление природной среды;
     третий этап (2015-2020 годы) - улучшение качества окружающей среды
и достижение устойчивого природопользования.

          2. Принципы обеспечения экологической безопасности (*)

     Государственная политика в области охраны окружающей среды и раци-
онального природопользования базируется на следующих  основных  принци-
пах:
     - устойчивое развитие,  предусматривающее равное  внимание  к  его
экономической,  социальной и экологической составляющим и признание не-
возможности развития человеческого общества при деградации природы;
     - минимизация экологических последствий при экономическом росте;
     - предотвращение негативных экологических последствий в результате
хозяйственной деятельности для здоровья населения,  учет возможных эко-
логических последствий;
     - отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием
на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей
среды;
     - природопользование на платной основе и возмещение ущерба окружа-
ющей среде, наносимого в результате нарушения законодательства об охра-
не окружающей среды;
     - доступность экологической информации;
     - активное участие гражданского общества, органов самоуправления и
деловых кругов в подготовке,  обсуждении, принятии и реализации решений
в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

                3. Проблемы экологической безопасности

     Ключевые экологические проблемы, представляющие угрозу для челове-
ческого/устойчивого  развития  и  безопасности  населения в республике,
разделяются на глобальные, региональные и национальные.

     3.1. Глобальные проблемы

     Осознавая исключительную важность поддержки принципов  устойчивого
развития,  охраны окружающей среды,  Кыргызская Республика все активнее
вовлекается в деятельность мирового сообщества по сдерживанию  глобаль-
ных экологических угроз, в том числе в процесс объединения усилий госу-
дарств,  направленных на ослабление  негативных  последствий  изменения
климата,  разрушения озонового слоя,  сохранения биоразнообразия,  пре-
дотвращения опустынивания и деградации земель.

     3.1.1. Глобальное изменение климата

     Изменение климата, происходящее за счет "парникового эффекта", яв-
ляется проблемой мирового масштаба и представляет серьезную потенциаль-
ную угрозу окружающей среде.
     Присоединение Кыргызской  Республики  (Закон Кыргызской Республики
от 14.01.2000 г.  № 11) к Рамочной конвенции ООН об  изменении  климата
(далее - РКИК) определялось в значительной мере тем, что республика мо-
жет выполнять обязательства по Конвенции без какого-либо ущерба  нацио-
нальным интересам и риска для экономики страны,  поскольку в ней не ус-
танавливается каких-либо ограничений на конкретные  виды  экономической
деятельности или производства.
     Ратификация Киотского протокола к РКИК (Закон Кыргызской Республи-
ки от 15.01.2003 г.  № 9) позволяет использовать возможности Кыргызской
Республики по снижению выбросов и увеличению стоков парниковых газов  с
привлечением  значительных  ресурсов из внутренних и внешних источников
инвестиций.
     Выгоды от участия в этом процессе очевидны: улучшение общей эколо-
гической обстановки в результате  мероприятий  по  сокращению  выбросов
всех загрязняющих веществ и привлечение дополнительных средств, необхо-
димых на модернизацию и повышение энергоэффективности.
     Кыргызской Республикой  подготовлено Первое Национальное сообщение
в ответ на обязательства перед Рамочной  Конвенцией  ООН  об  изменении
климата, в настоящее время осуществляется подготовка Второго сообщения.
Принят Закон Кыргызской Республики "О государственном регулировании по-
литики в области эмиссии парниковых газов".
     Анализ результатов общей структуры эмиссии основных парниковых га-
зов  (углекислый  газ) CO2 - в эквиваленте по секторам показывает,  что
2/3 выбросов обеспечивает энергетический сектор республики и  не  менее
серьезная угроза загрязнения воздушного бассейна исходит от автомобиль-
ного транспорта.
     Потребности энергетического сектора будут возрастать и покрываться
в ближне- и среднесрочном периоде - за счет увеличения добычи и  сжига-
ния угля и нефтепродуктов, а в долгосрочном - за счет увеличения гидро-
электрогенерирующих мощностей.  В последние  годы  развитие  энергетики
сопровождалось  увеличением доли электроэнергии,  произведенной гидроэ-
лектростанциями до 92 процентов и снижением доли электроэнергии,  выра-
ботанной тепловыми электростанциями. Тем не менее, в абсолютном выраже-
нии количество сжигаемых углеводородов может нарастать с  соответствую-
щими последствиями для экологии.
     На фоне таких неблагоприятных тенденций особое внимание необходимо
уделять  внедрению  альтернативных  экологически безопасных технологий,
способствующих уходу от  углеводородной  зависимости,  внедрению  более
жесткой системы стандартов для применения техники/технологий,  работаю-
щих на углеводородном топливе.
     Наряду с  энергетическим  сектором существенное влияние на факторы
изменения климата оказывает лесной сектор. Лесные экосистемы, благодаря
сравнительно медленному росту и низкой скорости окисления побочных про-
дуктов биосинтеза,  не только поглощают,  но и накапливают значительное
количество  атмосферного углерода и способны удерживать его на протяже-
нии 80-120 лет до достижения ими возраста рубки. Поэтому одним из веду-
щих  направлений  в национальной политике по предотвращению последствий
изменения климата должны занимать проекты и программы  лесовосстановле-
ния, лесоразведения и реконструкции лесных насаждений, направленные на:
     - применение современных новых технологий при различных видах  ру-
бок, которые существенно снижают потери древесины при осуществлении ру-
бок;
     - повышение уровня механизации при лесовосстановлении и лесоразве-
дении для сохранения самосева и подроста;
     - промышленное  выращивание леса и внедрение новых технологий соз-
дания лесных культур.
     Важной проблемой является сохранение ледников.  Уменьшение их объ-
емов,  которое отмечается в последние годы,  ведет к негативным и  неп-
редсказуемым  изменениям  климата.  Нужна  специальная программа мер по
предотвращению таяния ледников.

     3.1.2. Разрушение озонового слоя

     Признавая, что разрушение озонового слоя Земли  является  потенци-
альной угрозой для здоровья человека, животных, растительности и микро-
организмов,  в 2000 году Кыргызская Республика присоединилась к Венской
конвенции и Монреальскому протоколу.
     Для определения государственной политики и выполнения  международ-
ных  обязательств в области охраны стратосферного озонового слоя и пре-
дотвращения разрушения озонового слоя, его восстановления в целях защи-
ты здоровья населения и окружающей среды от неблагоприятных последствий
принят Закон Кыргызской Республики "Об охране озонового слоя".
     Деятельность государственных  органов  в  области охраны озонового
слоя заключается в проведении наблюдений, учете и осуществлении контро-
ля  за изменением озонового слоя под влиянием хозяйственной и иной дея-
тельности/процессов, сборе и учете данных по потреблению озоноразрушаю-
щих  веществ,  определении  порядка обращения с ними,  регулированием в
производстве и быту химических веществ,  разрушающих озоновый  слой.  В
2002 году в республике создан Озоновый центр.
     По наблюдениям специалистов над республикой толщина озонового слоя
колеблется от 15-50 км. Проведенный анализ показал, что Кыргызская Рес-
публика не производила и не производит никаких озоноразрушающих веществ
(далее - ОРВ),  оборудования и товаров, содержащих ОРВ, которые контро-
лируются Монреальским протоколом, но ввозит их как в чистом виде, так и
в изделиях. Общее потребление всех ОРВ в 2000 году составило 79,45 мет-
рических тонн,  а с учетом озоноразрушающей способности (далее - ОРС) -
67,49 тонны.
     В условиях жаркого климата республики основная масса озоноразруша-
ющих веществ (79,43%  от общего потребления ОРВ) применяется при обслу-
живании холодильных установок, используемых для хранения пищи и промыш-
ленного охлаждения, в сельском хозяйстве - для охлаждения молочной про-
дукции и обработки зерна государственных запасов (20,45% от общего пот-
ребления ОРВ).
     Меры по снижению потребления ОРВ направлены на:
     - правильное  ведение хозяйства для исключения утечек и потерь су-
ществующих ОРВ;
     - извлечение и повторное использование изначально предусмотренного
хладогена после демонтажа оборудования для последующего ремонта;
     - перевод  существующего оборудования для использования ОРВ с низ-
кой и нулевой ОРС;
     - использование  оборудования,  которое  использует химические ве-
щества с нулевой ОРС.

     3.1.3. Опустынивание

     Продолжающееся опустынивание и связанные с этим явлением различные
проблемы представляют для Кыргызской Республики реальную внутреннюю уг-
розу, которая может перейти в трансграничную в результате переноса заг-
рязняющих веществ на большие расстояния.
     Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции по борьбе с опус-
тыниванием (далее - КБО) в декабре 1997 года и ратифицировала ее в 1999
году.  КБО направлена на борьбу с засухой в засушливых и слабо  обеспе-
ченных,  полуаридных/аридных  зонах  и признает прямую связь между бед-
ностью населения и деградацией земель, а также необходимость сокращения
бедности в качестве жизненно важного инструмента в борьбе с опустынива-
нием.
     Площадь сельскохозяйственных  угодий  составляет 10647,4 тыс.  га.
Земли государственного лесного фонда и земли особо охраняемых природных
территорий (далее - ООПТ) расположены на 3132,7 тыс.  га. С начала про-
ведения земельной реформы произошли существенные изменения в  использо-
вании земельного фонда по категориям земель. В частности:
     - уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного  назначения  за
счет перевода в другие категории земель;
     - значительно увеличилась площадь земель населенных пунктов;
     - увеличились  площади земель запаса за счет передачи неиспользуе-
мых, в основном отдаленных пастбищ (при этом они остаются землями сель-
скохозяйственных угодий);
     - увеличились площади земель  государственного  лесного  фонда  за
счет   находившихся  в  долгосрочном  пользовании  сельскохозяйственных
предприятий.
     Из вышеперечисленных  категорий земель территориями выполнения КБО
в республике являются земли сельскохозяйственный угодий и  земли  госу-
дарственного  лесного  фонда.  Эти земли особенно подвержены чрезмерной
эксплуатации и антропогенному воздействию,  что отражается на  развитии
процессов  деградации  и снижения их биологической и экономической про-
дуктивности.
     Биологическую продуктивность  земель  резко снижает вырубка лесов,
заболачивание, засоление, осолонцевание и эрозия. В совокупности с неб-
лагоприятными  социально-экономическими  факторами  хозяйствования  это
приводит к росту затрат при получении  единицы  продукции  и  невысокой
экономической продуктивности земель.
     В ноябре 2006 года Правительством  Кыргызской  Республики  принята
Национальная  Рамочная  Программа  по устойчивому управлению земельными
ресурсами,  направленная на предотвращение и сокращение масштабов опус-
тынивания в республике.
     Меры по снижению опустынивания:
     - создание  потенциала  для  внедрения комплексного планирования и
управления земельными ресурсами;
     - устойчивое  ведение  сельского хозяйства на богарных и орошаемых
землях;
     - устойчивое управление лесными ресурсами;
     - устойчивое управление пастбищами и развитие животноводства;
     - устойчивое управление водными и земельными ресурсами.

     3.1.4. Биоразнообразие

     Природные экосистемы - основа восстановления и сохранения животно-
го и растительного мира любой страны. Охранять следует не отдельные ви-
ды растений и животных, которым грозит исчезновение, а экосистемы в це-
лом.
     По показателям биологического разнообразия Кыргызстан занимает за-
метное место в мире,  выделяясь высокой концентрацией видов растений  и
животных,  а  также  сохранностью  естественных ландшафтов и экосистем.
Всего можно выделить 26 классов экосистем и 160 разновидностей горных и
равнинных  ландшафтов.  Они населены более чем 50 тысячами видами живых
организмов.  Кыргызская Республика входит в число 200 приоритетных эко-
логических регионов планеты.  Здесь произрастает около 2% видов мировой
флоры и обитает более 3%  видов мировой фауны,  часть видов растений  и
животных относится к эндемикам.
     Из природных факторов, влияющих на состояние биоразнообразия, сле-
дует  выделить  продолжающуюся  аридизацию  (опустынивание) и изменение
климата.  Оба фактора ставят биологические сообщества в условия экстре-
мального  выживания.  Значительная часть территории почти половину года
находится под снежным покровом.  Аридизация ведет к падению  продуктив-
ности растительного покрова - основы воспроизводства жизни.  Происходит
дробление и сокращение ареалов,  снижение численности и воспроизводства
видов. Многие из них находятся на грани вымирания. Уже исчезло несколь-
ко видов растений и животных,  таких,  как дикий гранат,  тигр, красный
волк,  выдра.  В Красную Книгу Кыргызской Республики (1986 год) внесено
65 видов растений, 18 видов насекомых, 3 вида рыб, 3 вида пресмыкающих-
ся, 33 вида птиц и 13 видов млекопитающих.
     Численность животных,  занесенных в Красную Книгу Кыргызской  Рес-
публики по состоянию на начало 2003 года,  составляет: архар тянь-шань-
ский - 2433 голов,  марал - 294, барс - 469, рысь - 1217, медведь - 386
и манул - 204.
     В настоящее время готовится к изданию новая редакция Красной Книги
Кыргызской  Республики,  обновленный  список  которой включает 95 видов
растений, 26 видов млекопитающих, 53 вида птиц, 10 видов амфибий и реп-
тилий, 7 видов рыб и 18 видов насекомых.
     В настоящее время общая площадь ООПТ  составляет  447,8  тыс.  га.
Процесс  увеличения ООПТ (государственные заповедники,  государственные
природные парки,  заказники и др.) необходимо наращивать для увеличения
естественной  биоты - главного компонента,  стабилизирующего окружающую
среду.
     От состояния  биоразнообразия прямо или косвенно зависят все,  без
исключения,  социально-экономические секторы страны.  Прежде всего, оно
обеспечивает  нормальное  санитарно-гигиеническое  состояние окружающей
среды, влияющее на состояние здоровья населения. В сельскохозяйственном
секторе пастбища,  сохранившие свой исходный набор видов,  представляют
наибольшую кормовую ценность.  В полеводстве,  садоводстве и лесном хо-
зяйстве наиболее устойчивые и безопасные меры борьбы с вредителями свя-
заны с использованием естественных  видов,  ограничивающих  их  числен-
ность. Благополучие охотничьего и рыбного хозяйства напрямую зависит от
благополучия объектов их промысла. То же самое относится и к фармаколо-
гии, использующей дикие лекарственные растения.
     В республике не хватает научной информации о состоянии биоразнооб-
разия.  Недостаточны сведения о беспозвоночных, низших растениях, флоре
и фауне южного Кыргызстана,  внутреннего Тянь-Шаня. Отсутствует монито-
ринг  групп видов и сообществ.  Не разработаны научные основы кадастров
живой природы и не ведутся сами кадастры.
     Практически в  настоящее  время  уже не регистрируются многие виды
млекопитающих - среднеазиатская выдра, джейран, такие птицы, как дрофа,
орел-могильник.  На грани исчезновения тюльпан блестящий,  тюльпан Ост-
ровского и другие.
     Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции о сохранении био-
логического разнообразия в 1996  году,  разработаны  Стратегия  и  План
действий по сохранению биоразнообразия республики.
     Учитывая, что в последнее время реальную угрозу для всего мирового
сообщества представляет распространение генетически измененных организ-
мов и продуктов,  Кыргызская Республика в 2005  году  присоединилась  к
Картахенскому протоколу по биобезопасности. Подписание данного протоко-
ла позволяет Кыргызской Республике осуществлять деятельность, связанную
с  трансграничным перемещением генетически измененных организмов и про-
дуктов;  принимать меры по недопущению их ввоза в страну;  обеспечивать
тесное  международное  сотрудничество,  включая  взаимную помощь в деле
исследований и научно-технических разработок, а также обмен информацией
в области биотехнологий.  В связи с этим в настоящее время разрабатыва-
ется проект Закона Кыргызской Республики "О  биологической  безопаснос-
ти".
     Необходимые меры по сохранению биоразнообразия:
     - расширение площади ООПТ до 10%  от общей территории путем созда-
ния ООПТ,  преимущественно национальных парков вблизи  крупных  городов
республики  для обеспечения организованного отдыха и сохранения природы
от неорганизованных туристов;
     - создание экологической сети, включающей ООПТ различных категорий
и разного уровня в  степных,  полупустынных  и  пустынных  экосистемах,
обеспечивающих охрану 60-65%  видов, внесенных в Красную Книгу Кыргызс-
кой Республики;
     - разработка  Национальной  стратегии сохранения биоразнообразия с
учетом развития экологического туризма и участия местных сообществ;
     - совершенствование природоохранного законодательства в части сох-
ранения и защиты естественных экосистем;
     - ведение  обязательного  документированного учета для определения
состояния основных компонентов биоразнообразия на всех  категориях  зе-
мельных и водных естественных угодий независимо от форм собственности;
     - оценка и инвентаризация объектов биоразнообразия.

     3.2. Региональные проблемы

     Кыргызстан со всех сторон окружен сушей и имеет  общую  границу  с
Китаем,  Казахстаном,  Таджикистаном и Узбекистаном.  Природные ресурсы
ограничены,  однако горные ледники характеризуются высокими потенциаль-
ными экономически важными ресурсами - запасами воды.
     Высокая антропогенная нагрузка на окружающую среду,  хрупкость ло-
кальных экосистем в отдаленных районах, слабая инфраструктура при высо-
кой плотности населения, бедность и этнические споры - все это потенци-
альные  источники  возникновения  конфликтов и угрозы региональной ста-
бильности.
     Наличие у Кыргызской Республики значительных запасов воды - ресур-
са,  который в других частях Центрально-Азиатского региона является де-
фицитным,  обуславливает  необходимость  сохранения и рационального ис-
пользования данного ресурса.
     Добыча урана,  тяжелых металлов и ртути, скопление отходов прошлой
горной добычи способствуют загрязнению окружающей среды и  представляют
потенциальную опасность для здоровья людей за счет загрязнения питьевой
воды и пахотного слоя почвы.  Эти угрозы усугубляются тем обстоятельст-
вом,  что Кыргызская Республика расположена в верхней части региона и с
ее территории загрязняющие вещества через многочисленные водотоки могут
поступать в другие районы Центральной Азии.
     Город Майлу-Суу входит в десятку самых  экологически  загрязненных
городов мира, в окрестностях которого сосредоточены 13 объектов склади-
рования отходов и 23 склада отходов добычи урановых руд.  Данная терри-
тория  представляет  особую опасность из-за близости к населенным пунк-
там,  подземным запасам природного газа и нефти и очень высокой вероят-
ности различных видов природных катаклизмов, таких, как землетрясения и
оползни.
     Устойчивое развитие Центрально-Азиатского региона,  а также регио-
нальная и национальная безопасность могут быть  обеспечены  только  при
условии  сохранения  природных экосистем и поддержания соответствующего
качества окружающей среды. Для этого необходимо формирование и последо-
вательная  реализация  единой государственной политики в области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Сох-
ранение и восстановление природных систем должно стать одним из приори-
тетных направлений деятельности государств Центральной  Азии  в  рамках
работы  Межгосударственной  Комиссии по устойчивому развитию и Межгосу-
дарственной Координационной Водохозяйственной Комиссии.
     Необходимые меры региональной политики:
     - создание реестра трансграничных экологических проблем;
     - разработка  показателей  раннего оповещения и систем мониторинга
трансграничных проблем;
     - проведение  оценки  воздействия на окружающую среду приграничных
объектов;
     - сближение нормативов и стандартов качества окружающей среды;
     - осуществление мониторинга состояния трансграничных рек;
     - разработка водной стратегии Кыргызской Республики.

     3.3. Национальные проблемы

     Приоритетной, жизненно важной задачей мирового сообщества в 21 ве-
ке стало обеспечение экологической безопасности как качественно  нового
элемента общественного достояния.

     3.3.1. Загрязнение атмосферы

     Основными источниками  загрязнения атмосферного воздуха в Кыргызс-
кой Республике являются предприятия энергетики,  выпуска  стройматериа-
лов, коммунального хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей отрас-
лей, частные домовладения, а также автотранспорт.
     Поступление загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух зависит,
главным образом, от экономического состояния отраслей, оказывающих наи-
большее  воздействие  на окружающую среду,  состояния коммунального хо-
зяйства городов.  Кроме того,  отсутствие в Кыргызской Республике собс-
твенных  запасов природного газа заставило большинство владельцев част-
ных домов вернуться к использованию твердого топлива,  имеющего относи-
тельно низкую калорийность и высокую зольность.
     Структура топливно-энергетического комплекса Кыргызской  Республи-
ки,  характеризующаяся ограниченным объемом добычи и переработки угля и
нефти,  преимущественной выработкой электроэнергии на гидроэлектростан-
циях  и  значительной  долей  использования природного газа на тепловых
электростанциях,  сдерживала вредное воздействие  электроэнергетики  на
окружающую  среду.  Увеличение  топливопотребления за последние 5 лет с
относительным уменьшением доли газа и увеличением доли угля в топливном
балансе ТЭЦ и котельных энергосистемы, привело к существенному увеличе-
нию общего количества выбросов в атмосферу.
     Воздействие автотранспорта  на  окружающую среду в Кыргызской Рес-
публике во многом определяется интенсивностью перевозок  и  техническим
состоянием  парка  транспортных  средств,  развитием тех или иных видов
транспортных услуг.
     Ежегодный расход топлива на работу автотранспорта, включая индиви-
дуальный транспорт,  составляет 400-600 тыс.  тонн  условного  топлива.
Практически, 99% используемого топлива приходится на автомобильный бен-
зин и дизельное топливо.
     Автотранспорт остается  одним  из наиболее интенсивных и стабильно
растущим источником загрязнения атмосферы, поскольку более четверти ав-
томобилей  эксплуатируются  с  превышением  норм токсичности и дымности
из-за их изношенности,  слабого контроля при выходе на линию,  неэффек-
тивности систем технического осмотра и технического обслуживания. Высо-
кая плотность транспортного потока оказывает отрицательное  воздействие
на состояние атмосферного воздуха в городах.
     Качество атмосферного воздуха в городах контролируется путем  сис-
тематических стационарных наблюдений на 13 постах,  установленных в го-
родах республики - Бишкек (7),  Кара-Балта (2),  Токмок (2), Чолпон-Ата
(2).
     Система государственного контроля в  области  охраны  атмосферного
воздуха  в республике ориентирована на контроль загрязняющих веществ на
"конце трубы",  а не на анализе производственного процесса и предотвра-
щении загрязнения путем совершенствования методов производства.
     Система государственного статистического учета выбросов загрязняю-
щих  веществ  в  атмосферный воздух в Кыргызской Республике основана на
данных, представляемых по стационарным источникам самими хозяйствующими
субъектами. Однако, ее результаты фактически непригодны для использова-
ния ввиду неполного охвата источников загрязнения атмосферного  воздуха
и недостоверности представляемых данных.

     3.3.2. Состояние водных ресурсов

     Водные ресурсы Кыргызской Республики являются собственностью госу-
дарства и образуют единый государственный водный фонд. Область формиро-
вания  речного стока занимает 87 процентов от общей площади,  а область
рассеивания - 13 процентов.  Естественный суммарный поверхностный  сток
рек  республики  в  различные  по  водности годы колеблется от 44 до 50
куб.км (с учетом возвратных вод). На территории республики разведано 44
месторождения  пресных  подземных вод,  эксплуатационные запасы которых
составляют более 3 куб.км,  а потенциальные запасы - более  10  куб.км.
Запас  воды  в озерах оценивается в 1745 куб.км,  но только 7 куб.км из
них являются пресными. В республике используется только 12-17 процентов
суммарного поверхностного стока.  В настоящее время обеспеченность вод-
ными ресурсами республики является вполне удовлетворительной,  но  этот
вывод не учитывает пространственную распределенность,  а также ярко вы-
раженные сезонные колебания.  Использование водных ресурсов в 2006 году
в зависимости от их назначения характеризуется следующими показателями:
     - производственные нужды - 72 млн. куб.м;
     - орошение и сельскохозяйственные нужды - 4215 млн. куб.м;
     - хозяйственно-питьевые нужды - 128 млн. куб.м.
     Водоотведение фактически  повторяет структуру водопотребления.  По
данным Национального статистического комитета Кыргызской  Республики  в
2006 году в целом по республике сброшено 700,8 млн.  куб.м, из них заг-
рязненных и недостаточно очищенных - 12,6 млн. куб.м. Объем сброса нор-
мативно очищенных вод составил 148 млн. куб.м.
     Увеличение сброса загрязняющих веществ в водные  объекты  ведет  к
загрязнению открытых водотоков и,  как следствие,  наносит непоправимый
ущерб водной флоре и фауне и влияет на здоровье населения.
     Ухудшение экономического  положения  создало  серьезные проблемы в
работе очистных и канализационных  сооружений.  Учитывая  экономическую
несостоятельность  предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства  и,  в
частности, муниципальных очистных сооружений, проблемы очистки и возме-
щение вреда, наносимого от сброса неочищенных сточных вод, являются для
сектора водоснабжения и канализации одной из самых главных.
     Наиболее эффективной  система мониторинга за количеством и качест-
вом водных ресурсов была в середине 80-х годов прошлого столетия. Из-за
ограниченности  финансовых средств,  необходимых для эксплуатации и мо-
дернизации,  значительное количество постов было ликвидировано. Сущест-
венно  сократилась  сеть  наблюдений  за снежным покровом и ледниками в
горной зоне,  которая является основой для гидрологических прогнозов. В
прошлом  наблюдения  за снегом и льдом производились на 250 точках в 24
основных речных бассейнах региона. Полностью прекращены регулярные наб-
людения на ледниках,  сократилась сеть наблюдений за поверхностными во-
дами. Количество постов в 2006 году сократилось до 23, тогда как в 1985
году их было 147.
     Происходящие в Кыргызской Республике  процессы  изменения  климата
обуславливают необходимость адаптации сектора потребления водных ресур-
сов к прогнозируемым показателям изменения климата.  В связи с сокраще-
нием оледенения в бассейнах небольших рек наблюдается уменьшение их го-
дового стока и предполагается, что эти изменения в будущем будут прояв-
ляться более ощутимо, что может создать определенные трудности, особен-
но для сельского хозяйства.

     3.3.3. Состояние земельных ресурсов

     Площадь сельскохозяйственных угодий республики считается  потенци-
ально эрозионно опасной.  По данным Земельного кадастра Кыргызской Рес-
публики, площадь земель, подверженных водной и ветровой эрозии, состав-
ляет  около 45,7 процента от общей площади сельскохозяйственных угодий.
Наиболее подвержены эрозии земли в Нарынской и Иссык-Кульской областях.
Деградация  почв  наносит большой экономический ущерб и снижает урожай-
ность сельскохозяйственных культур на 20-60 процентов.
     Деградация почв  в  республике  приводит к резкому снижению ее ка-
чественного состояния, которое характеризуется в настоящее время следу-
ющими данными:
     - засоленные - 220 тыс. га;
     - солонцеватые - 81,8 тыс. га;
     - заболоченные - 33,1 тыс. га;
     - каменистые - 196,1 тыс. га;
     - дефляционно-опасные - 651,1 тыс. га;
     - подверженные водной эрозии - 764,8 тыс. га.
     Отсутствие севооборота,  несоблюдение требований  по  возделыванию
сельскохозяйственных  культур,  отсутствие оптимальной зяблевой пахоты,
отсутствие удобрений приводит к нарушению почвенно-экологических  усло-
вий и ведет к увеличению площади деградированных земель.
     Разрушение коллекторно-дренажных сетей,  ненормированное  орошение
приводит  к  поднятию  уровня грунтовых вод.  В связи с этим необходимо
привлечение новых технологий, постепенное замещение минеральных удобре-
ний органическими в целях реабилитации деградированных земель,  восста-
новления качества и плодородия земельных угодий.
     В настоящее  время  отсутствует  полная и достоверная информация о
происходящих процессах деградации земель.  Необходимо издание  Кадастра
почв,  подготовленного Национальной академией наук Кыргызской Республи-
ки.

     3.3.4. Состояние лесных ресурсов

     В соответствии с Лесным Кодексом Кыргызской Республики леса  явля-
ются собственностью государства, образуют единый государственный лесной
фонд и отнесены к природоохранным,  призванным обеспечивать в  условиях
горной территории защитные, водоохранные, климаторегулирующие и оздоро-
вительные функции.
     По состоянию на 1 января 2006 года, лесной фонд Кыргызской Респуб-
лики составляет 3132,7 тыс.  га,  в том числе покрытая лесом площадь  -
864,9 тыс. га, или 4,32 процента от общей площади республики.
     В Кыргызской Республике сосредоточено большое разнообразие  лесов,
не  имеющих  аналогов  по концентрации в других странах региона.  Здесь
встречаются леса:  арчовые,  еловые и елово-пихтовые,  кленовые, мелко-
лиственные, орехоплодовые, фисташники и миндальники. Все они имеют важ-
нейшее значение для сохранения биологического разнообразия.
     Несмотря на свою относительно небольшую площадь,  лесам Кыргызской
Республики принадлежит ключевая роль в обеспечении  экологической  ста-
бильности  и формировании климата.  Они стимулируют увеличение осадков,
защищают от эрозии почвенный покров, укрепляют склоны гор, способствуют
накоплению влаги в подземных горизонтах, регулируют поверхностный сток,
предотвращая тем самым паводки и сели.
     Наибольшую антропогенную нагрузку испытывают мелколиственные леса,
орехоплодовые, фисташники и миндальники, которые, в основном, произрас-
тают  в регионах с повышенной плотностью населения.  Фактически исчезли
многие массивы фисташников и миндальников.
     Санитарное состояние  лесов  республики  неудовлетворительное - на
площади 80 тыс. га они поражены различными вредителями и болезнями, ко-
торые  ежегодно уничтожают большие территории леса.  Необходимо вводить
новые методы борьбы с вредителями и болезнями лесов,  используя преиму-
щественно биологические и экологически безопасные методы.
     Заметный урон лесным массивам наносят пожары естественного и  ант-
ропогенного происхождения. В связи с этим необходимо усилить охрану ле-
са от пожаров, самовольных порубок и потрав.
     В последнее  время  усилилась  вырубка арчи в хозяйственных целях.
Особенно заметна эта тенденция в Алайском, Кара-Кульджинском, Узгенском
районах.  Бедствием для орехоплодовых лесов стала хищническая заготовка
капа,  который вывозится в основном за пределы республики. В целях сох-
ранения уникальных реликтовых орехоплодовых и арчовых лесов, стабилиза-
ции экологической ситуации Указом Президента Кыргызской  Республики  от
28 июня 2006 года N 331 введен мораторий,  сроком на 3 года,  на рубку,
переработку и реализацию особо ценных древесных  пород,  произрастающих
на землях лесного фонда республики.
     В целях сохранения, воспроизводства лесных ресурсов постановлением
Правительства  Кыргызской Республики от 27 сентября 2006 года N 693 ут-
вержден Национальный план действий развития лесного хозяйства  Кыргызс-
кой Республики на 2006-2010 годы.

     3.3.5. Горные экосистемы

     Кыргызская Республика  - высокогорная страна со сложным пересечен-
ным рельефом, почти 90 процентов территории республики расположены выше
1500 м над уровнем моря, на горных массивах Тянь-Шаня, Алая и представ-
ляют собой сложную расчлененную горную систему.
     Горные экосистемы являются важнейшими источниками водных,  энерге-
тических и минеральных ресурсов, биологического разнообразия, продуктов
леса, местом для развития сельского хозяйства и рекреации, паломничест-
ва и туризма.
     Горы особенно чувствительны к изменению климата и поэтому являются
идеальным объектом исследования воздействия изменений  климата  планеты
на  видовое разнообразие растений/животных и энергетические ресурсы,  и
находятся в чрезвычайно угрожающем  состоянии,  поскольку  они  сложны,
хрупки и чувствительно реагируют на природные процессы и на антропоген-
ное воздействие. С улучшением доступности горных территорий и ускорени-
ем  темпов их социально-экономического освоения - эрозия почв в сочета-
нии с высокой сейсмичностью, оползни, сели, лавины будут неуклонно воз-
растать.  В связи с этим проблемы деградации горных экосистем нужно ре-
шать комплексно,  на системной основе, с мобилизацией внутренних ресур-
сов и привлечением внешней помощи.
     Горные экосистемы обладают богатыми полезными ископаемыми, которые
должны  разрабатываться  экономически  эффективно с минимальным ущербом
для окружающей среды и использоваться только при  условии  оптимального
сочетания экологических, социальных и экономических интересов. При этом
хозяйственная деятельность в  горных  территориях  должна  вестись  при
строгом  соблюдении природоохранных требований и в соответствии с прин-
ципами устойчивого развития.
     При решении  проблем  развития горных районов необходимо использо-
вать оправдавшие себя на практике традиционные методы  ведения  хозяйс-
тва,  научно  обоснованные  новые технологии и методы развития животно-
водства,  горного и предгорного земледелия, лесоводства, пчеловодства и
т.п.
     Кроме того, необходимо всемерно развивать перерабатывающую промыш-
ленность  непосредственно вблизи источников сельскохозяйственного сырья
(животноводческого,  растениеводческого, садоводческого и др.) - в гор-
ных населенных пунктах и создавать современные маркетинговые службы.

     3.3.6. Загрязнение отходами

     На территории  Кыргызской  Республики за длительный период хозяйс-
твенной деятельности в горных отвалах и шламохранилищах,  на  полигонах
твердых бытовых отходах и несанкционированных свалках накоплены миллио-
ны тонн твердых бытовых и промышленных отходов.

     3.3.6.1. Исторические отходы

     Накопление значительного количества радиоактивных отходов  явилось
следствием  деятельности горнодобывающих и перерабатывающих предприятий
урановой промышленности в 40-50-х годах прошлого столетия,  ядерных ис-
пытаний на полигонах и аварий на предприятиях.
     На территории Кыргызской Республики расположено 35  хвостохранилищ
и 25 горных отвалов, из них 30 хвостохранилищ содержат отходы уранового
производства, 5 - отходы производства цветных металлов.
     Многие хвостохранилища радиоактивных отходов,  часто расположенные
в трансграничных районах,  находятся в критическом состоянии и вызывают
опасность загрязнения и радиационного облучения.  Основные причины эко-
логического напряжения обусловлены неудачным выбором мест складирования
и хранения отходов,  исходя из экономической выгоды, низким уровнем ин-
женерно-геологических изысканий и проектирования,  недостаточным учетом
и  прогнозом последствий техногенных воздействий на устойчивость уязви-
мых горных экосистем (Майлуу-Суу, Мин-Куш, Шекафтар, Сумсар, Каджи-Сай,
Ак-Тюз, Канн и др.).
     С активизацией в последнее время техногенных катастрофических  яв-
лений, оползневых, селевых и эрозионных процессов, угроза радиоактивно-
го, токсического и химического загрязнения окружающей среды существенно
возрастает. Разрушение хвостохранилищ, в частности в районе города Май-
луу-Суу и месторождения Кумтор,  может привести к экологической катаст-
рофе  не  только  на территории Кыргызской Республики,  но и в соседних
республиках.

     3.3.6.2. Промышленные отходы

     В последнее время достигнуты стабилизация и  оживление  экономики,
начали возрождаться старые предприятия и создаваться новые, что отража-
ется на динамике образования промышленных отходов.
     К концу 2006 года в стране накоплено 87,8 млн.  тонн токсичных от-
ходов,  которые вывозятся на организованные и  неорганизованные  свалки
или складируются на территориях предприятий.
     Наиболее загрязняющими отраслями остаются предприятия горнодобыва-
ющей и перерабатывающей, кожевенной, цементной, строительной индустрии,
электроламповой,  литейной,  дубильной,  химической, механической, теп-
ло-электроэнергетической,  текстильной  промышленности и другие.  Среди
отходов других отраслей преобладают зола и золошлаковые отходы  энерге-
тического комплекса.
     Существует проблема,  связанная с наличием запрещенных и пришедших
в негодность пестицидов.  Их физическое состояние, неопределенность хи-
мического состава,  неудовлетворительные условия хранения  представляют
потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья людей. Обезвре-
живание пестицидов практически не проводилось.
     В целях принятия и усиления мер по снижению риска,  которые предс-
тавляют стойкие органические вещества (далее - СОЗ), Кыргызской Респуб-
ликой  в 2006 году ратифицирована Стокгольмская конвенция о стойких ор-
ганических загрязнителях и Правительством Кыргызской Республики утверж-
ден Национальный план по ее выполнению.  СОЗ обладают токсичными свойс-
твами,  устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и явля-
ются объектом трансграничного переноса по воздуху,  воде и мигрирующими
видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выбро-
са и накапливаются в экосистемах суши и воды.
     Опасными источниками загрязнения окружающей среды являются  отходы
животноводства, особенно навозные стоки крупных животноводческих ферм и
комплексов,  учету и утилизации которых не уделяется должного внимания.
Значительное влияние на загрязнение окружающей среды оказывают биологи-
ческие и медицинские отходы (трупы,  мертворожденные  животные,  отходы
мясоперерабатывающей  промышленности  и  др.),  которые  могут являться
опасными источниками загрязнения почв и водных объектов, создают напря-
женную  санитарно-гигиеническую обстановку и требуют специальных мер по
обезвреживанию.
     Неудовлетворительная ситуация с использованием,  обезвреживанием и
размещением промышленных отходов обусловлена рядом объективных  причин.
Прежде всего, это крайне недостаточное финансирование строительства ус-
тановок по обезвреживанию и использованию отходов, объектов их размеще-
ния,  а  также отсутствие реконструкции либо рекультивации существующих
объектов размещения отходов и земель,  нарушенных горнодобывающей  про-
мышленностью, ликвидации несанкционированных мест их размещения и др.
     Накопление значительных объемов отходов производства  сопряжено  с
проблемой их сбора, размещения, переработки, обезвреживания, хранения и
захоронения,  которые не отвечают соответствующим нормам и  требованиям
охраны окружающей среды,  что усугубляет и без того сложную экологичес-
кую ситуацию в республике.

     3.3.6.3. Твердые бытовые отходы

     Основная проблема управления твердыми бытовыми отходами  (далее  -
ТБО), не решенная до сих пор как в городе Бишкеке, так и в республике -
это проблема утилизации бытового мусора.  С начала 90-х годов  прошлого
столетия  вопросы  сбора,  утилизации и захоронения ТБО решаются крайне
неудовлетворительно. В настоящее время в городской местности республики
имеется 31 полигон бытовых отходов,  из которых более половины (55%) не
соответствуют санитарным нормам.  Существующие контейнеры и специализи-
рованный автотранспорт не удовлетворяют потребности городов.  Полностью
разрушена система раздельного сбора ТБО (пищевых  отходов,  макулатуры,
текстиля,  металлолома  и т.д.).  Система очистки территорий от бытовых
отходов несовершенна,  не проводится сортировка и использование бытовых
отходов в качестве вторичного сырья, практически отсутствует переработ-
ка отходов.  Резко увеличилось количество неконтролируемых свалок в го-
родах и пригородных зонах. За 2006 год объем вывезенных ТБО в республи-
ке составил 1527 тыс. куб.м, жидких - 78 тыс. куб.м.
     Существующий в  городе Бишкек городской свалочный полигон - единс-
твенное место для захоронения отходов.  Он размещен в 10 км от города и
принимает отходы города и 22-х новостроек.  Фактический срок эксплуата-
ции полигона,  который действует с 1972 года, превысил нормативный срок
использования  более чем в 10 раз и представляет собой серьезный источ-
ник санитарно-эпидемиологической и экологической опасности.
     Полигон расположен  в  районе  с высоким уровнем стояния грунтовых
вод, имеет место фильтрация загрязненных сточных вод от полигона в под-
земные  водные горизонты.  Ветровыми потоками ТБО разносится по окрест-
ностям,  загрязняя атмосферный воздух,  почвенный слой и  поверхностные
водотоки.  Происходит  загрязнение  и интоксикация атмосферного воздуха
продуктами тления, горения, гниения и разложения отходов.
     Рост количества  бытовых отходов,  ухудшение их химической природы
приводят к возникновению опасности для здоровья людей и окружающей сре-
ды.  Накопление  ТБО  в  городах  республики  приблизительно  достигает
250-300 кг на человека в год, а ежегодное их увеличение на душу населе-
ния составляет 6 процентов, что в 3 раза превышает скорость роста насе-
ления.
     Обычные ТБО  содержат более 100 наименований токсичных соединений,
среди которых - красители,  пестициды, ртуть и ее соединения, раствори-
тели,  свинец и его соли,  лекарства, кадмий, мышьяковистые соединения,
формальдегид,  соли таллия и другие. Особое место занимают пластмассы и
синтетические материалы,  которые не подвергаются процессам биологичес-
кого разрушения и могут десятками,  сотнями лет находиться  в  объектах
окружающей среды.  При горении пластмасс и синтетических материалов вы-
деляются многочисленные токсиканты, в том числе полихлорбифенилы (диок-
сины),  фтористые соединения,  кадмий и другие. Нередко на свалки заво-
зятся отработанные ртутные лампы,  металлолом, изношенная резина, текс-
тиль - отходы,  которые можно использовать,  как сырье для производства
новых видов продукции. Свалки становятся опасным источником загрязнения
окружающей  природной среды и требуют коренной реконструкции и перевода
их в действующие полигоны.
     В связи с этим,  необходимо решать вопросы сортировки, переработки
и вторичного использования отходов в качестве сырья для нужд экономики.

     3.3.7. Техногенные и природные явления

     Кыргызская Республика представляет собой высокогорную  экологичес-
кую систему,  особо уязвимую к природному и антропогенному воздействию,
и подвержена свыше 20 видам  опасных  природных  процессов,  вызывающих
стихийные бедствия,  такие,  как землетрясения, оползни, сели, паводки,
камнепады, обвалы, подтопления, снежные лавины, которые наносят большой
материальный ущерб и урон лесам республики и ресурсам биоразнообразия.
     Экологическую опасность представляют собой сели и паводки, которые
возникают  практически  на  всей  территории  республики после ливневых
осадков,  таяния снегов, прорывов высокогорных озер. Более 3900 бассей-
нов рек являются селе- и паводко-опасными.
     В среднем, в течение года на территории республики происходит око-
ло 153 случаев чрезвычайных ситуаций,  причем на долю перечисленных ка-
тастроф приходится до 90 процентов природных явлений.
     По геолого-географическим условиям территория Кыргызской Республи-
ки относится к наиболее опасным зонам Центральной Азии.  Ежегодно сейс-
мические станции фиксируют 3000 землетрясений, из них десятки ощутимых,
а несколько из них,  как правило,  наносят ущерб жилым домам и зданиям.
По оценкам специалистов, более 200 населенных пунктов относятся к кате-
гории сейсмоопасных.
     Одним из  наиболее опасных видов экологических стихийных бедствий,
влекущих гибель людей и наносящих значительный ущерб  окружающей  среде
являются  оползни.  На  территории  республики насчитывается около 3000
очагов возникновения оползней,  из которых 98 процентов  приходится  на
южный регион республики.
     Также распространенными природными явлениями на территории респуб-
лики  являются снежные лавины.  Наиболее лавиноопасными являются районы
Юго-Западного и Внутреннего Тянь-Шаня.  По активности лавинной деятель-
ности выделяются бассейны более 10 рек. Только на автодорогах республи-
канского значения выявлено около 800 лавиноопасных участков.
     Увеличение плотности населения, прогрессирующая урбанизация терри-
торий, глобальное изменение климата и повышение сейсмической активности
приводят  к  ежегодному росту количества возникающих бедствий и катаст-
роф.
     В целях  предотвращения  природных чрезвычайных явлений необходимо
осуществление мониторинга высокогорных озер,  состояния ледников и бас-
сейнов рек.

                4. Направления и механизмы обеспечения
                      экологической безопасности

     4.1. Экологизация экономики

     Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики должно осу-
ществляться  с  учетом  сохранения  окружающей  среды и основываться на
предварительной эколого-экономической оценке природных ресурсов с уста-
новлением пределов их эксплуатации в ближайшей перспективе.
     Всемирный Саммит по устойчивому развитию  призвал  страны  принять
незамедлительные  меры в целях достижения прогресса к разработке нацио-
нальных стратегий устойчивого развития и начала их  реализации  к  2005
году, которые должны интегрировать экономические, социальные и экологи-
ческие аспекты устойчивого развития, а также отвечать национальным при-
оритетам каждой страны.
     В Повестке дня на 21 век была подчеркнута  необходимость  создания
национальной  координационной структуры для перевода целей и стремления
страны по устойчивому развитию в конкретные программы и действия.
     В целях содействия формирования государственной политики по вопро-
сам устойчивого развития на основе интеграции экономического,  социаль-
ного и экологического секторов развития в республике и координации дея-
тельности в области устойчивого развития необходимо создать  Националь-
ный  Совет  по устойчивому развитию Кыргызской Республики.  Такой Совет
должен стать многосторонним форумом,  в котором все участники,  включая
государственные структуры, органы законодательной власти, деловые и на-
учные круги, общественность, направляют все усилия на достижение устой-
чивого развития республики.
     Основные направления экологизации экономики:
     - интеграция экологических аспектов в секторальную политику;
     - рациональное потребление возобновляемых природных ресурсов, иск-
лючающее их деградацию;
     - обязательная экологическая экспертиза, оценка воздействия на ок-
ружающую среду при экспертизе практических проектов;
     - разработка параметров и проведение оценки восстановительных воз-
можностей  потенциальной  емкости  экосистем и внедрение процедур учета
этих  параметров  при  планировании  социально-экономического  развития
страны;
     - внедрение комплекса эколого-экономических  показателей/индикато-
ров  в систему государственного ценообразования различных товаров и ус-
луг;
     - учет экологических издержек в структуре цен;
     - привлечение внутренних и внешних инвестиций в  предотвращении  и
устранении последствий негативного воздействия экономики на экосистемы.

     4.2. Законодательство

     Анализ действующей нормативной, правовой базы в области охраны ок-
ружающей среды и рационального природопользования показывает,  что про-
делана определенная работа в данном направлении. Вместе с тем, действу-
ющие процедуры государственного надзора и ведомственного контроля, нор-
мы в подзаконных актах неэффективно используются на практике, отличают-
ся излишней централизацией инспекционных процедур и,  при  этом,  не  в
полной  мере  предусматривают участие в этих процессах органов местного
самоуправления и представителей общественности.
     Основные направления совершенствования законодательства:
     - переход на международные стандарты качества окружающей среды;
     - внедрение системы экологического страхования, в первую очередь в
сфере обращения с отходами производства и потребления,  для  возмещения
возможного  ущерба окружающей среде и здоровью населения в случаях зна-
чительных экологических аварий и катастроф;
     - внедрение системы экологического аудита деятельности хозяйствую-
щих субъектов в целях обеспечения достижения экологических требований;
     - внедрение современных, используемых в международной практике ме-
тодик расчета загрязнений окружающей среды от производственной деятель-
ности.

     4.3. Совершенствование экономических механизмов природопользования

     Экономическое регулирование охраны окружающей среды и природополь-
зования является важнейшим условием проведения эффективной  экологичес-
кой политики в республике.
     Основным принципом природопользования,  в части регулирования  ка-
чества окружающей среды является взимание платы за природопользование.
     Платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой  основ-
ной экономический инструмент, применяемый в республике.
     Основные направления  совершенствования  экономических  механизмов
природопользования:
     - реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит", обеспе-
чение  зависимости  размеров  платы  за выбросы и сбросы от их объема и
опасности для окружающей среды и здоровья населения;
     - введение единого экологического налога за загрязнение окружающей
среды;
     - обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружа-
ющей среды,  как одного из приоритетных направлений деятельности  госу-
дарства, за счет создания условий для диверсификации экономической дея-
тельности и применения новых экологически безопасных технологий;
     - формирование и проведение налоговой и тарифной политики,  стиму-
лирующей переориентацию экономики с экспорта сырья на производство про-
дуктов высокого качества и глубокой переработки;
     - создание и применение системы налогов  и  пошлин,  стимулирующих
использование  и  ввоз экологически чистых технологий,  товаров и услуг
независимо от страны-производителя;
     - внедрение рыночных механизмов, стимулирующих повторное использо-
вание и вторичную переработку промышленных отходов;
     - использование  механизмов,  включая  конверсию  внешнего долга и
другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и согла-
шениями (механизм чистого развития, углеродный кредит и другие).

     4.4. Контроль в области охраны окружающей среды и рационального
          природопользования

     Контроль в области охраны окружающей среды и рационального  приро-
допользования определяется как система мер, осуществляемых уполномочен-
ными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения тре-
бований природоохранного законодательства, нормативов качества и эколо-
гических требований, выполнения планов и мероприятий по охране окружаю-
щей среды,  воспроизводству и рациональному использованию природных ре-
сурсов. В Кыргызской Республике осуществляется государственный, ведомс-
твенный, производственный и общественный экологический контроль.
     Реализация мер природоохранной политики требует принятия четко оп-
ределенных  и согласованных действий для обеспечения экономически обос-
нованной и действенной охраны окружающей среды и здоровья населения.
     Основные направления  совершенствования  контроля в области охраны
окружающей среды и рационального природопользования:
     - четкое разграничение функций и задач, а также четкая координация
действий хозяйствующих и контролирующих государственных органов  в  об-
ласти  охраны  окружающей  среды,  с безусловным исключением совмещения
функций в одном органе;
     - максимальная  централизация всех контролирующих органов экологи-
ческой направленности в рамках одного государственного органа, с устра-
нением дублирования при осуществлении контрольных и правоприменительных
функций и создание механизма защиты прав граждан и организаций  в  про-
цесс такой деятельности;
     - наделение органов государственного контроля в области охраны ок-
ружающей  среды  необходимыми и обоснованными полномочиями для принятия
независимых и объективных решений по вопросам,  связанным с проведением
инспекций или осуществлении правоприменительных действий;
     - достаточное техническое обеспечение контролирующих структур сов-
ременными средствами мобильного аналитического контроля за уровнем заг-
рязнения окружающей среды для максимального устранения расчетных  мето-
дов оценок загрязнения;
     - повышение эффективности системы экологической паспортизации  хо-
зяйствующих субъектов с целью упрощения,  повышения информированности и
возможности использования в электронном виде;
     - совершенствование системы показателей контроля.

     4.5. Разрешительная система

     Природоохранные разрешения  являются ключевым инструментом регули-
рования широкого спектра промышленных воздействий на окружающую среду и
стимулирования технологических инноваций.
     Общей задачей системы природоохранных разрешений является установ-
ление органами регулирования обязательных требований к отдельным источ-
никам экологического воздействия в целях охраны  здоровья  населения  и
окружающей среды.
     При выдаче природоохранных разрешений должны учитываться, согласно
законам Кыргызской Республики "Об охране окружающей среды" и "Об эколо-
гической экспертизе", другие нормативные требования - результаты оценки
воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспер-
тизы.
     Природоохранные разрешения  являются  нормативно-правовым докумен-
том, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предпри-
ятия  на окружающую среду посредством закрепленных требований эксперти-
зы, информации об экологическом статусе предприятия (экологический пас-
порт)  и ограничений по отдельным ресурсам и средам (лимиты на предель-
но-допустимые выбросы,  сбросы,  размещения  отходов).  Природоохранные
разрешения  являются  эффективным административным рычагом комплексного
управления природопользованием.
     Основные направления совершенствования разрешительной системы:
     - комплексный подход к охране окружающей среды;
     - приоритетность  предотвращения  и  сокращения загрязнения,  а не
контроль "на конце трубы";
     - усиление послеэкспертного контроля;
     - участие и информирование общественности при рассмотрении  заявок
на выдачу комплексного разрешения;
     - использование эффективных доступных технических методов  контро-
ля, в которых учитывается потребление воды, сырья и эффективное исполь-
зование энергоресурсов.

     4.6. Институциональное обеспечение

     Успешность решения экологических проблем определяется наличием оп-
ределенного потенциала, в первую очередь в законодательной и институци-
ональной сферах.  Институциональное обеспечение государственного управ-
ления  и гражданского общества должно быть адаптировано к постоянно ме-
няющимся политическим,  социальным,  экономическим и иным  условиям  на
международном и национальном уровне.
     Проводимые реформы и социально-экономическое положение  республики
привели к снижению политического веса природоохранного органа, и по ме-
ре сокращения государственного бюджета сокращались и ресурсы,  выделяе-
мые органам охраны окружающей среды. В целом, вопросы охраны окружающей
среды не являлись приоритетом в программах развития и только в принятой
в 2007 году Стратегии развития страны усилиями природоохранного органа,
НПО и  международного  сообщества  вопросы  экологической  безопасности
включены  в  приоритеты  развития страны.  Практически отсутствует и не
осуществляется межсекторальное и межведомственное взаимодействие.
     Основные направления совершенствования институциональной политики:
     - укрепление координационного механизма экологической деятельности
на основе Национальной (государственной) комиссии по устойчивому разви-
тию и взаимодействующих с ней межведомственных экспертных рабочих групп
и НПО;
     - реформирование национальной системы управления природными ресур-
сами,  природоохранной  деятельностью в контексте децентрализации и де-
мократизации принятия управленческих решений,  возложение основной  от-
ветственности за практическую реализацию этих решений на органы местно-
го самоуправления и субъекты природопользования;
     - создание  предпосылок  для устойчивого финансирования природоох-
ранной деятельности путем формирования  благоприятного  инвестиционного
климата в стране для привлечения внутренних и внешних капиталовложений,
донорской помощи;
     - сокращение структурных реорганизаций и максимальная стабилизация
структуры уполномоченных государственных органов в области охраны окру-
жающей среды государственных органов.

     4.7. Экологический мониторинг и информационное обеспечение

     В целях обеспечения наблюдений,  учета, оценки, прогноза, контроля
и управления за состоянием и изменением окружающей среды и ее  ресурсов
в  республике действует система государственного мониторинга окружающей
среды и природопользования.  Действующая система мониторинга окружающей
среды не отвечает современным требованиям. Резко сократилось количество
компонентов окружающей среды,  являющихся объектом мониторинга.  В рес-
публике нет единой национальной системы мониторинга. Недостаточная меж-
ведомственная координация систем мониторинга  различных  министерств  и
ведомств  не  позволяет  осуществлять  в полной мере объективную оценку
состояния окружающей среды и получать своевременно оперативную информа-
цию, необходимую для принятия экологически значимых решений.
     Основные направления совершенствования системы мониторинга окружа-
ющей среды и информационного обеспечения:
     - создание единой государственной системы  экологического  монито-
ринга окружающей среды и природных ресурсов;
     - совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодейс-
твие республиканских органов исполнительной власти,  осуществляющих го-
сударственный экологический мониторинг и формирование фонда  информаци-
онных ресурсов;
     - совершенствование системы показателей, создание единой методоло-
гии экологического мониторинга республики в целях обеспечения достовер-
ности и сопоставимости данных по отдельным отраслям экономики республи-
ки;
     - обеспечение открытости и прозрачности информации о состоянии ок-
ружающей среды и возможных экологических угрозах;
     - широкое распространение экологической информации среди населения
по вопросам обеспечения экологической безопасности с вовлечением средс-
тв массовой информации;
     - создание экологических сайтов в Интернете, издание экологических
газет и журналов.

     4.8. Международное сотрудничество

     Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей
среды способствует созданию благоприятных международных отношений между
государствами для решения глобальных и региональных проблем.
     Приоритетным направлением реализации экологической политики в сфе-
ре международного сотрудничества является присоединение Кыргызской Рес-
публики к международным конвенциям и соглашениям,  с последующим приня-
тием практических мер по выполнению их  положений,  включая  финансовые
обязательства перед ними.
     Современное развитие Кыргызской Республики отличается  стремлением
к интеграции,  как в мировое пространство, так и внутри центрально-ази-
атского региона.  Общие экологические и экономические проблемы  единого
природного  региона  способствуют  принятию  совместных и согласованных
действий от всех стран Центральной Азии в рамках Межгосударственной Ко-
миссии по устойчивому развитию (МКУР), Межгосударственной Координацион-
ной Водохозяйственной Комиссии (МКВК), Центрально-Азиатского Региональ-
ного Экологического Центра (РЭЦ ЦА).
     Сотрудничество государств-участников СНГ осуществляется  в  рамках
Межгосударственного Экологического Совета.
     Кыргызская Республика с 1992 года является членом Европейской Эко-
номической  Комиссии ООН и принимает активное участие в процессе "Окру-
жающая среда для Европы", сотрудничает с другими международными органи-
зациями и государствами.
     Для обеспечения более широкого участия республики в  международных
экологических  конвенциях  и в природоохранной деятельности на междуна-
родном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окру-
жающей  среды и рационального природопользования должны устанавливаться
приоритеты международного сотрудничества и планироваться  соответствую-
щие мероприятия по их реализации.
     Основные направления  совершенствования  международного  сотрудни-
чества:
     - участие Кыргызской Республики в консолидации усилий мирового со-
общества по сохранению окружающей среды,  в достижении устойчивого раз-
вития;
     - обеспечение обязательной государственной экологической эксперти-
зы и экологического мониторинга проектов международных договоров, конт-
рактов и соглашений, связанных с природопользованием;
     - упреждающее воздействие на процесс глобализации путем  активного
участия  Кыргызской Республики в международных переговорах,  касающихся
использования природных ресурсов,  трансграничного перемещения техноло-
гий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и
природной среде;
     - организация эффективного международного сотрудничества,  направ-
ленного на привлечение дополнительных внешних инвестиций в охрану окру-
жающей среды и рациональное природопользование.

     4.9. Научное обеспечение экологической безопасности

     Научное обеспечение экологической безопасности должно быть направ-
лено на обоснование теоретических и технологических  основ  перехода  к
устойчивому развитию.  Научные исследования в области экологической бе-
зопасности должны проводиться научными учреждениями по государственному
заказу через бюджетные программы и международные гранты.
     Основные направления совершенствования научного обеспечения:
     - определение  экологической  емкости  природных систем Кыргызской
Республики и пределов их устойчивости;
     - разработка  экологически чистых и ресурсосберегающих технологий,
производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования;
     - изучение проблем сохранения биологического разнообразия, научных
основ биобезопасности;
     - исследование  уязвимости природных систем и секторов хозяйствен-
ной деятельности к возможным глобальным и региональным изменениям  кли-
мата;
     - разработка научных основ определения экологических рисков и эко-
номической оценки экологических преимуществ;
     - исследование влияния изменения  состояния  окружающей  среды  на
здоровье населения;
     - анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов
живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и сниже-
ния уровня негативных последствий этих процессов;
     - организация  систематизации накопленных знаний и координации на-
учных исследований в области охраны окружающей среды.

     4.10. Экологическое образование

     В последнее время экологическому просвещению в республике уделяет-
ся  все больше внимания.  Это является результатом разработки Концепции
образования для устойчивого развития и нового импульса, заданного этому
процессу на Втором Всемирном Саммите по устойчивому развитию и на Киев-
ской Общеевропейской конференции министров окружающей  среды.  Все  это
послужило вкладом в инициативу ООН - Десятилетие образования для устой-
чивого развития, которая началась с 2005 года.
     Нормативно-законодательная база  для  экологического просвещения в
республики практически создана.  Приняты программы, рамочные документы,
предусматривающие  непрерывное  экологическое  образование  в различных
формах.
     Большой вклад  в  развитие экологического образования в республике
вносят неправительственные организации (далее - НПО),  выполняя функции
центров экологического образования.
     Основные направления повышения экологического образования:
     - формирование системы непрерывного экологического образования пу-
тем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные  прог-
раммы всех уровней образования;
     - подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации
кадров  в области экологии для всех уровней системы обязательного и до-
полнительного образования;
     - внедрение  новых  и улучшение существующих общеобразовательных и
специальных учебных планов/программ по экологии,  способствующих  более
глубокому пониманию экологических проблем и необходимости рационального
природопользования;
     - государственная поддержка системы экологического образования.

     4.11. Участие общественности в принятии экологически значимых
           решениях

     Решение проблем охраны окружающей среды невозможно  без  партнерс-
тва,  которое предполагает равный статус всех заинтересованных участни-
ков процесса. В настоящее время в республике действует свыше 200 эколо-
гических НПО.  Взаимодействие государственной власти и НПО - основа вы-
полнения обязательств Орхусской конвенции ООН о доступе  к  информации,
участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосу-
дию по вопросам, касающимся окружающей среды, стороной которой Кыргызс-
кая  Республика  является с 2000 года.  Основной целью данной Конвенции
является содействие защите прав каждого человека  нынешнего  и  будущих
поколений  жить  в  окружающей среде,  благоприятной для его здоровья и
благосостояния за счет гарантирования права доступа  к  информации,  на
участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к право-
судию по вопросам, касающимся окружающей среды. В реализацию обязатель-
ств республики по данной конвенции создан и функционирует Консультатив-
ный Совет НПО при государственном природоохранном органе.
     Необходимые меры:
     - участие общественности в принятии экологически значимых решений;
     - проведение общественной экологической экспертизы;
     - проведение общественных слушаний по крупным хозяйственным проек-
там, которые могут оказать негативное влияние на окружающую среду;
     - формирование общественного мнения по вопросам обеспечения эколо-
гической безопасности;
     - возобновление общественного контроля по соблюдению природоохран-
ного законодательства.

            5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции 
                      экологической безопасности

     Настоящая Концепция экологической  безопасности  является  основой
для  проведения  государственной  политики  в области охраны окружающей
среды и рационального природопользования в целях достижения устойчивого
развития республики.
     Положения настоящей Концепции будут осуществляться путем разработ-
ки  и реализации интегрированных планов управления по следующим направ-
лениям - интегрированное управление водными, земельными, лесными ресур-
сами,  отходами  (промышленные,  радиоактивные,  бытовые,  химические и
др.),  ресурсами биоразнообразия,  горными экосистемами как  в  разрезе
территорий, так и в контексте их естественных границ.
     Разработка интегрированных планов должна осуществляться с учетом и
во взаимосвязи с действующими программами социально-экономического раз-
вития республики и отраслевыми программами на основе принципов устойчи-
вого развития.
     Интегрированные планы должны разрабатываться на пятилетний  период
с определением приоритетов, финансовой потребности и источниками финан-
сирования. Интегрированные планы должны ежегодно уточняться и корректи-
роваться с учетом их выполнения, сложившейся ситуации, изменением прио-
ритетов, наличием финансовых средств и реальным состоянием национальных
природных ресурсов.

     (*) 
     Примечание ИЦ "Токтом": Текст соответствует оригиналу