сегодня
23
Сентября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+28 °C
днём +28
ночью +28

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ об охране подземных вод в Кыргызской Республике от 2 марта 2015 года № 92


 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 2 марта 2015 года № 92

ПОЛОЖЕНИЕ
об охране подземных вод в Кыргызской Республике

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок использования и охраны подземных вод на территории Кыргызской Республики.

2. Положение предназначено для всех юридических или физических лиц Кыргызской Республики, а также иностранных физических и юридических лиц, в том числе лиц без гражданства (далее - водопользователи), использующих водоснабжение подземными водами для собственных целей, и на организации, осуществляющие строительство и бурение скважин, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.

2.Термины и определения

3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

подземные воды - все пресные и минерально-термальные воды, находящиеся ниже поверхности земли;

грунтовые воды - безнапорные подземные воды, расположенные над поверхностью первого водоупорного горизонта;

артезианские (напорные) воды - подземные воды глубоких водоносных горизонтов, при вскрытии которых уровень воды устанавливается выше поверхности земли или глубины вскрытия;

фонтанирующая (самоизливающаяся) скважина - скважина, каптирующая напорные водоносные горизонты, при вскрытии которых уровень воды устанавливается выше поверхности земли;

водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение для забора воды из подземных источников водоснабжения (скважина, родник, подрусловая дрена);

зона санитарной охраны - территория и (или) акватория, в пределах которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях защиты источника питьевого водоснабжения, водопроводных сооружений и питьевой воды от загрязнения;

мониторинг - система регулярных наблюдений и контроля, производимых по определенной программе, для оценки безопасности воды и выявления изменений;

наблюдательная сеть - скважины, пробуренные для наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных вод;

надкаптажные сооружения - сооружения наземного или подземного исполнения для защиты оголовка и устья скважин и выходов родников;

охрана подземных вод - система мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, на сохранение такого качественного и количественного состояния подземных вод, которое позволяет использовать их для хозяйственно-питьевого водопотребления населенных пунктов, промышленных и других объектов республики;

государственный контроль за охраной подземных вод - система мер по обеспечению выполнения природоохранного законодательства.

3. Охрана подземных вод

4. Охрана подземных вод включает:

- соблюдение водного законодательства и других нормативных правовых актов в области использования и охраны вод;

- осуществление мер по предотвращению и ликвидации утечек сточных вод и загрязняющих веществ с поверхности земли в горизонты подземных вод;

- повышение степени очистки сточных вод и недопущение сброса в водотоки, водоемы и подземные водоносные горизонты неочищенных сточных вод;

- строгое соблюдение требований, изложенных в порядке проведения разведки подземных вод, проектирования, строительства и эксплуатации водозаборов подземных вод;

- систематический контроль за состоянием подземных вод и окружающей природной среды, в том числе на участках водозаборов и в районах крупных промышленных и сельскохозяйственных гидротехнических объектов;

- проведение других водоохранных мероприятий по защите подземных вод.

5. Основными объектами охраны являются: месторождения пресных и минерально-термальных подземных вод, эксплуатируемые водоносные горизонты и водозаборные сооружения хозяйственно-питьевого и иного назначения.

6. Ответственность за охрану подземных вод от истощения и загрязнения промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами, за соблюдение установленного режима эксплуатации подземных вод и зон санитарной охраны водозаборных сооружений несут водопользователи, использующие подземные воды и допускающие их загрязнение.

7. Мероприятия по охране подземных вод подразделяются на профилактические и специальные.

8. К профилактическим мероприятиям относятся:

- выбор местоположения промышленного или другого объекта, исключающий возможность загрязнения подземных вод;

- выбор участка под водозабор или отвод земель под строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов, участков, полигонов промышленных и бытовых отходов, полей фильтрации, шламонакопителей, хвостохранилищ, бассейнов-отстойников и испарителей сточных вод, соле- и золоотвалов, захоронений ядохимикатов и других объектов, влияющих или которые могут повлиять на состояние подземных вод;

- предотвращение утечки сточных вод с поверхности земли;

- систематический контроль за состоянием подземных вод по сети наблюдательных скважин, проведением мониторинга состояния подземных вод;

- создание зон санитарной охраны водозаборных сооружений и соблюдение водоохранного режима в пределах установленных зон;

- обоснование и соблюдение производительности и рационального режима эксплуатации водозаборных сооружений, исключающего возможность истощения запасов подземных вод;

- составление прогноза изменения состояния и свойств подземных вод после ввода в эксплуатацию промышленного или другого объекта, водозаборного сооружения.

9. К специальным мероприятиям относятся:

- сооружение защитных рядов скважин для перехвата загрязненных вод, локализация и ликвидация очагов загрязнения подземных вод, создание непроницаемых завес вокруг очага загрязнения;

- возведение водонепроницаемых гидроизоляционных экранов накопителей стоков, расположенных в районах со слабой естественной защищенностью подземных вод;

- ликвидация выявленного источника загрязнения подземных вод.

10. Мероприятия по охране подземных вод от загрязнения и истощения осуществляют и финансируют предприятия, деятельность которых может оказать (или оказывает) прямое или косвенное влияние на состояние подземных вод.

11. Водопользователи обязаны:

- производить отбор и использование подземных вод в соответствии с лицензией на право пользование недрами, выдаваемой уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности;

- вести первичный приборный учет фактического водоотбора и использования подземных вод и предоставлять отчет об использовании воды (форма № 2-ТП (водхоз), утвержденный постановлением Национального статистического комитета Кыргызской Республики "Об утверждении форм государственной статистической отчетности по экологической статистике" от 17 ноября 2006 года № 36, уполномоченному государственному органу по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности;

- оборудовать водозаборы подземных вод (скважины, родники, подрусловые дрены) в соответствии с нормативными требованиями водоохранных зон;

- рационально использовать подземные воды, не допускать бесконтрольного и бесполезного расхода (сброса) воды из скважин, гидрантов, водозаборных колонок, устранять потери воды из водонесущих коммуникаций и емкостей. Внедрять водосберегающие технологии в сфере производства, повторное использование воды и оборотное водоснабжение;

- соблюдать установленные законодательством требования и ограничения по использованию и охране подземных вод;

- содержать принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании строения, механизмы, сооружения и территории, связанные с использованием подземных вод, в состоянии, не наносящем вреда окружающей природной среде и исключающем загрязнение подземных вод;

- проводить мероприятия, обеспечивающие охрану подземных вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод;

- вести постоянный контроль за работой водозаборов, соблюдать установленный режим эксплуатации водозаборного сооружения;

- иметь соответствующую документацию (журнал учета, лицензию на право пользования недрами по отбору и использованию подземных вод, паспорт скважины, паспорт насоса, паспорт счетчика водомера и т.д.) на скважину, результаты химанализов и микробиологических анализов забираемой воды, которая должна предъявляться по требованию контролирующих органов;

- эксплуатировать фонтанирующие самоизливающие скважины только при наличии краново-регулирующих задвижек, позволяющих ограничивать дебит самоизлива и допускающих сброс без использования 10-15% объема воды во избежание выхода их строя скважины.

12. Водопользователям запрещается:

 - самовольное пользование подземными водами из источников водоснабжения и переуступка прав пользования другим водопользователям;

- самовольное бурение эксплуатационных скважин или переоборудование разведочных и наблюдательных скважин для эксплуатации;

- использование подземных вод сверх установленного лицензией лимита водопотребления;

- использование загрязненных подземных источников для питьевого и хозяйственно-бытового назначения;

- размещение и складирование на территории всех трех поясов зон санитарной охраны водозаборных сооружений, в пределах зоны влияния крупных централизованных водозаборов, свалок загрязняющих веществ (навоз, мусор, нечистоты) в виде минеральных удобрений, химических средств защиты растений и других вредных отходов производства;

- розлив на грунт нефтепродуктов, технических масел, эмульсий и токсических веществ, приводящий к загрязнению подземных вод;

- сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод на рельеф местности;

- нерациональное и расточительное использование водных ресурсов, приводящее к истощению запасов подземных источников;

- складирование, хранение и захоронение в местах с близким залеганием грунтовых вод и на участках затопляемых территорий пестицидов и загрязненной ими тары, без принятия соответствующих мер по защите от смыва и фильтрации в подземные горизонты;

- эксплуатация аккумулирующих земляных емкостей (хвостохранилища, жижесборники, навозо- и пометохранилища, накопители сточных вод, ванны для купки скота), не оборудованных противофильтрационными экранами, на участках водоносных горизонтов;

- размещение полей фильтрации на территориях месторождений с незащищенными водоносными горизонтами и непосредственно граничащих с местами выклинивания водоносных горизонтов, а также при наличии трещиноватых пород и карстов, не перекрытых водоупорным слоем;

- ввод в эксплуатацию новых водозаборов при отсутствии зон санитарной охраны и соответствующего оборудования, обеспечивающего учет отбираемой воды и охрану водоносных горизонтов от загрязнения и истощения;

- бурение поглощающих скважин и устройство поглощающих колодцев для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод в водоносные горизонты, используемые в дальнейшем для хозяйственно-питьевых нужд населения;

- производство работ организациями, занимающимися строительством и бурением скважин и сооружений (галереи, дрены, колодцы, каптажи и т.д.) для различных целей, без проектов, получивших положительные заключения экспертизы в области экологической и технической безопасности, охраны и использования недр.

13. В проекте строительства, расширения, реконструкции, перепрофилирования, ликвидации предприятия (объекта) должны предусматриваться водоохранные мероприятия, исключающие их возможное отрицательное воздействие на подземные воды.

14. Гидрогеологическое обоснование рационального использования подземных вод, изучение и прогноз их состояния и режима, а также методическое руководство всеми проводимыми работами по изучению подземных, вод осуществляется уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности.

4. Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения

15. Целью создания зон санитарной охраны (далее - ЗСО) подземных источников водоснабжения является защита водоносного горизонта от бактериального и химического загрязнения на участке водозаборного сооружения.

16. ЗСО создаются на всех водозаборных сооружениях (вне зависимости от их ведомственной принадлежности, целевого использования, величины водоотбора), подающих воду из подземных источников, используемую для хозяйственно-питьевых нужд и других целей.

17. ЗСО устанавливаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

18. ЗСО организуются в составе трех поясов.

Первый пояс зоны санитарной охраны (строгого режима) определяется в зависимости от естественной защищенности водоносного горизонта и определяется в радиусе 30 м от источника подземных вод при эксплуатации защищенного водоносного горизонта и 50 м - при эксплуатации незащищенного водоносного горизонта. Для водозаборов, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с уполномоченным государственным органом, реализующим государственную политику в области общественного здравоохранения. Первый пояс ЗСО включает в себя непосредственно источник водоснабжения, резервуары, водонапорные башни, насосные станции, водоводы.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территории, предназначенные для охраны источников водоснабжения от загрязнения. Границы второго и третьего поясов ЗСО определяются специальными гидродинамическими расчетами, в зависимости от величины водоотбора и гидрогеологических параметров эксплуатируемого водоносного горизонта, в соответствии с проектом расчета ЗСО.

19. Расчет ЗСО и обоснование их границ должны быть введены в проект строительства водозаборного сооружения. Для действующего водозабора, не имеющего ЗСО, проект разрабатывается специально.

20. ЗСО для водозаборов технического назначения, включая и орошение земель, не предусматриваются. Вместе с тем, выполнение водоохранных мероприятий водопользователем в пределах условного пояса ЗСО строгого режима обязательно.

21. Организация ЗСО и соблюдение водоохранного режима в пределах ЗСО являются обязанностью водопользователя и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в пределах ЗСО.

5. Наблюдательная сеть

22. Для контроля состояния подземных вод, режима их эксплуатации и своевременного принятия специальных мер по их охране, на территории Кыргызской Республики создаются и функционируют наблюдательные сети двух типов:

- региональная опорная наблюдательная сеть;

- специальная наблюдательная сеть.

23. Региональная опорная наблюдательная сеть создается Государственным предприятием "Кыргызская комплексная гидрогеологическая экспедиция" при Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГП "Кыргызская комплексная гидрогеологическая экспедиция"), с целью получения систематической информации об общих закономерностях изменения состояния и свойств подземных вод по отдельным регионам (гидрогеологическим бассейнам), при учете степени техногенного влияния.

24. Специальная наблюдательная сеть создается за счет хозяйствующих субъектов, деятельность которых может привести к загрязнению водоносного горизонта, для проведения систематических наблюдений:

- за уровнем подземных вод на крупных водозаборах с целью контроля за истощением водоносного горизонта;

- за качеством подземных вод на участках месторождений с выявленным загрязнением подземных вод или на участках, где имеется потенциальная опасность их загрязнения.

25. Специальная наблюдательная сеть предусматривается в составе проектов (как обязательная составная часть) строительства (реконструкции, расширения) водозаборных сооружений.

26. Специальная наблюдательная сеть должна сооружаться на всех крупных промышленных и сельскохозяйственных объектах, прежде всего в районах поверхностных хранилищ промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков и отходов (хвостохранилища, шламонакопители, отстойники, бассейны-испарители, золоотвалы и другие специально оборудованные места для хранения и захоронения отходов), а также подземных хранилищ нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

27. Специальная наблюдательная сеть на участках возможного загрязнения должна состоять как минимум из двух наблюдательных скважин, расположенных вниз по потоку водоносного горизонта от потенциального источника загрязнения.

28. Специальная наблюдательная сеть должна охватывать грунтовые воды и, в случае необходимости, первые от поверхности напорные и безнапорные горизонты пресных подземных вод.

29. Проектирование и устройство наблюдательной сети на промышленных и других объектах, производство наблюдений и лабораторный контроль качества подземных вод на скважинах специальной наблюдательной сети выполняются водопользователями под методическим руководством ГП "Кыргызская комплексная гидрогеологическая экспедиция".

30. Запрещается уничтожение или повреждение наблюдательных скважин специальной наблюдательной сети и региональной опорной наблюдательной сети, самовольный их захват или передача их в эксплуатацию по отбору и использованию подземной воды.

6. Ликвидация заброшенных скважин

31. В целях предотвращения загрязнения подземных вод, скважины на воду, непригодные к эксплуатации, заброшенные наблюдательные скважины, а также все разведочные (в том числе различные твердые ископаемые) скважины, являющиеся одним из возможных путей поступления загрязняющих веществ в подземные воды (не исключен слив загрязняющих стоков), должны быть затампонированы с восстановлением изоляции водоносных горизонтов.

32. Ликвидация непригодных к эксплуатации скважин (в соответствии с проектом) осуществляется специализированными буровыми организациями после получения заключения о бесперспективности их использования и невозможности реабилитации, для исключения загрязнения водоносного горизонта через ствол скважины.

В зависимости от геологических и гидрогеологических условий для ликвидационного тампонирования применяются специальные глинистые растворы, глина или цемент.

33. Все вертикальные и наклонные горноразведочные и эксплуатационные горные выработки, прекратившие свою деятельность, а также заброшенные колодцы подлежат ликвидации в соответствии с проектом.

34. Ликвидационный тампонаж непригодных к эксплуатации или для наблюдения за состоянием подземных вод скважин и ликвидация разведочных выработок должны производиться в установленном порядке специализированной буровой организацией, за счет организаций, в ведении которых они находятся.

7. Учет подземных вод

35. Учет отбора и использования подземных вод осуществляется уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности, по единой системе в рамках государственного учета вод. Порядок ведения государственного учета и контроля использования вод устанавливается Положением о государственном учете и контроле использования вод в Кыргызской Республике, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 января 1995 года № 19.

36. Учет отбора и использования подземных вод из источников водоснабжения включает в себя:

- первичный учет фактического отбора и использования подземных вод, который ведется по счетчикам-водомерам и журналам учета собственниками водозаборов или организациями, занимающимися поставкой подземной воды населению, промышленным и другим объектам республики. Результаты первичного учета в обязательном порядке предоставляются уполномоченному государственному органу по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности, в соответствии с установленной формой стандарта отчета;

- государственный учет отбора и использования подземных вод по месторождениям, административным районам, артезианским бассейнам и видам использования воды.

37. Основной задачей государственного учета подземных вод является установление количества и качества этих вод и данных об их использовании в пределах утвержденных эксплуатационных запасов месторождений подземных вод и прогноза их перспективного использования для нужд населения, промышленных и других объектов республики.

38. В число задач, для решения которых государственный учет подземных вод и их использования должен обеспечить получение исходных данных, входят:

- текущее и перспективное планирование забора, использование вод и проведение водоохранных мероприятий;

- составление схем комплексного использования и охраны вод.

39. Государственный учет вод и их использование осуществляются по единой для республики системе: по разделу "подземные воды" - уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности; по разделу "поверхностные воды" (на поверхностных водных объектах в зоне формирования стока) - уполномоченным государственным органом в области гидрометеорологии; в части "использования подземных и поверхностных вод" - уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики в области водных ресурсов.

40. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности:

- осуществляет государственный учет запасов подземных вод, а также наблюдение за их режимом и качеством;

- проводит мониторинг и изучение состояния подземных вод на участках выявленного и возможного ухудшения их качества и истощения запасов по региональной и специальной наблюдательной сети;

- обеспечивает заинтересованные учреждения, организации, предприятия, частные лица информацией о состоянии подземных вод.

41. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики в области водных ресурсов:

- осуществляет государственный учет и контроль использования вод;

- ведет учет и регистрацию водопользователей;

- ведет реестр водохозяйственных сооружений;

- осуществляет учет водных ресурсов государственных оросительных систем.

42. Уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии:

- осуществляет государственный учет вод на поверхностных водных объектах в зоне формирования стока;

- осуществляет мониторинг поверхностных водных объектов на основе систематических наблюдений на гидрометеорологических станциях и постах;

- обеспечивает составление прогнозов изменения количественных показателей вод.

8. Подземное захоронение стоков

43. Использование водоносных горизонтов для подземного захоронения (сброса) промышленных стоков, шахтных и нефтепромысловых вод производится по специальным проектам, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства, иных веществ и материалов, локализацию захороняемых веществ в определенных границах поглощающего водоносного горизонта.

44. На полигонах подземного захоронения промышленных стоков оборудуются наблюдательные скважины для контроля за перемещением закачиваемых стоков по пласту и в вышележащие водоносные горизонты. Без сооружения наблюдательной сети полигон не может быть сдан в эксплуатацию. Сооружение наблюдательной сети и производство наблюдений осуществляются владельцем полигона.

9. Контроль за охраной подземных вод

45. Государственный контроль за использованием и охраной подземных вод осуществляется уполномоченными государственными органами:

- по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности;

- по государственному надзору и контролю в области экологической и технической безопасности;

- по реализации государственной политики в области общественного здравоохранения.

46. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики в области недропользования и развития горнодобывающей промышленности в пределах своей компетенции осуществляет:

- контроль за охраной подземных пресных и термально-минеральных вод от загрязнения и истощения;

- контроль за переводом на крановый режим самоизливающихся скважин, ликвидацией заброшенных скважин;

- контроль за техническим состоянием и режимом эксплуатации групповых и одиночных водозаборов подземных вод;

- контроль за проведением водопользователями необходимых гидрорежимных наблюдений и измерений на водозаборах;

- контроль за правильностью ведения первичного учета отбора и использования подземных вод;

- контроль за созданием наблюдательной сети скважин, ее техническим состоянием и контроль за производством наблюдений;

- контроль за правильной эксплуатацией (разработкой) лечебных водных объектов (месторождения минеральных и термальных вод) санаторно-курортных учреждений, бальнеолечебниц, заводов по розливу, а также охраной лечебных вод от загрязнения, преждевременного истощения.

47. Уполномоченный государственный орган по государственному надзору и контролю в области экологической и технической безопасности в пределах своей компетенции осуществляет:

- надзор за соблюдением мер по охране подземных вод от загрязнения и истощения в организациях, ведущих строительство водозаборов, буровые и горные работы;

- составление актов о результатах обследования объектов, загрязняющих подземные воды;

- привлечение к административной ответственности виновных в нарушении природоохранного законодательства;

- контроль за эксплуатацией полигонов подземного захоронения сточных вод в глубокие горизонты (дебит закачки, давление нагнетания, наблюдения на режимных скважинах).

48. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики в области общественного здравоохранения в пределах своей компетенции осуществляет:

- надзор за соблюдением требований, предъявляемых к питьевой воде, источникам и системам питьевого водоснабжения;

- контроль за состоянием качества подземных вод, водозаборов питьевого и бальнеологического назначения и соблюдением безопасности использования населением;

- контроль за установлением и соблюдением санитарного и водоохранного режима охранных зон водозаборов питьевого и бальнеологического назначения.