сегодня
16
Ноября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+8 °C
днём +8
ночью +8

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

Программа по прекращению использования озоноразрушающих веществ на период 2016 - 2020 годы (Фаза 3) от 29 июля 2016 года № 419

Утверждено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 29 июля 2016 года № 419

 

Программа

по прекращению использования озоноразрушающих веществ на период 2016 - 2020 годы (Фаза 3)

 

1. Общие положения

 

Настоящая Программа по прекращению использования озоноразрушающих веществ на период 2016 - 2020 годы (Фаза 3) (далее - Программа) направлена на выполнение требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол), стороной которого является Кыргызская Республика в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О ратификации Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».

Программа предусматривает полное прекращение потребления (производство, экспорт и импорт) всех озоноразрушающих веществ (далее - ОРВ) на территории Кыргызской Республики к 2020 году.

 

2. Цели и задачи Программы

 

Целями Программы являются:

- сокращение выбросов ОРВ и парниковых газов;

- повышение энергоэффективности производственных циклов;

- повышение потенциала государственных органов.

Задачами Программы являются:

- непосредственный вывод гидрохлорфторуглеродов (далее - ГХФУ), преимущественно ГХФУ-22, ГХФУ-141b и ГХФУ-142b, из потребления при производстве пеноматериалов и в холодильном оборудовании;

- передача инновационных технологий в рамках модернизации предприятий, использующих ГХФУ при технологических операциях и производящих пенополиуретановую изоляцию (предизолированные трубы, сэндвич-панели), бытовое, торговое и промышленное холодильное оборудование, а также осуществляющих ремонт и сервисное обслуживание холодильной и климатической техники.

 

3. Анализ текущей ситуации

 

Потребление ОРВ в Кыргызской Республике в 1995 году составляло 104,02 тонны. В 2005 году в результате реализации Государственной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 апреля 2002 года № 263, суммарное потребление ОРВ в республике (без учета ГХФУ) снизилось до 32,7 тонны.

К 1 января 2009 года, в результате реализации Государственной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ на период с 2008 по 2010 годы (Фаза 2), утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 июля 2008 года № 374, было прекращено потребление талонов и бромистого метила, а к 1 января 2010 года - потребление ХФУ. В то же время ежегодное потребление ГХФУ-22 к 2010 году выросло до 75,2 тонны, ГХФУ-141b - до 7,26 тонны, ГХФУ-142b - до 3,0 тонн.

Потребление ГХФУ-22 в Кыргызской Республике в 2013 году составляло 60,4 тонны, ГХФУ-141b - 0, ГХФУ-142b - 10,3 тонны. Это связано с замещением в охлаждающей отрасли хладагента ХФУ-12 на ГХФУ-22 и широким использованием ГХФУ при изготовлении пеноизоляционных материалов.

Структура потребления ОРВ в 2010-2013 годах приведена в таблице 1.

Потребление ОРВ в Кыргызской Республике регулируется на основе лицензий, выдаваемых Министерством экономики Кыргызской Республики, статистических данных регистрации товаров Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, контактов с основными и потенциальными потребителями, а также информации территориальных подразделений государственного органа Кыргызской Республики в сфере охраны окружающей среды.

Несмотря на неизбежный существенный рост потребления ОРВ в результате последовательного роста экономического состояния республики, замена основных хладагентов на переходные вещества с меньшей озоноразрушающей способностью (далее - ОРС) и внедрение современной практики обслуживания в рамках Государственной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ на период с 2008 по 2010 годы (Фаза 2), утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 июля 2008 № 374, позволили добиться значительного сокращения потребления ОРВ и уменьшения воздействия на озоновый слой и изменение климата.

По данным за 2013 год, самой крупной сферой потребления ОРВ в республике являлось обслуживание холодильного оборудования как стационарного, так и установленного на транспорте (60,4 тонны).

Второй по величине сферой является строительный сектор, использующий ОРВ при производстве изолирующих материалов (10,3 тонны).

Динамика потребления ОРВ в Кыргызской Республике приведена в таблице 2.

 

Таблица 1

 

Структура

потребления озоноразрушаюших веществ в 2010 - 2013 годах

 

Категория применения оборудования

Потребление ГХФУ

Тонны

Тонны ОРС

Коммерческое холодильное оборудование с охлаждающей мощностью до 3000 ватт

11,80/8.08

0,649/0,444

Коммерческое/промышленное оборудование с охлаждающей мощностью более 3000 ватт

10,59/7.26

0,58245/0,400

Кондиционеры

16,10/11.03

0,8855/0,607

Авторефрижераторы

2,75/1.88

0,15125/0,103

Обслуживание сборочного оборудования

33,9/18.2

1,8678/1,001

Всего потребление ГХФУ-22 в сервисном секторе

75,20/46.5

4,136/2.558

Производство: изолирующие панели (ГХФУ-141b)

7,26/0,00

0,7986/0,00

Производство: полиуретан (ГХФУ-142b)

3,00/10,3

0,195/0,67

Производство: полиуретан (ГХФУ-22)

0,00/13,9

0,00/0,764

Всего производственное потребление (пены и растворители)

10,26/24,2

0,9936/1,434

Всего потребление

85,46/70,7

5,1296/3,992

 

Таблица 2

 

Динамика

потребления озоноразрушающих веществ в Кыргызской Республике

 

ОРВ

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

ХФУ

-12.

тонна

ОРС

(1)

78,52

64,41

66,60

56,84

52,40

53,45

53,00

42,10

33,00

22,30

8,10

5,25

4,23

5,00

2,70

0,00

0,00

0,00

0,00

МБ *, тонна

23,00

25,62

23,00

22,80

25,62

23,00

23,00

23,00

22,00

17,50

12,00

5,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

MB *, тонна ОРС (0,6)

13,80

15,37

13,80

13,68

15,37

13,80

13,80

13,80

13,20

10,50

7,20

3,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ГХФУ -22, гонка

2,50

2,40

2,45

3,10

2,55

2,90

3,40

5,20

6,36

12,9

12,6

15,1

24,88

37,0

61,7

75,2

53,8

52,9

60,4

ГХФУ

-22, тонна ОРС (0,055)

0,14

0,13

0,13

0,17

0,14

0,16

0,187

0,286

0,35

0,71

0,693

0,83

1,37

2,035

3,394

4,136

2,96

2,91

3,32

ГХФУ -141b, тонна

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2,00

7,08

7,26

7,26

0,00

0,00

0,00

ГХФУ - 141b,

тонна

ОРС

(0,11)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,22

0,779

0,799

0,799

0,00

0,00

0,00

ГХФУ - 142b,

тонна

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2,5

3,0

3,0

0,00

0,00

10,3

ГХФУ - 142b, тонна ОРС (0,065)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,162

0,195

0,195

0,00.

0,00

0,67

Галон - 1211, тонна

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,70

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Галон - 1211, тонна ОРС (3,0)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2,10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Галон - 2402, тонна

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,05

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Галон - 2402, тонна ОРС (6,0)

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,3

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

* Потребление МБ (метилбромид) приведено без учета потребления на карантин и обработку перед отгрузкой

 

 

Рис. 1. График динамики потребления озоноразрушающих веществ в тоннах

 

 

 

Рис. 2. График динамики потребления озоноразрушающих веществ в тоннах с учетом ОРС

 

Рис. 3. График прекращения потребления ГХФУ для стран, являющихся стороной статьи 5 Монреальского протокола (развивающиеся страны), относительно базового уровня - 100 % (базовый уровень - среднее потребление ОРВ за 2009 и 2010 годы).

 

Рис. 4. Ускоренный график прекращения потребления ГХФУ

 

5. Импорт озоноразрушаюших веществ

 

Кыргызская Республика не производила, не производит и не планирует производства ОРВ, оборудования и товаров, содержащих ОРВ, которые контролируются Монреальским протоколом, но ввозит их как в чистом виде, так и в комплектующих изделиях.

Ввоз ОРВ, а также оборудования и товаров, содержащих ОРВ, лицензируется согласно Положению о государственном регулировании ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 сентября 2009 года № 594.

Определенная часть ОРВ может поступать в результате их нелегального импорта. По данным Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, практически все ОРВ, указанные в приложениях А, В, С и Е к Монреальскому протоколу, импортируются из Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Объединенных Арабских, Эмиратов, Республики Индия и Государства Израиль.

 

6. Реализация Программы

 

Для реализации Программы намечается выполнение требований Монреальского протокола по прекращению потребления ГХФУ в соответствии со следующим графиком:

- сокращение уровня потребления ГХФУ на 10 % по сравнению с базовым уровнем с 2015 года (на уровне 3,69 тонны ОРС);

- сокращение уровня потребления ГХФУ на 35 % по сравнению с базовым уровнем с 2016 года (на уровне 2,665 тонны ОРС);

- сокращение уровня потребления ГХФУ на 67,5 % по сравнению с базовым уровнем с 2018 года (на уровне 1,332 тонны ОРС);

- сокращение уровня потребления ГХФУ на 97,5 % по сравнению с базовым уровнем с 2020 года (на уровне 0,102 тонны ОРС);

- полное прекращение потребления ГХФУ с 2025 года.

В этой связи необходимо:

- поддерживать современный опыт обслуживания, ретрофита и вывода из эксплуатации охлаждающего оборудования, включая извлечение и рециркуляцию;

- учитывать воздействие на интересы конечных пользователей;

- минимизировать неблагоприятные воздействия за счет создания определенного запаса ОРВ;

- укреплять международное сотрудничество для предупреждения нелегальной торговли ОРВ;

- продолжать действия по повышению информированности общественности в области сохранения озонового слоя;

- продолжать проведение программы обучения техников по обслуживанию охлаждающего оборудования и специалистов по фумигации зерновых запасов, а также персонала таможенной и пограничной служб, финансовой полиции для предотвращения случаев нелегальной торговли при перемещении ОРВ с территории одного государства на территорию другого государства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);

- рассматривать возможность внедрения экономических стимулов для поддержки использования альтернатив применяемым ОРВ;

- поддерживать и укреплять институциональный потенциал для управления и контроля действий по выполнению Программы.

Контроль потребления гидрофторуглеродов (ГФУ - хладагент со значительным потенциалом потепления) и меры по сокращению их потребления, а также полное прекращение потребления метилбромида, включая использование для карантинной обработки продукции и обработки ее перед транспортировкой, будут рассматриваться как одни из последующих направлений деятельности, которые могут быть реализованы до вступления в силу ограничений по международным соглашениям.

Действия по Программе будут выполняться в координации с другими международными соглашениями (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамская конвенция о процедуре предварительно обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Рамочная конвенция ООН об изменении климата), стороной которых является Кыргызская Республика, в установленном порядке.

 

7. План действий по реализации Программы

 

План действий состоит из трех основных компонентов:

- нормативно-правовые действия;

- укрепление технического потенциала;

- инвестиционная деятельность.

В рамках настоящей Программы намечается разработка проектов необходимых нормативных правовых актов, отраслевых программ и планов действий, что способствует решению таких вопросов, как:

- лицензирование и квотирование импорта ГХФУ, усиление таможенного контроля;

- введение запрета на импорт оборудования, содержащего ГХФУ;

- организация контроля использования ГХФУ;

- утилизация ГХФУ как на крупных, так и на рядовых объектах;

- стимулирование использования озонобезопасных хладагентов, в том числе аммиака и углекислого газа;

- обучение и обязательная сертификация специалистов, работающих с хладагентами.

Учитывая, что Кыргызская Республика граничит с Китайской Народной Республикой, которая является основным производителем ГХФУ и оборудования, содержащего ГХФУ, повышение эффективности системы контроля импорта является необходимым действием.

Одной из мер по совершенствованию системы является внедрение процедуры предварительного обоснованного согласия уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики перед выдачей лицензий на импорт и фактическим поступлением ОРВ в республику.

В настоящее время импорт и поставка ГХФУ производятся в небольших контейнерах однократного применения, ввоз которых в Кыргызскую Республику трудно контролировать. Для решения этой проблемы предстоит в соответствии с требованиями законодательства государств-членов ЕАЭС с 2016 года ввести запрет на ввоз хладагентов в контейнерах однократного применения.

Для повышения эффективности действий по сокращению потребления ГХФУ необходимо принятие строгих правил по управлению хладагентами в сфере крупномасштабной сборки с применением современной практики, принятой для оборудования, содержащего ГХФУ, и практики для оборудования, использующего промышленные парниковые газы, в частности ГФУ, что требует внедрения системы учета сборки, обязательного ведения регистрационного журнала, в котором будет отражена подробная история обслуживания и квалификационные требования, предъявленные при проведении технического обслуживания оборудования.

Также следует рассмотреть вопрос о расширении контроля за импортом ГФУ и оборудования, содержащего ГФУ, и применении правил управления хладагентами по отношению к оборудованию, содержащему ГФУ, в соответствии с технологической практикой передовых стран.

Основываясь на опыте выполнения предыдущих программ, необходимо обеспечение целостности существующей системы лицензирования и контроля импорта, которая оказалась достаточно эффективной.

При этом, особое внимание необходимо уделить вопросу оказания поддержки и усиления потенциала Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, Государственной пограничной службы Кыргызской Республики на участках государственной границы, не охваченных таможенным контролем,

Самым главным требованием является обеспечение возможности для поддержки и обслуживания текущего банка ГХФУ-содержащего оборудования. Система обучения современным методам обслуживания охлаждающей техники позволит сократить утечки при обслуживании и восстановление хладагентов.

Необходимым элементом реализации Плана действий является мониторинг его выполнения, который заключается в непрерывном наблюдении и контроле за ходом его реализации и достижениями результатов, периодическом взаимодействии с заинтересованными организациями по механизмам выполнения и регулярном проведении обзора эффективности отдельных действий, подготовки данных по учету и отчетности в соответствии с требованиями Монреальского протокола.

Контроль потребления ГФУ и меры по сокращению их потребления рассматриваются как необходимое действие по дальнейшему снижению воздействия охлаждающего сектора на окружающую среду и изменение климата.

Программой предусмотрено осуществление мер по повышению экологической грамотности обучающихся в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в общеобразовательных организациях по вопросам охраны озонового слоя и выполнения международных обязательств по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу.

В рамках реализации Программы намечается оказание содействия уполномоченным государственным органам в построении системы обязательной сертификации специалистов, работающих с ОРВ, разработке учебных планов, подготовке программ обучения и учебно-методических комплектов для обеспечения учебного процесса и создании учебно-производственного центра, оснащенного современным демонстрационным и обучающим оборудованием.

Наличие все еще значительных запасов ОРВ сохраняет устойчивый остаточный спрос на хладагенты и вследствие этого определяет необходимость принятия мер, которые можно разбить на 2 основных направления:

- усиление потенциала по извлечению и восстановлению хладагентов. В настоящее время около 50 % технического персонала надлежащим образом оснащены и имеют доступ к процедуре утилизации, предстоит увеличить его количество до 80 %;

- создание технической инфраструктуры распределения хладагентов, с учетом введения ограничений на объем импортируемых контейнеров с ГХФУ.

В рамках реализации Программы предусмотрено оказание помощи производителям холодильного оборудования и пеноматериалов по переходу к использованию озонобезопасных веществ и технологий, оказание технического содействия 1-2 пилотным предприятиям по разработке, адаптации и внедрению озонобезопасных рецептур компонентов для изготовления пеноматериалов.

Программа предполагает вывод ГХФУ из обращения в секторе производства пеноматериалов (изготовление сэндвич-панелей и предизолированных труб).

В качестве альтернативы ГХФУ-141b и ГХФУ-22 предполагается использовать циклопентан, и этот вариант технологической конверсии будет отработан на примере 1-2 предприятий сектора за счет замены или модернизации существующего оборудования.

Также, в качестве альтернативы ГХФУ-141b предлагается использовать углеводороды, сжиженный углекислый газ, воду, метилформиат, т.е. экологически безопасные вещества.

Вывод ГХФУ из обращения в секторах производства и сервисного обслуживания холодильного (бытового, медицинского и торгового) и климатического оборудования осуществляется во взаимодействии с производителями холодильного оборудования, Республиканским общественным объединением «Экохолод» и учебными центрами при Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.

До настоящего времени в Кыргызской Республике все оборудование, содержащее ОРВ, по окончании срока службы или после выхода из строя бесконтрольно размещается в местах складирования бытовых и промышленных отходов. ОРВ из этого оборудования впоследствии поступают в атмосферу.

В рамках реализации Программы планируется разработать и предложить для внедрения меры по стимулированию потребителей для отказа от ОРВ, отработке логистических схем для сбора ОРВ и обучению экологически безопасным методам утилизации и регенерации ОРВ.

 

Таблица 3

 

План действий

по реализации Программы

 

Действия

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Совершенствование правового и регулирующего обеспечения по контролю за обращением с ОРВ

2016-2020 годы

ГИЭТБ, ГАООСЛХ

2.

Повышение информированности населения

Постоянно

МОН, МЗ, ГАООСЛХ

3.

Мониторинг обращения с ОРВ

2016-2020 годы

ГАООСЛХ

4.

Проведение обучения представителей уполномоченных государственных органов (таможенных и пограничных служб, финансовой полиции и экотехинспекции)

2016-2020 годы

ГАООСЛХ, ГПС, ГСБЭП, ГЭТИ

5.

Проведение обучения и сертификация техников по обслуживанию охлаждающего оборудования

2016-2020 годы

ГИЭТБ, МОН, ГАООСЛХ

6.

11роведение обучения студентов высших учебных заведений и образовательных организаций среднего и начального профессионального образования для подготовки специалистов холодильной и перерабатывающей отраслей

2016-2020 годы

МОН

7.

Извлечение и рециркуляция хладагентов

2016-2020 годы

ГИЭТБ, ГАООСЛХ

8.

Оказание поддержки местному промышленному сектору в сокращении использования ГХФУ

2016-2020 годы

ГИЭТБ, ГАООСЛХ

9.

Регулярное представление отчетности по обращению с ОРВ в Секретариат Монреальского протокола, Многосторонний фонд Монреальского протокола, ЮНЕП, ПРООН

Ежегодно

ГАООСЛХ

 

8. Финансирование Плана действий по реализации Программы

 

Программой развития ООН (далее - ПРООН) представлен на рассмотрение 74-го совещания Исполнительного комитета Многостороннего фонда Монреальского протокола (далее - МФМП) этап 2 Плана организационной деятельности по поэтапному отказу от ГХФУ (далее - НРМР) на общую сумму 780560 долл. США, включающую 400000 долл. США плюс 28000 долл. США в виде эксплуатационных расходов учреждений для ПРООН и 312000 долл. США плюс 40560 долл. США - в виде эксплуатационных расходов учреждений для Программы ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП), в соответствии с первоначальным представлением.

Реализация этапа 2 НРМР позволит отказаться от 3,08 тонны ОРС ГХФУ и будет способствовать полному отказу от ГХФУ к 2020 году.

 

Таблица 4

 

Краткое изложение проектов

 

Отрасль применения

Наименование проекта

Начало, окончание

Стоимость проекта, долл. США

Источники финансирования

1

Все вовлеченные отрасли

Институциональное укрепление и повышение организационного потенциала

2016-2020 годы

347500

МФМП

2

ГТС, ГИЭТБ, ГСБЭП

Повышение потенциала по предотвращению нелегальной торговли ОРВ

2016-2020 годы

111000

МФМП

3

Все вовлеченные отрасли экономики

Разработка нормативных правовых актов

2016-2017 годы

96500

МФМП

4

Отрасли охлаждения и кондиционирования

Повышение технического потенциала

2016-2020 годы

104500

МФМП

5

Отрасли охлаждения и кондиционирования

Создание системы управления хладагентами

2016-2020 годы

400000

МФМП

Итого

 

 

1059500

 

 

Таблица 5

 

Общая стоимость Программы по поэтапному отказу от ГХФУ

 

Описание

Организация

Стоимость, долл. США

Обновление систем контроля ГХФУ

ЮНЕП

96000

Укрепление потенциала в сфере контроля/пресечения незаконной торговли

ЮНЕП

81000

Укрепление потенциала в секторе холодильного оборудования

ЮНЕП

106000

Оборудование и инструменты для сервисных центров/индивидуальных предпринимателей

ПРООН

80000

Оборудование и инструменты для образовательных организаций начального профессионального образования

ПРООН

120000

Неавтоматизированная система распределения ГХФУ

ПРООН

20000'

Компонент информированности и стимулирования конечных потребителей

ПРООН

90000

Демонстрация альтернативных технологий в рамках местной сборки

ПРООН

90000

Группа управления проектами

ЮНЕП

29000

Итого

712000

 

9. Механизмы реализации Программы

 

В период 2016-2018 годы будут разработаны соответствующие проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области охраны озонового слоя.

В 2018-2019 годах будут введены ограничения на импорт и использование ГФУ.

Поскольку между государствами-членами ЕАЭС отсутствуют таможенные границы, Кыргызской Республике предстоит изменить систему отслеживания движения грузов, внести надлежащие изменения в законодательство, ввести унифицированную систему учета использования ОРВ и единую форму отчетности.

Правоохранительные органы будут привлекаться для отслеживания грузов с ГХФУ и оборудованием на основе ГХФУ.

Намечается реализовать следующие меры в области регулирования:

- дальнейшее усиление контроля за импортом за счет разработки и внедрения электронной системы, а также ведения общей базы данных ЕАЭС;

- разработка и введение в действие нормативных правовых актов по запрету импорта оборудования, использующего ГХФУ, и контейнеров однократного применения с хладагентами массой менее 13,6 кг;

- обязательное ведение специалистами журналов практики обслуживания техники (указания даты обслуживания оборудования, объема использованного хладагента, данных по его извлечению и рециркуляции) и регистрации проведенного обучения;

- содействие использованию озоносберегающих хладагентов, в том числе аммиака и углекислого газа.

Потенциал сотрудников таможенных служб и правоохранительных органов будет усилен за счет проведения учебных семинаров и поставки идентификаторов хладагентов. Таможенные лаборатории будут оснащены оборудованием для обеспечения возможности отслеживания потенциальной незаконной торговли ОРВ.

Кроме того, в ходе реализации Программы должное внимание будет уделяться контролю за импортом ГФУ, оборудования на основе ГФУ и их использованием.

 

10. Укрепление потенциала в секторе обслуживания

 

На этапе реализации Программы предусматривается обучение технических специалистов передовой практике, особое внимание будет уделяться безопасному обращению с огнеопасными и токсичными хладагентами.

На основе стандартов Европейского союза по безопасной эксплуатации и обслуживанию холодильного оборудования, а также обращению с огнеопасными хладагентами, с 2015 года ЕАЭС введены новые правила, которые требуют дополнительного обучения специалистов по техническому обслуживанию.

Программой планируется ввести обязательную сертификацию технических специалистов, работающих с хладагентами, для обеспечения безопасности.

Программа также предусматривает приобретение и распределение наборов инструментов для технических специалистов, в частности, установок по рекуперации и рециркуляции в сервисных центрах и среди индивидуальных предпринимателей; создание центра по утилизации; поставку учебного оборудования в образовательные организации начального профессионального образования.

В учебный план подготовки технических специалистов будет включена информация о путях повышения эффективности энергопотребления систем; безопасном обращении с огнеопасными и/или токсичными хладагентами; а также о внедрении стандартов безопасности при разработке, изготовлении и установке оборудования.

Будут начаты разработка и внедрение стандартов безопасности, охватывающих различные аспекты оборудования, используемого хладагента и обслуживания. Будет проводиться переподготовка специалистов и техников по обслуживанию, руководителей предприятий и проектировщиков зданий и архитекторов по изучению стандартов безопасности.

 

11. Укрепление потенциала образовательных организаций начального профессионального образования и регулирование ГХФУ

 

Программой предусмотрено обеспечение образовательных организаций начального профессионального образования мультимедийными средствами для подготовки специалистов по техническому обслуживанию холодильного оборудования.

Программой планируется внедрение пилотной системы распределения ГХФУ-22 через единый центр для поддержки запрета на импорт контейнеров однократного применения. Через единый центр будет производиться распределение/продажа ГХФУ на специальных зарядных станциях, где используются небольшие контейнеры многоразового применения.

Программой намечается организация системы распределения ГХФУ-22 в двух центрах, которые будут выбираться из списка соответствующих требованиям предприятий, импортирующих ГХФУ.

Такая система улучшит мониторинг ГХФУ, которые с 2016 года предполагается импортировать в контейнерах большей емкости, и сократит потенциальные возможности незаконной торговли ОРВ.

 

12. Демонстрация альтернативных технологий

 

Существующие рыночные цены и доступность природных хладагентов не создают условий для их внедрения в стране.

Программой планируется разработать стратегию содействия распространению таких озоносберегающих хладагентов. Существуют также потенциальные возможности передачи технологий из Российской Федерации, где в настоящее время реализуется программа Глобального экологического фонда (далее - ГЭФ) и Организации ООН по промышленному развитию (далее - ЮНИДО) по предотвращению использования ГФУ в процессе постепенного отказа от ГХФУ.

 

13. Воздействие на изменение климата

 

Предлагаемые мероприятия в секторе обслуживания, которые включают более эффективную изоляцию хладагентов за счет обучения и применения специального оборудования, и две пилотные программы по использованию хладагентов с низким ПГП в оборудовании местной сборки, среди прочих, обеспечат сокращение объемов ГХФУ-22, которые используются для обслуживания холодильного оборудования. Каждый килограмм ГХФУ-22, исключаемый из выбросов за счет более оптимальной практики в секторе холодильного оборудования, в эквиваленте обеспечивает сокращение примерно 1,8 тонны углекислого газа (СО2).

Несмотря на то, что в НРМР не включается расчет воздействия на изменение климата, мероприятия, планируемые в Кыргызской Республике, в частности, меры по совершенствованию практики обслуживания, улавливанию хладагента и его повторному использованию, показывают, что реализация Программы по поэтапному отказу от ГХФУ будет обеспечивать сокращение выбросов хладагентов в атмосферу, что положительно отразится на климате.

При этом, в настоящее время более точно определить количественную оценку воздействия на изменение климата не представляется возможным. Воздействие можно установить в рамках оценки отчетов о ходе реализации НРМР, в том числе за счет сопоставления уровней хладагентов, используемых ежегодно с начала реализации НРМР, отражаемых в отчетности объемов улавливаемых и повторно используемых хладагентов, числа прошедших обучение техников и модернизации оборудования, в котором применяется ГХФУ-22.

 

Специальные термины и сокращения, используемые в Программе:

 

ГАООСЛХ

- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;

ГИЭТБ

- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;

ГТС

- Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики;

ГПС

- Государственная пограничная служба Кыргызской Республики;

ГСБЭП

- Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики;

ГФУ

- гидрофторуглероды;

ГХФУ

- гидрохлорфторуглероды;

ГЭФ

- Глобальный экологический фонд;

МП

- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;

МОН 

- Министерство образования и науки Кыргызской Республики;

МЗ

- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;

ООН

- Организация Объединенных Наций.