сегодня
23
Сентября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+28 °C
днём +28
ночью +28

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ по охране атмосферного воздуха в Кыргызской Республике от 13 февраля 2015 года № 59


 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 13 февраля 2015 года № 59

ПОЛОЖЕНИЕ
по охране атмосферного воздуха в Кыргызской Республике

1. Общие положения

1. Настоящее Положение по охране атмосферного воздуха в Кыргызской Республике (далее - Положение) регулирует вопросы, связанные с организацией хозяйствующими субъектами, осуществляющими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников (далее - хозяйствующие субъекты), вне зависимости от организационно-правовой формы деятельности по охране атмосферного воздуха, а также регламентирует порядок осуществления мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

2. Государственные органы охраны окружающей среды и хозяйствующие субъекты при осуществлении своей деятельности по охране атмосферного воздуха руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Положением.

2. Основные понятия

Временно согласованный выброс (ВСВ) - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов, с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения нормативов предельно допустимого выброса.

Источник загрязнения атмосферы - объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

Охрана атмосферного воздуха - совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив, устанавливаемый для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы загрязняющих веществ от него и всей совокупности источников на данной территории, с учетом их рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития предприятий, не создадут приземных концентраций, превышающих установленные нормативы качества воздуха.

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и иные передвижные средства хозяйствующих субъектов, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе, бензогазовых и газодизельных смесях.

Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - любой (точечный, линейный и площадной) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Точечный источник выбросов - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которого поступление веществ осуществляется через отверстие, проем, зафиксированные в системе координат в виде точки.

Линейный источник выбросов - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которого поступление веществ осуществляется через отверстие, проем, зафиксированные в виде линии, имеющей начало и конец в системе координат.

Площадной источник выбросов - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которого поступление веществ осуществляется с поверхности, имеющей территориальные координаты в системе координат.

Организованный источник выбросов - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, от которого поступление веществ осуществляется через специально сооруженные устройства для направленного вывода в атмосферу загрязняющих веществ.

Неорганизованный источник выбросов - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не оснащенный специальными техническими устройствами, от которого поступление веществ осуществляется в виде ненаправленных потоков газа.

3. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха

3. Хозяйствующие субъекты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области охраны атмосферного воздуха принимают меры по предупреждению, снижению и устранению загрязнения атмосферного воздуха.

4. Хозяйствующие субъекты обеспечивают:

- соблюдение законодательства Кыргызской Республики по вопросам охраны атмосферного воздуха;

- своевременную разработку (переработку), согласование и утверждение нормативов предельно допустимых и/или временно согласованных выбросов (далее - ПДВ/ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу и получение в установленные сроки разрешения у государственного органа охраны окружающей среды на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

- разработку и выполнение мероприятий по сокращению выбросов;

- проведение производственного контроля за соблюдением утвержденных ПДВ/ВСВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условий разрешения на выброс загрязняющих веществ;

- проведение аккредитации имеющихся лабораторий, осуществляющих инструментальный контроль источников загрязнения атмосферы и эффективности работы пылегазоочистных установок (далее - ПГУ);

- соблюдение утвержденных нормативов ПДВ/ВСВ;

- бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разработку и осуществление мероприятий по предотвращению залповых и аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- соблюдение требований законодательства по охране атмосферного воздуха при хранении, транспортировке и применении пестицидов, минеральных удобрений и сильно действующих ядовитых веществ;

- соблюдение требований законодательства по охране атмосферного воздуха при размещении объектов, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию.

Хозяйствующие субъекты своевременно информируют соответствующие государственные органы об аварийных выбросах, фактах экстремально высокого загрязнения атмосферы, о принимаемых мерах к ликвидации причин и последствий загрязнения, а также о должностных лицах, виновных в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

При добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и свалок, полигонов промышленных отходов хозяйствующие субъекты обеспечивают:

- проведение мероприятий, направленных на снижение интенсивности выбросов загрязняющих веществ и выделения пыли в атмосферный воздух;

- выполнение требований санитарных норм и правил при создании санитарно-защитных зон при проектировании разрезов, карьеров по добыче полезных ископаемых, терриконов, отвалов и промышленных полигонов, размещение их за пределами жилой застройки с учетом перспективы ее развитиям;

- осуществление мер по предупреждению самовозгорания при эксплуатации терриконов и отвалов, угольных шахт, обогатительных фабрик;

- произведение укладки породы слоями с последующим ее уплотнением, увлажнением различными эмульсиями (растворами) или укладкой сверху породы инертных местных материалов, в том числе на откосах;

- рекультивацию породных отвалов;

- совершенствование и разработку новых способов управления взрывом, обеспечивающие снижение пылеобразования.

5. Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ хозяйствующих субъектов, оснащаются сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов в атмосферу и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ.

6. Оснащение источников загрязнения атмосферы газоочистным и пылеулавливающим оборудованием осуществляется в соответствии с проектными решениями на строительство, расширение и реконструкцию предприятий и проектами нормативов ПДВ.

7. Эксплуатация ПГУ осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации пылегазоочистных установок.

8. Контроль за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации ПГУ осуществляется уполномоченным государственным органом по проведению государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

4. Порядок разработки и утверждения нормативов ПДВ/ВСВ

9. Разработка проекта нормативов ПДВ/ВСВ обеспечивается хозяйствующим субъектом.

10. Разработанные проекты нормативов ПДВ/ВСВ представляются в государственный орган охраны окружающей среды на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы в Кыргызской Республике, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 мая 2014 года № 248.

Нормативы ПДВ/ВСВ утверждаются при получении положительного заключения государственной экологической экспертизы.

11. Нормативы ПДВ (ВСВ) пересматриваются не менее 1 раза в пять лет, а также в случае изменения мощности, технологии производства или режима работы хозяйствующего субъекта.

12. Первичный учет выбросов загрязняющих веществ и инвентаризация источников выбросов проводятся хозяйствующим субъектом в рамках разработки проекта нормативов ПДВ/ВСВ.

13. Методы установления ПДВ/ВСВ определяются стандартами и иными нормативно-техническими документами.

14. Для хозяйствующих субъектов или группы хозяйствующих субъектов, расположенных в одном районе, при невозможности немедленного достижения ими значений ПДВ, по согласованию с государственными органами устанавливается график поэтапного снижения выбросов, с указанием продолжительности каждого этапа. Для каждого этапа устанавливаются допустимые величины выбросов в г/с (т/год).

В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами хозяйствующий субъект разрабатывает план мероприятий по достижению ПДВ и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.

В плане мероприятий по достижению ПДВ не допускается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.

Проектируемые и реконструируемые объекты не должны превышать ПДВ.

5. Меры по соблюдению нормативов передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

15. Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - передвижные источники) должны соответствовать установленным нормативам токсичности дымности отработавших газов.

16. Оценка соответствия токсичности и дымности отработавших газов передвижных источников осуществляется в соответствии с требованиями стандартов.

17. К эксплуатации допускаются передвижные источники с исправными и правильно отрегулированными системами и агрегатами, влияющими на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Выход передвижных источников на линию с выбросами загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы не допускается.

18. При соблюдении инструкции по эксплуатации двигателя, соответствующей международным стандартам, должны обеспечиваться надежный запуск двигателя и его устойчивая работа на всех эксплуатационных режимах.

19. Системы питания передвижных источников, работающих на жидких видах топлива, должны быть отрегулированы с расчетом наименьшего выброса вредных веществ в атмосферу с выхлопными газами двигателя.

20. Система выпуска отработанных газов двигателя должна иметь надежные и плотные соединения с элементами конструкции системы выхлопа отработанных газов и исключать их утечку помимо глушителя.

21. Техническое состояние передвижных источников, двигателей и его систем должно обеспечивать содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в соответствии с нормативами, установленными законодательством Кыргызской Республики.

6. Контроль за охраной атмосферного воздуха

22. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется государственным органом по проведению государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

23. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха проводится хозяйствующими субъектами.

В рамках производственного контроля хозяйствующие субъекты осуществляют контроль:

- источников загрязнения атмосферы промышленными выбросами;

- за эксплуатацией ПГУ;

- выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- выполнения предписаний государственных органов охраны окружающей среды.

24. Для осуществления контроля источников загрязнения атмосферного воздуха хозяйствующие субъекты используют следующие методы:

- инструментально-лабораторный метод, основанный на отборе проб отходящих газов из контролируемых источников, с последующей обработкой проб в химических лабораториях и их анализом;

- использование автоматических систем контроля, основанного на автоматическом сборе и обработке информации от первичных измерительных устройств о концентрации загрязняющих веществ, термодинамических параметрах, технологических режимах, с целью представления необходимой информации об уровне выбросов заинтересованным органам и выдачи управляющих сигналов, направленных на поддержание оптимальных с экономической точки зрения режимов работы контролирующих источников;

- расчетные методы, основанные на вычислении концентрации (или расхода) загрязняющего вещества в отходящих газах по данным о составе и качестве исходного сырья, технологическом режиме, количестве готовой продукции и т.д.

Во всех технически возможных случаях контроль должен осуществляться инструментальным или инструментально-лабораторным методом.

При проведении контроля инструментальным методом, на основании выполненных измерений параметров отходящих газов, определяются:

- объемы газовых потоков и их характеристики;

- концентрация загрязняющих веществ в отходящих газах;

- количество отходящих загрязняющих веществ;

- степень улавливания загрязняющих веществ в ПГУ;

- количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

25. Максимальный выброс загрязняющих веществ из источника не должен превышать установленного для данного источника контрольного значения ПДВ/ВСВ (г/сек). Годовой выброс из источника не должен превышать установленного для данного источника годового значения ПДВ/ВСВ (т/год).