сегодня
20
Июля
2018 года
Погода в Бишкеке:
+31 °C
днём +31
ночью +33

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПОРЯДОК образования, изменения категорий, утверждения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий в Кыргызской Республике от 30 июля 2015 года № 541


 

 

Утвержден
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 30 июля 2015 года № 541

ПОРЯДОК
образования, изменения категорий, утверждения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий в Кыргызской Республике

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы образования, изменения категорий, утверждения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий в Кыргызской Республики (далее - Порядок).

2. Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), в зависимости от их целевого назначения и режима охраны природных ресурсов и объектов, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях" подразделяются на следующие категории (статусы):

- государственные природные заповедники;

- государственные природные парки;

- государственные заказники;

- государственные памятники природы;

- государственные ботанические сады, дендрологические и зоологические парки;

- биосферные территории и/или резерваты;

- трансграничные ООПТ.

3. ООПТ образуется с учетом экологического, научного и экономического обоснований, а также историко-культурной значимости.

Основой для экологического обоснования являются определение уникальности и значимости природных объектов и комплексов для экологии региона, оценка экологического состояния проектируемой территории под ООПТ и предложения по их охране, восстановлению и использованию.

4. Основой для экономического обоснования является определение:

- границ и площади земель, передаваемых в ООПТ;

- эколого-туристической и историко-культурной значимости;

- мероприятий и расходов, связанных с организацией, содержанием и развитием ООПТ;

- затрат, связанных с изъятием земельных участков у собственников земель или их пользователей;

- функционального зонирования ООПТ;

- режима охраны природных ресурсов и объектов в ООПТ;

- влияния ООПТ на социально-экономическое развитие региона.

5. Основой для научного обоснования является определение:

- уникальности природных ресурсов, объектов и комплексов для проведения научно-исследовательских работ, осуществления долгосрочного мониторинга природных процессов и явлений;

- геоэкологической значимости;

- биогеографических и ландшафтных особенностей;

- видов флоры и фауны, в том числе занесенных в Красную Книгу Кыргызской Республики и имеющих глобальное значение.

6. С учетом экологического, научного, экономического обоснований и историко-культурной значимости осуществляются определение категории ООПТ, зонирование территории и режим охраны природных ресурсов и объектов.

7. При образовании ООПТ убытки юридическим и физическим лицам, связанные с ограничением или прекращением их деятельности в связи с изъятием земель, возмещаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Образование особо охраняемых природных территорий

8. Инициаторами вопроса образования ООПТ могут являться:

- уполномоченный государственный орган в сфере охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган);

- министерства и ведомства;

- Национальная академия наук Кыргызской Республики (далее - НАН) и другие научные организации;

- местные государственные администрации и органы местного самоуправления;

- граждане Кыргызской Республики;

- общественные экологические организации и объединения.

9. Субъекты, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, по вопросу образования ООПТ обращаются в уполномоченный орган, который является ответственным за разработку предложений по сохранению биоразнообразия, рациональному природопользованию и управлению ООПТ.

10. Уполномоченный орган по итогам рассмотрения обращений принимает решение о целесообразности либо нецелесообразности образования ООПТ, о котором извещает автора обращения с изложением обоснования в сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.

11. Уполномоченный орган при принятии решения о целесообразности образования ООПТ своим решением создает рабочую группу для подготовки необходимых материалов по образованию ООПТ (далее - рабочая группа).

12. В состав рабочей группы включаются специалисты и эксперты государственных органов, НАН, научных учреждений, общественных экологических организаций и объединений.

К работе рабочей группы могут привлекаться представители местных государственных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых планируется образование ООПТ.

13. Рабочая группа разрабатывает, согласовывает и утверждает у уполномоченного органа план основных работ по организации ООПТ.

14. Рабочая группа в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня образования выполняет следующие основные работы:

- проводит на месте анализ природоохранной ценности образуемой ООПТ;

- определяет на месте особенности придаваемой категории (статуса), зонирования территории и режима охраны природных ресурсов и объектов образуемой ООПТ;

- проводит на месте анализ экосистем и изучение ландшафтно-географического расположения местности, с учетом наличия уникальных природных комплексов и биологического разнообразия, а также объектов историко-культурного наследия;

- изучает на месте территорию проектируемой ООПТ с целью исключения расположения внутри нее населенных пунктов, земель и строений, находящихся в частной собственности, пастбищ и дорог общего пользования;

- готовит и согласовывает на месте проекты необходимых картографических и землеустроительных материалов;

- проводит на месте социологический опрос среди населения, проживающего в районе образования ООПТ;

- проводит на месте другие работы, касающиеся проектирования и образования ООПТ;

- разрабатывает экологическое, научное и экономическое обоснования проектируемого ООПТ.

15. Территория проектируемой ООПТ должна быть экологически автономной, включать в себя полностью основные и крупные охраняемые экосистемы и ландшафты.

16. При проектировании ООПТ должны учитываться интересы местного населения.

17. Уполномоченный орган запрашивает и получает от государственных органов, научных организаций и учреждений необходимые материалы и информацию для разработки рабочей группой экологического, научного и экономического обоснований проектируемого ООПТ.

18. Затраты на проектировочные и организационные работы по созданию ООПТ выделяются из средств Республиканского и местного фондов охраны природы и развития лесной отрасли уполномоченного органа в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.

19. Рабочая группа вносит материалы по вопросу образования ООПТ на рассмотрение уполномоченного органа. Руководитель рабочей группы несет персональную ответственность за достоверность материалов и сведений по организации ООПТ.

20. Уполномоченный орган на основании подготовленных рабочей группой материалов инициирует вопрос об организации ООПТ в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

21. Образование государственных природных заповедников, государственных природных парков, государственных заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических и зоологических парков, а также биосферных территорий (резерватов) осуществляется решением Правительства Кыргызской Республики.

22. Перевод (трансформация) земель из одной категории в категорию земель ООПТ при организации государственных природных заповедников, государственных природных парков, государственных комплексных заказников, ботанических садов, дендрологических и зоологических парков, а также биосферных территорий (резерватов) осуществляется в порядке, установленным законодательством Кыргызской Республики.

23. Образование государственных заказников (кроме комплексных) и памятников природы не влечет изъятие соответствующего земельного участка (водного объекта) у собственников земель и перевод (трансформация) земель из одной категории в другую при этом не осуществляется.

24. Отвод территории для организации заказника и памятника природы осуществляется по согласованию с собственником земель.

25. Для биосферных территорий (резерватов) применяется концепция зонирования, которая заключается в создании специальных зон, установленных законодательством Кыргызской Республики.

26. Трансграничные ООПТ образуются решением Правительства Кыргызской Республики на основании вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. Порядок изменения категорий, утверждения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий

27. Утверждение границ ООПТ осуществляются решением Правительства Кыргызской Республики при их организации, включающим описание границ ООПТ по естественным рубежам и экспликацию передаваемых в ООПТ земель.

28. Изменение категорий (статуса) ООПТ осуществляются в случае:

- если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного значения;

- отсутствия на данной территории видов флоры и фауны, которые в силу угрожающего их состояния в природе были взяты под особую охрану;

- изменений в экосистеме данной территории, приведших к полной замене экосистемы, взятых под особую охрану;

- изъятия природных ресурсов в случаях избыточного воспроизводства естественным путем;

- отсутствия научного интереса в исследованиях, мониторинге данной территории в комплексном значении;

- резких изменений в экосистеме данной территории, повлекших за собой смену естественного состояния;

- утраты эстетического и рекреационного значения;

- необратимых разрушений природных комплексов, приведших к потере привлекательности данной территории;

- изъятия земель ООПТ для государственных нужд.

29. Изменение категорий (статуса) и границ ООПТ допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и других экспертиз в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, заключения НАН и осуществляется по решению Правительства Кыргызской Республики.

30. Основанием для ликвидации ООПТ являются:

- утрата природоохранного, экологического, научного, культурного, эстетического, рекреационного и иного значения;

- необратимые разрушения природных комплексов ООПТ и (или) объектов, для охраны которых она была определена;

- разрушение природного комплекса, замещение входящих в него природных объектов с нарушением рельефа и гидрологических характеристик и (или) полным уничтожением почвенно-растительного покрова;

- полное исчезновение конкретных видов животных, растений или грибов.

31. Ликвидация ООПТ осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.