сегодня
16
Ноября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+8 °C
днём +8
ночью +8

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке лицензирования недропользования от 14 декабря 2012 года № 834


 

Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 14 декабря 2012 года № 834

 ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке лицензирования недропользования

 

(В редакции постановления Правительства КР от 12 января 2013 года № 12, 13 июня 2013 года № 350)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О недрах".

2. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования прав пользования недрами осуществляет Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, как уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию.

Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию осуществляет администрирование лицензирования прав пользования недрами в качестве лицензионного органа - лицензиара.

3. Право пользования недрами возникает на основании лицензии. Пользование недрами без лицензии запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики и настоящим Положением.

4. Лицензированию подлежат все виды пользования недрами по всем видам минерального сырья, в том числе пресные, минеральные и термальные подземные воды, за исключением предоставления прав пользования недрами по концессионному договору и по соглашению о разделе продукции, а также проведения работ на основании государственной регистрации.

5. Пользователями недр могут быть юридические и физические лица, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также иностранные юридические лица, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и физические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в качестве индивидуальных предпринимателей.

6. Если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, иностранные юридические и физические лица получают лицензию на таких же условиях и в таком же порядке, как юридические и физические лица Кыргызской Республики.

II. Предоставление прав пользования недрами

 

7. Право пользования недрами может предоставляться на основании проведения конкурсов, аукционов и путем проведения прямых переговоров.

8. Предоставление прав пользования недрами на объекты месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения проводится по итогам конкурсов. Перечень объектов месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения утверждается Правительством Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию и публикуется в средствах массовой информации. Конкурс по каждому объекту месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения проводится по решению Правительства Кыргызской Республики межведомственной конкурсной комиссией согласно Положению, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики.

По проведенным конкурсам лицензия на право пользования недрами выдается на основании протокола конкурсной комиссии.

9. Предоставление права пользования недрами на основании проведения аукционов производится:

- по объектам, перечень которых утверждает уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию;

- по объектам общегосударственного значения, по которым не выявлены победители по результатам двух проведенных конкурсов;

- по объектам, не включенным в перечень месторождений, выставляемых на аукцион, но на которые поступило две и более заявки с приложением полного перечня документов, предусмотренных пунктом 36 настоящего Положения.

По проведенным аукционам лицензия на право пользования недрами выдается на основании протокола аукционной комиссии.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

10. Порядок проведения конкурсов и аукционов по предоставлению прав пользования недрами определяется отдельными положениями, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

11. Предоставление права пользования недрами путем проведения прямых переговоров производится:

- на объекты недр, не входящие в Перечень объектов общегосударственного значения и Перечень объектов, выставляемых на аукцион;

- на объекты недр, если по ним признаны не состоявшимися два аукциона;

- на объекты недр, не связанные с геологическим изучением и разработкой месторождений полезных ископаемых;

- на объекты недр, подпадающие под лицензирование в порядке реализации исключительного права недропользователя.

12. Лицензирование права пользования недрами путем проведения прямых переговоров производится Комиссией по вопросам лицензирования недропользования уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

Результаты переговоров оформляются протоколом, подписанным членами комиссии, который является основанием для выдачи лицензии на право пользования недрами.

12-1. Информация о пролицензированных и свободных объектах недропользования размещается на официальном сайте уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

13. Лицензии на право пользования недрами выдаются на сроки:

- на геолого-поисковые работы - до 5 лет, с последующим продлением в соответствии с техническим проектом;

- на геологоразведочные работы - до 10 лет, с последующим продлением в соответствии с техническим проектом;

- на разработку месторождений полезных ископаемых - до 20 лет, с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых;

- на объекты, не связанные с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, - на срок, предусмотренный техническим проектом, с последующим продлением на срок, предусмотренный скорректированным техническим проектом.

14. Лицензия на право пользования недрами для проведения геолого-поисковых работ предоставляет исключительное право на проведение геолого-поисковых работ на заявленные виды полезных ископаемых в пределах лицензионной площади.

Лицензиат имеет исключительное право на трансформацию лицензии на право пользования недрами для проведения геолого-поисковых работ в лицензию на право пользования недрами для проведения геологоразведочных работ на объекте полезного ископаемого.

15. На пролицензированную площадь на определенные виды поисков полезных ископаемых может быть выдана лицензия на право пользования недрами других групп полезных ископаемых другим заявителям.

16. Лицензия на право пользования недрами для проведения геологоразведочных работ предоставляет исключительное право на проведение геологоразведочных работ на заявленные виды полезных ископаемых в пределах лицензионной площади.

17. После учета запасов полезных ископаемых в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики, на основании заключения апробации Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики, лицензиат имеет исключительное право на трансформацию лицензии на право пользования недрами на геологоразведочные работы в лицензию на право пользования недрами на разработку разведанного месторождения полезных ископаемых.

18. Лицензия на право пользования недрами на разработку месторождений полезных ископаемых выдается на лицензионные объекты, запасы которых апробированы Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики, а также бывшими компетентными ведомствами СССР (Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых СССР, Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Киргизской ССР, Центральная комиссия по запасам полезных ископаемых Министерства геологии СССР и др.).

Лицензия на право пользования недрами для разработки месторождений полезных ископаемых предоставляет лицензиату исключительное право на:

- разработку полезных ископаемых в пределах горного отвода с правом на проведение всех необходимых подготовительных работ;

- переработку полезных ископаемых, включая обогащение и металлургию, использование техногенных образований, отходов металлургического производства;

- продажу полезных ископаемых и продуктов их переработки, включая экспорт;

- геологическое изучение недр в пределах горного отвода по техническому проекту с соответствующими положительными экспертными заключениями.

19. В экстренных случаях, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций для берегоукрепительных работ, при проведении дорожно-строительных работ по заявке Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, органов местной государственной администрации и местного самоуправления разрешается разработка инертных материалов без получения лицензии на право пользования недрами по разрешению уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию с уведомлением его о проведенных работах и объемах добычи.

При этом, обязательным условием согласования является требование выполнения работ по техническому проекту разработки месторождения полезного ископаемого, включающему и последующие техническую и биологическую рекультивации.

20. Лицензия на право пользования недрами, не связанного с геологическим изучением недр и разработкой полезных ископаемых, предоставляет лицензиату в пределах горного отвода право проводить работы в соответствии с техническим проектом.

III. Комиссия по вопросам лицензирования недропользования

 

21. Для решения вопросов, связанных с лицензированием недропользования, в уполномоченном государственном органе по реализации государственной политики по недропользованию создается Комиссия по вопросам лицензирования недропользования (далее - Комиссия).

22. В полномочия Комиссии входит рассмотрение следующих вопросов:

- выдача лицензий путем проведения прямых переговоров;

- продление срока действия лицензий;

- внесение изменений и дополнений в лицензионные приложения;

- приостановление и прекращение лицензий на право пользования недрами;

- решение вопроса о переоформлении лицензий в связи с передачей доли;

- рассмотрение иных вопросов, связанных с недропользованием.

23. Состав Комиссии утверждается руководителем уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

24. Председателем Комиссии является руководитель уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

25. Руководит работой Комиссии председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии.

26. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от списочного состава Комиссии.

27. Решение Комиссии принимается открытым голосованием, большинством от общего числа голосов членов Комиссии. В случае равенства голосов, голос председателя Комиссии является решающим.

28. Комиссия собирается на свои заседания по мере поступления материалов и необходимости решения вопросов в сфере лицензирования недропользования.

29. Недропользователи вправе участвовать в заседаниях Комиссии лично, либо через своих представителей, имеющих доверенности, оформленные в установленном порядке.

30. Заседание Комиссии, а также принятые решения оформляются протоколом.

31. Члены Комиссии, не согласные с решением Комиссии, вправе указать в протоколе Комиссии либо отдельно в приложении свою позицию.

32. Выписка из протокола заседания Комиссии вручается недропользователю, либо высылается ему по последнему известному адресу, в течение пяти рабочих дней с момента проведения заседания Комиссии и принятия решения.

33. Решение Комиссии вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

34. При поступлении дополнительных материалов, свидетельствующих в пользу недропользователя, о которых не было известно членам Комиссии при принятии решения, решение Комиссии может быть пересмотрено.

IV. Предоставление права пользования недрами путем проведения прямых переговоров

 

35. Для получения права пользования недрами путем прямых переговоров необходимо подать заявку в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию.

36. Заявка на получение права пользования недрами подается на государственном или официальном языке, на специальном бланке уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию и должна содержать данные о заявителе, месте, видах пользования полезными ископаемыми.

К заявке прилагаются:

- нотариально удостоверенные копии учредительных документов - для юридических лиц, зарегистрированных, перерегистрированных до 1 апреля 2009 года, или копии учредительных документов, заверенные своей печатью, - для юридических лиц, зарегистрированных, перерегистрированных позже указанного срока;

- нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

- копия паспорта, с указанием адреса прописки - для физического лица;

- программа изучения или освоения лицензионного объекта;

- в случае лицензирования права пользования недрами на разработку месторождений полезных ископаемых - документы, подтверждающие финансовые возможности заявителя для выполнения представленной программы освоения лицензионного объекта;

- в случае лицензирования права пользования недрами на проведение геолого-поисковых или геологоразведочных работ - документы, подтверждающие возможность уплаты лицензионных платежей в течение первых трех лет действия лицензии на право пользования недрами;

- решение или протокол о назначении руководителя юридического лица или доверенность на представление интересов заявителя;

- иностранное юридическое лицо дополнительно представляет легализованную выписку из государственного реестра или иной документ, удостоверяющий, что оно является действующим юридическим лицом по законодательству своей страны;

- компании, зарегистрированные в Кыргызской Республике, включая филиалы иностранных компаний, зарегистрированных в Кыргызской Республике, дополнительно представляют справку налоговой службы об отсутствии просроченной налоговой задолженности.

К заявке на получение лицензии на право пользования недрами по отбору и использованию подземных вод дополнительно прилагаются:

- технологическая схема эксплуатации;

- заключение уполномоченного государственного органа по здравоохранению в случае использования подземных вод для розлива и (или) для бальнеологического лечения.

Документы, подтверждающие финансовые возможности заявителя для выполнения представленной программы освоения лицензионного объекта, и документы, подтверждающие возможность уплаты лицензионных платежей в течение первых трех лет действия лицензии на право пользования недрами, а также справки налоговой службы об отсутствии просроченной налоговой задолженности действуют в течение трех месяцев с момента их составления.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

37. Заявки с неполным комплектом требуемых документов не принимаются.

38. Заявки с приложением полного комплекта документов фиксируются в специальной книге приема заявок с указанием даты и времени их принятия.

Ответственный за прием документов ежедневно отмечает завершение приема заявок и заверяет его своей подписью.

39. В случае если на объект права пользования недрами в течение 20 календарных дней после подачи первой заявки будет зарегистрировано две и более заявки, право пользования недрами по данному объекту подлежит предоставлению путем проведения аукциона, в соответствии с установленным порядком.

В данном случае уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию, в течение 30 календарных дней с момента подачи первой заявки, принимается решение о проведении аукциона.

Лицам, подавшим заявки на предоставление права пользования недрами на объект путем прямых переговоров, необходимо подать заявки на участие в аукционе в соответствии с установленным порядком. При этом, представления документов, которые были уже представлены ранее, при подаче первой заявки, не требуется.

(В редакции постановления Правительства КР от 12 января 2013 года № 12)

40. Отказ в предоставлении права пользования недрами может последовать в случаях:

- если заявитель предоставил о себе неверные сведения и (или) не обладает необходимыми финансовыми средствами для поиска и/или разведки и/или разработки объекта;

- если на заявленный объект уже выдана лицензия на те же виды минерального сырья.

41. Решение о выдаче лицензии на право пользования недрами или об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами путем проведения прямых переговоров принимается лицензионным органом в течение 30 календарных дней.

V. Порядок оформления условий лицензирования и продления сроков лицензирования

 

42. После утверждения конкурсной комиссией результатов конкурса по объектам общегосударственного значения, а также после подписания протокола аукционной комиссией об определении победителя аукциона и уплаты им окончательной цены объекта аукциона, а также после подписания сторонами протокола прямых переговоров, выдается лицензия и лицензионное приложение на проектирование работ (геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) на лицензионном объекте.

43. Для получения лицензии иностранному юридическому лицу необходимо до получения лицензии произвести регистрацию дочерней компании (со 100% долей участия) в Кыргызской Республике, с указанием наименования и адреса лицензиата в Кыргызской Республике. В лицензионном приложении делается указание на то, что лицензия выдана дочерней компании.

44. Лицензионное приложение является неотъемлемой частью лицензии.

45. Лицензия на право пользования представляет собой установленной формы бланк строгой отчетности с наименованием лицензионного органа, с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, порядковым номером и сведениями по лицензированию.

Лицензия на право пользования недрами содержит следующие сведения:

- алфавитно-цифровой код лицензии на право пользования недрами;

- вид пользования недрами;

- наименование и реквизиты лицензиата;

- лицензионный номер объекта недропользования;

- вид полезного ископаемого;

- административное местоположение лицензионного объекта;

- дата выдачи и срок действия лицензии на право пользования недрами;

- дата внесения изменений и дополнений;

- печать и подпись руководителя лицензионного органа.

46. Лицензионное приложение, как неотъемлемая часть лицензии на право пользования недрами, содержит следующие сведения:

- координаты угловых точек и размер лицензионной площади;

- целевое назначение работ;

- порядок и условия пользования недрами;

- сведения о регистрации передачи лицензии на право пользования недрами в залог;

- сроки отчетности;

- дополнительные сведения;

- печать и подпись руководителя лицензионного органа;

- фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.

В лицензионном приложении, как неотъемлемой части лицензии на право пользования недрами, на отбор и использование подземных вод дополнительно содержатся следующие сведения:

- дебит скважины или родника, количество и категория запасов;

- тип подземной воды;

- координаты устья скважины или родника;

- целевое использование подземных вод;

- размер горно-санитарной охранной зоны, зоны санитарной охраны вокруг скважины (родника) подземных вод;

- согласованный объем отбора подземных вод;

- сроки отчетности о режимных наблюдениях.

В лицензионные приложения всех видов лицензирования могут быть внесены и другие дополнительные условия, согласованные сторонами.

За выдачу лицензии взимается плата в размере понесенных материальных расходов. Расчет расходов ежегодно согласовывается с уполномоченным антимонопольным государственным органом.

47. После получения лицензии на право пользования недрами и лицензионного приложения лицензиат составляет и представляет лицензиару технический проект с положительными экспертными заключениями по промышленной, экологической безопасности и охране недр.

48. В соответствии с проектом лицензиаром выдается следующее лицензионное приложение на проведение работ.

49. В случае наличия замечаний к проекту Комиссией по вопросам лицензирования недропользования может быть установлен срок для исправления недостатков.

50. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 12 января 2013 года № 12)

51. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 12 января 2013 года № 12)

52. Лицензированным объектам недропользования присваивается кадастровый алфавитно-нумерический код, являющийся одновременно номером дела по лицензионному объекту и номером на кадастровой топографической карте масштаба 1:100000, состоящий из цифры, указывающей на кадастровый порядковый номер объекта, и букв: "Н" - для нефти и газа, "С" - для углей, "М" - для металлов, кроме драгоценных металлов, "А" - для драгоценных металлов, "Т" - для неметаллов, "В" - для подземных вод, "Г" для работ, проводимых за счет государственного бюджета, и он заносится в журнал регистрации лицензий, заводится лицензионное дело на бумажном и электронном носителях.

53. Границы лицензионной площади (геологический отвод) выносятся на топографическую карту масштаба 1:100000 (кадастровая карта) и на электронную карту лицензионных площадей. Координаты угловых точек указываются в прямоугольной системе координат 1942 года. Каждая лицензионная площадь замыкается только собственным контуром. Границы лицензионных площадей отклоняются от прямолинейной в случаях:

- пересечения с государственной границей;

- пересечения с границами особо охраняемых территорий;

- пересечения с водоемами (озера, водохранилища).

Размер лицензионной площади не ограничивается.

54. Границы горного отвода для разработки месторождений полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяются трехмерными координатами угловых точек в прямоугольной системе координат 1942 года.

55. В случаях, когда из-за малых размеров лицензионного и горного отводов невозможно отобразить границы объекта на кадастровой карте, объект обозначается точкой на кадастровой карте масштаба 1:100000 с алфавитно-нумерическим кодом и дополнительно составляется врезка-накладка в соответствующем масштабе.

56. Окончательные размеры геологического и горного отводов могут корректироваться по результатам проектирования. В случае изменения контура и размера отвода в сторону их уменьшения, или увеличения, если смежная площадь не занята, лицензионное приложение согласовывается лицензиаром без дополнительных условий. В случае если смежная площадь занята, изменение может вноситься только с письменного согласия владельца лицензии смежной площади и только после согласования нового лицензионного приложения с ним.

В случае снижения или увеличения объемов добычи полезных ископаемых, согласованных лицензированием, размеры горного отвода по заявке лицензиата могут корректироваться лицензиаром с составлением нового лицензионного приложения.

57. Лицензиат имеет право сократить лицензионную площадь. Сокращение по его заявлению производится после приема отчета о результатах выполненных работ на сокращаемой площади и предоставления акта о выполнении рекультивационных работ.

58. Для продления срока действия лицензии недропользователь подает заявку о продлении срока действия лицензии в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию не ранее 90 и не позднее 30 дней до истечения срока действия лицензии, представляет отчет о выполнении условий лицензирования в соответствии со стандартами отчетности. Представленные материалы рассматриваются лицензиаром в течение 30 дней и принимается соответствующее решение, которое оформляется протоколом.

VI. Экспертиза технических проектов

 

59. Технические проекты на проведение соответствующих работ подлежат экспертизе на соответствие требованиям промышленной, экологической безопасности и охраны недр.

60. Указанные экспертизы проводятся соответствующими подразделениями уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

61. Для проведения экспертиз лицензиат обязан представить технический проект, включающий материалы по охране окружающей среды, в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию:

- для объектов недр общегосударственного значения - не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия лицензионного приложения, в котором предусмотрено составление технического проекта;

- для всех иных объектов недр - не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия лицензионного приложения, в котором предусмотрено составление технического проекта.

В случае несоблюдения лицензиатом сроков представления проекта, указанных в настоящем Положении, наступает ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

62. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию должен обеспечить проведение всех предусмотренных экспертиз в следующие сроки с момента поступления технического проекта:

- для объектов недр общегосударственного значения - в течение трех месяцев;

- для всех иных объектов недр - в течение одного месяца.

В случае несоблюдения уполномоченным государственным органом указанного настоящим Положением срока проведения экспертиз наступает ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

63. Результаты всех экспертиз утверждаются руководителем уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию.

64. Производство работ без технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертные заключения, запрещается.

VII. Порядок представления геологической, горной отчетности и геологической информации

 

65. После представления технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертные заключения, подписывается лицензионное приложение на проведение работ.

66. Лицензиат после получения лицензионного приложения на проведение работ обязан представлять в уполномоченный государственный орган отчет о выполненных работах в письменном виде по установленной форме, утверждаемой уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию, а также на электронном носителе информации.

67. Структурные подразделения уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию рассматривают отчеты и согласовывают планы геологических и горных работ, которые утверждаются руководителем.

68. Отчет о выполненных работах включает в себя полугодовую информацию и годовой отчет.

69. Сроки представления отчетности:

- полугодовой информации - до 15 июля текущего года;

- годового отчета - до 31 января следующего года.

70. В случае если уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию в течение двухмесячного срока после представления отчета не рассматривает отчеты лицензиатов за предыдущий год и план горных работ на последующий год, то отчет считается утвержденным, а план считается согласованным.

71. Информация о недрах, полученная по результатам геологоразведочных работ, финансированных из государственного бюджета, является собственностью Кыргызской Республики.

72. Информация о недрах, полученная по результатам геологоразведочных работ, финансированных предпринимателями, предприятиями и организациями, в том числе совместными и иностранными, является их собственностью на период, определенный лицензионным приложением, по истечении которого информация о недрах безвозмездно переходит в собственность государства.

73. Информация о недрах, полученная по результатам геологоразведочных работ, независимо от источников финансирования, передается в государственный орган по недропользованию для включения в государственный фонд информации о недрах. Должностные лица, имеющие доступ к информации лицензиатов о недрах, обязаны обеспечивать ее конфиденциальность.

VIII. Порядок приостановления и отзыва права пользования недрами

 

74. Право пользования недрами может быть приостановлено соответствующими уполномоченными государственными органами на срок до 3 месяцев, с указанием причин приостановления и предписанием об устранении нарушений, в случаях:

- нарушения требований охраны недр, экологической и промышленной безопасности, установленных соответствующим законодательством Кыргызской Республики;

- непредставления отчета о выполненных работах в случаях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О недрах";

- представления отчета о выполненных работах, содержащего недостоверные сведения;

- невыполнения требований по аккумулированию средств для рекультивации земельного участка и/или лицензионного объекта;

- применения технологий по освоению недр, создающих угрозу здоровью и безопасности работников и населения, а также невосполнимого ущерба природной среде и потери запасов полезных ископаемых.

75. В случае возникновения форс-мажора право пользования недрами приостанавливается по заявлению недропользователя на срок действия форс-мажора. В течение 7 рабочих дней со дня подачи такого заявления уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию вправе отказать в приостановлении права недропользования, с указанием мотивов отказа.

Если устранение причин, повлекших приостановление права пользования недрами, в течение 90 дней невозможно в целях поддержания горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии, уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию по мотивированному заявлению недропользователя вправе продлить срок для устранения нарушений.

76. Право пользования недрами может быть также приостановлено по определению суда, на срок, определенный процессуальным законодательством.

77. Право пользования недрами прекращается уполномоченным государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию в случаях:

- передачи более 10% уставного капитала общества, владеющего лицензией, третьему лицу, без регистрации соответствующего изменения в уполномоченном государственном органе по реализации государственной политики по недропользованию (за исключением публичных компаний);

- передачи лицензии в залог, без регистрации в уполномоченном государственном органе по реализации государственной политики по недропользованию;

- нарушения более чем на 30 дней сроков уплаты бонуса и (или) лицензионных платежей и (или) роялти;

- отказа от права пользования недрами недропользователем;

- истечения срока действия лицензии на право пользования недрами, если лицензиатом не подано заявление о продлении или трансформации лицензии в установленный срок;

- проведения работ без технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертизы;

- в случае неустранения причин, повлекших приостановку права пользования недрами в соответствии с п.74 настоящего Положения.

78. Решение о приостановлении или прекращении права пользования недрами, с указанием оснований принятия такого решения, принимается Комиссией по вопросам лицензирования недропользования и направляется недропользователю в течение 7 рабочих дней. Решение о приостановлении или прекращении права пользования недрами вступает в силу со дня его принятия.

Прекращение права пользования недрами не производится, если основания для этого возникли не по вине лицензиата, а по причине обстоятельств непреодолимой силы, воспрепятствовавших выполнению лицензиатом требований законодательства. В зависимости от характера, обстоятельства непреодолимой силы подтверждаются справками соответствующих компетентных органов Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

79. Прекращение действия лицензии на право пользования недрами не прекращает обязанности недропользователя по:

- рекультивации земельного участка и ликвидации горного имущества;

- консервации и поддержанию горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии до его передачи последующему владельцу права пользования недрами;

- передаче геологической информации и первичной документации в Государственный геологический информационный фонд.

IX. Рекультивация земельного участка и ликвидация горного имущества

 

80. Рекультивация земельного участка и лицензионного объекта проводится в соответствии с техническим проектом рекультивации и осуществляется за счет средств фонда рекультивации, ежемесячно отчисляемых и аккумулируемых лицензиатом с начала разработки месторождения полезных ископаемых, отбора подземных вод или строительства подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

81. Средства фонда рекультивации размещаются на счетах лицензиата в банках Кыргызской Республики и не могут расходоваться на другие цели, в том числе для удовлетворения требований кредиторов и погашения задолженности по налоговым и таможенным платежам, при этом расход средств на осуществление рекультивации производится с письменного согласия уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию. Данные условия расхода денежных средств рекультивационного счета должны быть отражены в договоре о банковском счете между банком и недропользователем.

82. Лицензиат обязан открыть целевой рекультивационный счет в течение 30 рабочих дней после начала работ по освоению месторождения. Об открытии целевого рекультивационного счета и о величине отчислений финансовых средств на целевой счет недропользователь обязан ежеквартально уведомлять уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию, с представлением копий банковских документов.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

83. В случае банкротства, ликвидации предприятия или смерти недропользователя средства фонда рекультивации, по поручению уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию, перечисляются не расчетный счет владельца земельного участка для проведения рекультивационных работ. Использование средств фонда рекультивации на иные цели запрещается.

84. Рекультивация нарушенных земель при геологическом изучении недр проводится в соответствии с техническим проектом.

X. Прочие положения

 

85. В отношении участка недр, на который выдана лицензия на право пользования недрами на геолого-поисковые или геологоразведочные работы, третьи лица вправе, без согласия лицензиата, получить лицензии на право пользования недрами на геолого-поисковые или геологоразведочные работы в отношении видов полезных ископаемых, не предусмотренных действующей лицензией на право пользования недрами и относящихся к другой группе месторождений полезных ископаемых.

86. На лицензионных площадях владелец лицензии на право пользования недрами вправе предложить другому лицензиату, лицензия которого предусматривает обнаруженный вид полезного ископаемого, выкупить информацию об обнаруженных полезных ископаемых.

87. Заявитель обязан обеспечить совместимость своего технического проекта с техническим проектом лицензиата, ранее получившего лицензию на право пользования недрами, в отношении участка недр, по которому подано заявление.

88. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию выдает разрешения на вывоз за пределы Кыргызской Республики образцов руд и горных пород, концентратов, отходов производства и лабораторных проб для проведения аналитических исследований.

89. Лицензиат имеет право заложить право пользования недрами по лицензии третьему лицу по договору залога.

90. Для регистрации залога права пользования недрами недропользователь должен в течение 30 календарных дней с момента заключения договора залога представить в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию - уведомление о заключении договора залога, с обязательным указанием наименования залогодержателя, его местонахождения, а также представить копию договора залога.

91. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию обязан до 30 календарных дней рассмотреть поступившее уведомление и произвести регистрацию залога права пользования недрами, путем внесения в лицензионное приложение соответствующей записи, с проставлением печати "зарегистрировано".

92. В случае обращения взыскания на предмет залога - право пользования недрами, в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию представляются судебное решение и акт продажи права с торгов судебным исполнителем либо мировое соглашение о передаче прав, утвержденное определением суда (если обращение взыскания производилось в судебном порядке), либо соглашение об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке и документы, свидетельствующие о передаче права новому недропользователю, либо соглашение об отступном (если обращение взыскания на предмет залога производилось во внесудебном порядке).

93. Указанные в пункте 92 документы должны быть представлены в течение 10 календарных дней лицом, которое приобрело право пользования недрами в результате обращения взыскания на предмет залога.

Кроме этого представляются:

- нотариально удостоверенные копии учредительных документов - для юридических лиц, зарегистрированных, перерегистрированных до 1 апреля 2009 года, или копии учредительных документов, заверенных своей печатью, - для юридических лиц, зарегистрированных, перерегистрированных позже указанного срока;

- нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического и (или) индивидуального предпринимателя;

- копия паспорта, с указанием адреса прописки - для физического лица.

94. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию, в течение до 30 календарных дней с момента поступления всех документов обязан принять решение о передаче лицензии другому лицу, которому выдается другая лицензия.

95. Лицо, к которому перешло право пользования недрами в результате обращения взыскания на предмет залога, обязано уплатить сумму бонуса, а также оплачивать платежи за пользование недрами с даты получения лицензии.

96. До даты получения лицензии новым лицензиатом все права и обязанности, в том числе по уплате лицензионных платежей, относятся на счет прежнего лицензиата.

97. Лицу, к которому перешло право пользования недрами в результате обращения взыскания на предмет залога, переходят все условия лицензирования, которые существовали до момента перехода.

98. В случае прекращения договора залога без обращения взыскания на предмет залога, уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию в течение до 30 календарных дней со дня получения уведомления о прекращении договора о залоге от залогодержателя вносит соответствующую запись в лицензионное приложение о прекращении залога права пользования недрами.

99. В случае реорганизации юридического лица его правопреемнику (правопреемникам) переходят соответствующие права пользования недрами и обязательства в порядке универсального правопреемства в соответствии с нормами Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Неделимый лицензионный участок не подлежит разделу в случае разделения юридического лица или образования другого юридического лица путем выделения.

(В редакции постановления Правительства КР от 12 января 2013 года № 12)

 100. Изменение доли собственности при смене учредителей в размере десяти и более процентов приравнивается к получению лицензии и является основанием для уплаты бонуса в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики, за исключением компаний, прошедших листинг на фондовых биржах. Оплата бонуса производится пропорционально изменению доли собственности.

101. Об изменении участников (акционеров) с долей собственности 10% и более недропользователь должен в течение 30 календарных дней с момента прохождения перерегистрации в органах юстиции, либо перевода права собственности в акции, подать в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию уведомление о смене участников, с приложением документов, подтверждающих смену участников (акционеров), а также оригиналы лицензии и лицензионного приложения.

102. Уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию обязан до 30 календарных дней рассмотреть поступившее уведомление и произвести регистрацию перехода права долей, путем внесения в лицензионное приложение изменений, касающихся участников (акционеров) недропользователя.

103. Экземпляры лицензий и лицензионных приложений, в том числе аннулированных лицензий, хранятся в архиве уполномоченного государственного органа по реализации государственной политики по недропользованию до минования надобности. В случае утери или невозможности использования оригинала лицензии и (или) лицензионного приложения лицензиат подает заявку в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию на выдачу дубликата. В дубликаты лицензии и (или) лицензионного приложения вписывается слово "Дубликат". За выдачу дубликата взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу лицензии.

104. Лицензия с просроченным сроком действия является недействительной, а проведение работ на лицензионном объекте в этом случае считается самовольным пользованием недрами и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

105. Недропользователи, которые ранее получили лицензии на право пользования недрами по месторождениям общегосударственного значения, кроме нерудных месторождений полезных ископаемых и воды, обязаны представить в уполномоченный государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию социальный пакет - программу инвестиций по созданию условий для развития местного сообщества (подготовка кадров, трудоустройство местного населения и строительство инфраструктуры), утвержденную представительным органом местного самоуправления, с учетом решения острых проблем местного сообщества, на территории которого находится объект.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 июня 2013 года № 350)

106. При изменении реквизитов, правового статуса лицензиата, лицензионной площади или горного отвода, состава учредителей, руководителя предприятия, а также при установлении существенного отклонения действительных природных условий лицензионного объекта от исходной геологической информации, по заявке лицензиата, с приложением соответствующих подтверждающих документов, лицензия и (или) лицензионное приложение переоформляются. За переоформление взимается плата в размере платы за выдачу лицензии.