сегодня
18
Сентября
2018 года
Погода в Бишкеке:
+27 °C
днём +27
ночью +23

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике от 13 февраля 2015 года № 60


 

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 13 февраля 2015 года № 60

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

1. Общие положения

1. Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике (далее - Положение) устанавливает порядок проведения оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (далее - ОВОС).

2. Целью проведения ОВОС является предотвращение и/или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

3. Основными принципами проведения ОВОС являются:

- презумпция потенциальной экологической опасности воздействия любой намечаемой деятельности на окружающую среду;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении ОВОС;

- превентивность;

- объективность;

- альтернативность (включая вариант отказа от намечаемой деятельности);

- комплексность (рассмотрение и учет оценки воздействия в природной, социальной и техногенной средах);

- гласность;

- учет общественного мнения;

- научная обоснованность;

- достоверность и полнота информации.

4. Результатами оценки воздействия являются:

- основные выводы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов размещения и/или реализации намечаемой деятельности;

- описание экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности и оценка их значимости;

- описание мер по предотвращению, минимизации или компенсации возможного значительного вредного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий;

- обоснование выбора приоритетного места размещения объекта, наилучших доступных технических и других решений намечаемой деятельности, а также отказа от ее реализации.

5. ОВОС проводится для видов деятельности, подлежащих обязательной экологической экспертизе в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике", перечень которых приведен в приложении 1, и на основании требований, приведенных в приложениях 5-11 к настоящему Положению.

2. Основные понятия

6. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

аварийная ситуация - состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и/или условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах посредством соответствующих технических средств, предусмотренных проектом;

альтернативы - различные варианты достижения основной цели и необходимости предложенной деятельности;

документация по ОВОС - комплект документов, подготовленный в результате проведения ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) - резюме нетехнического характера, содержащее основные выводы выполненной оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

заявление об экологических последствиях (ЗЭП) - документ, официальное сообщение инициатора проекта о параметрах изменения окружающей среды в результате осуществления намечаемой деятельности;

запроектная авария - авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающая дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений работников (персонала);

зона возможного значительного воздействия - территория, в пределах которой по результатам ОВОС могут проявляться прямые или косвенные значительные изменения окружающей среды и/или отдельных ее компонентов в результате реализации намечаемой деятельности;

инженерные изыскания - комплекс технических и экономических исследований района строительства, позволяющих обосновать его целесообразность - местоположение, технические параметры при проектировании новых или реконструкции существующих зданий и сооружений. В состав инженерных изысканий для строительства входят инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания;

инициатор проекта - юридическое или физическое лицо, организатор деятельности, располагающий финансовыми ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемых проектных решений;

исполнитель работ по ОВОС - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, которому инициатор проекта предоставил право на осуществление этой работы;

исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия;

консультации с общественностью - комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о намечаемой деятельности, выявление предпочтений, определение всех аспектов возможного воздействия данной деятельности на окружающую среду с целью получения максимально объективной информации и учета общественного мнения в процессе оценки воздействия;

намечаемая деятельность - проектирование, строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, модернизация, изменение профиля производства, его ликвидация и другая деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

объект-аналог - объект, сопоставимый по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике с проектируемым объектом;

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемого воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, вызываемых им изменений в окружающей среде;

послепроектный анализ - комплексные исследования, направленные на определение эффективности предусмотренных проектом природоохранных и иных решений в ходе реализации намечаемой деятельности (строительства, эксплуатации и ликвидации) с целью их своевременной корректировки и совершенствования процедуры ОВОС;

потенциальная зона возможного воздействия - территория (акватория), в пределах которой по данным опубликованных источников и/или фактическим данным по объектам - аналогам могут проявляться прямые или косвенные изменения окружающей среды и/или отдельных ее компонентов в результате реализации намечаемой деятельности;

природно-ресурсный потенциал - природная среда, оцененная с учетом возможности использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира;

проектная авария - авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния, в связи с чем предусмотрены системы безопасности;

трансграничное воздействие - любое воздействие, не только глобального характера, в районе, находящемся под юрисдикцией той или иной Стороны, вызываемое намечаемой деятельностью, физический источник которой расположен в пределах района, подпадающего под юрисдикцию другой Стороны в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" от 12 января 2001 года № 6.

3. Участники процесса ОВОС

7. Участниками процесса ОВОС являются:

1) инициатор проекта;

2) исполнитель работ по ОВОС;

3) местные государственные администрации и органы местного самоуправления;

4) уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды и/или его территориальные органы;

5) общественность (общественные организации, население).

8. Инициатор проекта:

1) организует проведение ОВОС в процессе проектирования;

2) обеспечивает проведение комплексных исследований и инженерных изысканий, позволяющих получить достоверные данные о природных условиях места размещения намечаемой деятельности, а также получение данных для составления прогноза изменений окружающей среды при реализации намечаемой деятельности;

3) предоставляет всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации, касающейся намечаемой деятельности и состояния окружающей среды в месте размещения намечаемой деятельности;

4) обеспечивает доступ к заявлению о воздействии на окружающую среду (далее - ЗВОС) и/или документации по ОВОС для заинтересованной общественности. Форма ЗВОС приведена в приложении 2 к настоящему Положению;

5) при содействии местных государственных администраций и органов местного самоуправления проводит консультации с общественностью;

6) учитывает результаты проведенной ОВОС и обеспечивает принятие такого варианта (из числа рассмотренных) в качестве базового варианта, который наносит наименьший ущерб окружающей среде и здоровью населения;

7) по результатам проведенной ОВОС подготавливает заявление об экологических последствиях (далее - ЗЭП) и представляет его в составе документации по ОВОС на государственную экологическую экспертизу. Форма ЗЭП приведена в приложении 3 к настоящему Положению;

8) обеспечивает финансирование работ по ОВОС (включая трансграничную);

9) предоставляет информацию уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды или его территориальным органам, общественности о результатах принятых решений по реализации намечаемой деятельности.

9. Исполнитель работ по ОВОС:

1) осуществляет сбор и анализ информации о состоянии окружающей среды и социально-экономических условиях жизни населения на территории, на которой планируется организация деятельности, анализ информации о влиянии объектов - аналогов на окружающую среду и социально-экономические условия жизни населения;

2) определяет объем и степень детализации работ по ОВОС;

3) выявляет все источники возможного воздействия на окружающую среду, полноту, достаточность и эффективность мер и решений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

4) определяет источники возможных аварийных ситуаций на всех стадиях реализации проекта (строительство, эксплуатация, ликвидация), разрабатывает решения по их предотвращению и ликвидации их последствий;

5) составляет прогноз изменений состояния окружающей среды при реализации намечаемой деятельности;

6) определяет необходимые направления изысканий и исследований, в случае выявления при проведении ОВОС недостатка информации, необходимой для достижения цели ОВОС, разрабатывает предложения по организации проведения дополнительных изысканий, исследований;

7) анализирует возможные альтернативные варианты намечаемой деятельности, в том числе вариант отказа от реализации намечаемой деятельности, и обосновывает вариант, предлагаемый для реализации с точки зрения экологической безопасности;

8) разрабатывает ресурснообеспеченную программу мониторинга за покомпонентным состоянием окружающей среды в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации предприятия;

9) оформляет документацию по ОВОС как составную часть проектной документации;

10) составляет ЗВОС на основе документации по ОВОС;

11) отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их требованиям экологической безопасности.

10. Исполнитель работ по ОВОС совместно с инициатором проекта:

1) принимает участие в проводимых консультациях с общественностью;

2) осуществляет представление документации по ОВОС на государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу (в случае ее инициирования в установленном порядке);

3) подготавливает ответы на замечания и предложения уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды или его территориальных органов, общественности по документации по ОВОС;

4) по полученным обоснованным замечаниям, предложениям вносит корректировки в документацию по ОВОС.

11. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления:

1) в процессе принятия решения о возможности реализации намечаемой деятельности на подведомственной территории обеспечивают информирование общественности на подведомственной территории, уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и/или его территориальных органов о намечаемой деятельности;

2) оказывают содействие инициатору проекта в организации и проведении консультаций с общественностью;

3) делегируют (при желании) экспертов в состав экспертных комиссий для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых планируется на своей территории или на сопредельной своей административной территории;

4) инициируют в установленном порядке организацию проведения общественной экологической экспертизы;

5) обеспечивают информирование общественности о принятии решения о возможной реализации намечаемой деятельности на подведомственной территории.

12. Уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды и/или его территориальные органы:

1) оказывают консультационную помощь всем участникам процесса проведения ОВОС;

2) проводят государственную экологическую экспертизу документации по ОВОС в составе проектной документации;

3) в установленном порядке предоставляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям, средствам массовой информации по их запросам информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы документации по ОВОС;

4) на стадии реализации проекта проводят экологический мониторинг объекта.

13. Общественность:

1) участвует в консультациях, проводимых в рамках ОВОС, на всех стадиях ее проведения, в том числе и в процедуре трансграничной ОВОС;

2) получает информацию о любых предложениях, касающихся деятельности с возможным неблагоприятным воздействием на окружающую среду и здоровье населения в тех случаях, когда процедура ОВОС необходима.

14. Консультации с общественностью проводятся в целях:

1) информирования общественности по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

2) реализации прав общественности на участие в обсуждении и принятии экологически значимых решений;

3) учета замечаний и предложений общественности по вопросам охраны окружающей среды в процессе оценки воздействия и принятия решений, касающихся реализации намечаемой деятельности;

4) поиска взаимоприемлемых для инициатора проекта и общественности решений в вопросах предотвращения или минимизации вредного воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой деятельности.

15. Консультации с общественностью осуществляются посредством:

1) ознакомления общественности с документацией по ОВОС и документирования высказанных замечаний и предложений;

2) проведения в случае заинтересованности общественности собрания по обсуждению документации по ОВОС.

16. Процедура проведения общественных обсуждений включает в себя следующие этапы:

1) уведомление общественности об общественных обсуждениях;

2) обеспечение доступа общественности к документации по ОВОС у инициатора проекта и/или в других доступных местах (местные государственные администрации, органы местного самоуправления, территориальные органы охраны окружающей среды), а также размещение отчета об ОВОС на сайте инициатора деятельности (при наличии такого сайта);

3) ознакомление общественности с документаций по ОВОС;

4) в случае заинтересованности общественности:

- уведомление общественности о дате и месте проведения собрания по обсуждению документации по ОВОС;

- сбор и анализ замечаний и предложений, оформление сводки отзывов по результатам общественных обсуждений документации по ОВОС.

17. Уведомление об общественных обсуждениях должно содержать:

1) информацию об инициаторе проекта (наименование, юридический, почтовый и электронный адреса, номера телефона и факса);

2) наименование, обоснование и описание намечаемой деятельности;

3) информацию о месте размещения намечаемой деятельности;

4) информацию о сроках реализации намечаемой деятельности;

5) информацию о сроках проведения общественных обсуждений и представления замечаний по документации по ОВОС;

6) информацию о том, где можно ознакомиться с документацией по ОВОС и куда направить замечания и предложения по ней (наименование, почтовый адрес, интернет-сайт, фамилия, имя, отчество и должность контактного лица, номера телефона и факса, электронный адрес);

7) информацию о местонахождении местной государственной администрации и органа местного самоуправления, о сроке направления заявления о необходимости проведения собрания по обсуждению документации по ОВОС и заявления о намерении проведения общественной экологической экспертизы.

18. Срок проведения общественных обсуждений должен составлять не менее 30 календарных дней со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях.

19. Со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях соответствующие местные государственные администрации и органы местного самоуправления совместно с инициатором проекта размещают документацию по ОВОС в местах, указанных в подпункте 2 пункта 16 настоящего Положения, и обеспечивают доступ общественности для ознакомления с документацией по ОВОС, возможность документирования вопросов, замечаний и предложений по представленной документации в течение всего срока общественных обсуждений.

20. Процедура проведения собрания ("круглого стола", общественных слушаний и встреч и др.) по обсуждению документации по ОВОС включает в себя следующие этапы:

1) регистрация участников;

2) открытие собрания;

3) выступление представителя заказчика (устный доклад или презентация);

4) выступление исполнителя работ по ОВОС (презентация);

5) поступление вопросов, их обработка, ответы на вопросы, не требующие подготовки либо проведения дополнительных исследований и изысканий;

6) подведение итогов и завершение собрания.

Если в ходе собрания по обсуждению документации по ОВОС не могут быть даны ответы на поставленные вопросы, ответы на них направляются авторам вопросов на указанный при регистрации почтовый либо электронный адрес в течение 30 календарных дней со дня проведения собрания.

21. По результатам собрания по обсуждению документации по ОВОС оформляется протокол собрания с перечнем вопросов, замечаний и предложений по документации по ОВОС, поступивших в ходе собрания, с указанием их авторов и ответов на них и общего количества участников собрания.

К протоколу общественных обсуждений прилагается сводка отзывов, которая готовится исполнителем работ по ОВОС по договору с инициатором проекта. В данную сводку включаются все замечания и предложения по документации по ОВОС, поступившие в процессе общественных обсуждений.

22. По результатам общественных обсуждений документации по ОВОС инициатор проекта и исполнитель работ по ОВОС формируют согласованное предложение о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на предполагаемой территории исходя из экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий ее реализации.

23. При необходимости инициатор проекта может приостанавливать процедуру общественных обсуждений в целях внесения изменений и дополнений в проектные решения по результатам обсуждений, анализа поступивших замечаний и предложений для сбора дополнительных сведений, проведения дополнительных исследований и изысканий. После доработки проектных решений намечаемой деятельности и документации по ОВОС общественные обсуждения возобновляются для рассмотрения других неучтенных ранее воздействий и последствий.

24. Собрание по обсуждению документации по ОВОС не проводится, если общественность не обратилась в соответствующие местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

4. Стадии ОВОС

25. ОВОС включает в себя следующие стадии:

1) принятие решения о необходимости проведения ОВОС;

2) предварительная ОВОС (ПредОВОС);

3) ОВОС;

4) послепроектный анализ.

26. Первая стадия проведения ОВОС - принятие решения о необходимости проведения ОВОС, в рамках этой стадии определяется, необходимо ли оценивать намечаемую деятельность с точки зрения воздействия на окружающую среду, включая возможность трансграничного воздействия. Решение принимается инициатором проекта на основании перечня видов деятельности, подлежащих ОВОС, указанных в приложении 1 к настоящему Положению.

27. При принятии решения об отнесении намечаемого вида деятельности к виду, способному оказать возможное значительное вредное трансграничное воздействие, необходимо руководствоваться Добавлениями I и III к Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

28. Проведение ОВОС в полном объеме является обязательным для видов деятельности относящихся к I категории опасности(1), а также объектов с возможным значительным вредным трансграничным воздействием.

29. Проведение ОВОС в сокращенном объеме осуществляется для видов деятельности, относящихся ко II и III категориям опасности.

30. Для объектов с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду, перечень которых приведен в приложении 4 к настоящему Положению, для получения государственной экологической экспертизы достаточно заполненной формы ЗЭП к рабочему проекту.

31. Вторая стадия проведения ОВОС - предварительная ОВОС, сопровождающая технико-экономическое обоснование проекта, выполняемая в целях комплексного анализа возможных последствий реализации проекта, оценки альтернативных вариантов, разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды, и содержащая:

1) краткое описание намечаемой деятельности;

2) оценку существующего состояния окружающей среды территории в границах потенциальной зоны возможного воздействия намечаемой деятельности;

3) оценку возможных видов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

4) оценку воздействия альтернативных вариантов намечаемой деятельности на окружающую среду;

5) прогноз и оценку изменений состояния окружающей среды при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов намечаемой деятельности;

6) разработку мер по предотвращению, минимизации и/или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов намечаемой деятельности;

7) выводы по результатам проведения ОВОС;

8) ЗВОС.

Результаты проведения предварительной оценки воздействия оформляются в виде отчета об ОВОС.

32. Третья стадия проведения ОВОС - оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, сопровождающая проектную документацию (проект, рабочий проект), содержащая:

1) уточненную комплексную оценку воздействия выбранного базового варианта осуществления деятельности;

2) уточненные технические решения и комплекс мер по предотвращению, смягчению и минимизации воздействия намечаемой деятельности, ее функционирования и ликвидации на окружающую среду и здоровье населения;

3) ресурснообеспеченную программу производственного контроля и мониторинга за покомпонентным состоянием окружающей среды при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов намечаемой деятельности;

4) проектные нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов;

5) ЗЭП.

Результаты оценки воздействия оформляются в виде раздела проекта (рабочего проекта) "Охрана окружающей среды".

33. Четвертая стадия проведения ОВОС - послепроектный анализ, проводимый через год после начала осуществления деятельности для подтверждения безопасности объекта для окружающей среды и корректировки природоохранных мероприятий, включающий следующее:

1) в ходе послепроектного анализа осуществляется комплекс исследований, направленных на определение фактической эффективности предусмотренных проектом природоохранных и иных решений с целью их своевременной корректировки и обеспечения безопасности объекта для окружающей среды и здоровья населения;

2) план проведения послепроектного анализа разрабатывается с учетом материалов ОВОС и согласовывается с территориальными органами уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды;

3) организация проведения послепроектного анализа и контроль за этой работой обеспечиваются инициатором проекта;

4) проведение послепроектного анализа осуществляет специализированная организация (научно-исследовательская, проектная или иная организация, фирма);

5) по результатам проведения послепроектного анализа составляется отчет, в котором должны содержаться конкретные предложения, направленные на максимальное снижение негативных воздействий вида деятельности на окружающую среду, предложения по внесению изменений в ранее установленные нормативы, условия разрешения и приложения (данные замеров, лабораторных анализов, фотоматериалов, результатов интервью и др.);

6) отчет о результатах проведения послепроектного анализа представляется инициатору проекта для принятия необходимых мер по снижению негативного воздействия конкретного вида деятельности на окружающую среду. Отчет должен быть доступен проектной организации, разрабатывавшей документацию, исполнителю работ по ОВОС, уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды, общественности;

7) инициатор проекта по запросу общественности информирует о результатах послепроектного анализа.

5. Особенности ОВОС для объектов с трансграничным воздействием

34. При планировании деятельности, способной оказать возможное значительное вредное трансграничное воздействие, процедура ОВОС проводится в соответствии с положениями Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и на основании иных вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров Кыргызской Республики.

6. Документация по ОВОС

35. Документация по ОВОС должна включать:

1) реквизиты инициатора проекта и исполнителя работ по ОВОС;

2) описание намечаемой деятельности, обоснование необходимости организации намечаемой деятельности;

3) оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, выполненную в рамках одной из стадий ОВОС;

4) материалы по информированию общественности и учету общественного мнения, оформленные протоколами и содержащие выводы по результатам общественного обсуждения экологических аспектов намечаемой деятельности;

5) основные выводы по результатам проведения ОВОС;

6) Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС);

7) Заявление об экологических последствиях (ЗЭП);

8) приложения к документации по ОВОС (карты, схемы, диаграммы, перечень использованных материалов, результаты проведенных исследований, перечень организаций и лиц, проводивших исследования, и др.);

9) перечень нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих правовые отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, использованных при проведении ОВОС.

36. Документация по ОВОС утверждается инициатором проекта и в составе проектной документации представляется на государственную экологическую экспертизу.

 

(1) Категории опасности видов деятельности определяются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике".

 

 

 

Приложение 1
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ПЕРЕЧЕНЬ
видов экономической деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду

1. Объекты энергетики:

1) теплоэлектроцентрали, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции;

2) промышленные установки по производству электроэнергии, пара, горячей воды;

3) линии трубопроводов, осуществляющих подачу газа, нефти и нефтепродуктов, тепла;

4) высоковольтные линии электропередач;

5) склады нефти и нефтепродуктов, газа, твердого топлива;

6) золошлакоотвалы.

2. Водохранилища.

3. Предприятия по добыче и переработке нефти, нефтепродуктов, газа.

4. Производство строительных материалов (цемент, асфальт, шифер, асбестоцементные трубы и другие).

5. Сельское хозяйство:

1) проекты интенсификации сельского хозяйства;

2) проекты организации и реорганизации сельских землевладений;

3) проекты управления водными ресурсами для сельскохозяйственных целей;

4) проекты рекультивации земель в целях изменения типа землепользования;

5) птицеводческие, животноводческие, рыбоводческие комплексы;

6) проекты мелиорации.

6. Горнодобывающая промышленность:

1) поисково-разведочные, опытно-эксплуатационные работы;

2) добыча минерального сырья (мрамор, базальт, соль, песок, гравий, глина и другие);

3) добыча угля;

4) добыча руд;

5) переработка руд;

6) производство цветных, редких, драгоценных металлов;

7) утилизация и захоронение отходов, в том числе опасных и токсичных.

7. Металлообрабатывающая промышленность:

1) машино-станкостроительное производство;

2) производство полупроводниковых материалов;

3) предприятия по ремонту авиационного, железнодорожного транспорта;

4) производство радио- и телеаппаратуры;

5) литейное и металлопрокатное производство.

8. Производство стекла.

9. Производство фармацевтических, биологических, белковых препаратов.

10. Химическое производство.

11. Пищевая промышленность:

1) производство жиров и масел;

2) производство мясо-молочных продуктов;

3) производство сахара;

4) производство табака;

5) производство винно-водочной продукции;

6) производство спирта;

7) производство пива;

8) производство консервов.

12. Текстильная, кожевенная, бумажная промышленность:

1) первичная обработка шерсти и шкур;

2) производство древесно-стружечных плит, картона, древесноволокнистых плит;

3) кожевенное производство;

4) производство бумаги;

5) красильное производство;

6) резинотехническое производство.

13. Склады токсичных, опасных, радиоактивных веществ.

14. Сооружения по очистке сточных вод, дымовых газов.

15. Водозаборы подземных вод.

16. Системы водоснабжения населенных мест, гидромелиоративные системы.

17. Строительство автомобильных и железных дорог.

18. Аэропорты, аэродромы, полигоны для испытаний, порты внутреннего судоходства, автодромы.

19. Строительство объектов рекреационного и туристического назначения.

20. Организация промышленных узлов.

21. Канализационные сети.

22. Горные подъемники и канатные дороги.

23. Утилизация, переработка и захоронение отходов производства и потребления.

24. Автозаправочные станции.

25. Станции техобслуживания и предпродажной подготовки автотранспорта.

 

 

 

Приложение 2
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

 

Форма

ЗАЯВЛЕНИЕ
о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)

1. Реквизиты инициатора проекта и исполнителя работ по оценке воздействия на окружающую среду.

2. Обоснование необходимости организации намечаемой деятельности.

3. Описание характеристик намечаемой деятельности и возможных альтернатив.

4. Анализ заявленных технологий на предмет соответствия наилучшим существующим (доступным) технологиям и техническим удельным нормативам.

5. Оценка существующего состояния окружающей среды по компонентам, включая оценку исторической, культурной ценности территории и ее социально-экономического состояния.

6. Оценка выявленных воздействий.

7. Прогноз изменений окружающей среды и социально-экономических условий при реализации намечаемой деятельности.

8. Основные решения по мероприятиям для уменьшения, смягчения или предотвращения негативных воздействий, оценка их эффективности и возможности реализации.

9. Результаты сравнения по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, включая вариант отказа от деятельности.

10. Предложения по программе экологического мониторинга.

11. Взаимодействие с общественностью.

12. Оценка допустимости предполагаемого воздействия.

 

 

 

Приложение 3
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

 

Форма

ЗАЯВЛЕНИЕ
об экологических последствиях

____________________________________________________________________________________

(наименование объекта)

Инициатор проекта ___________________________________________________________________

Реквизиты __________________________________________________________________________

(почтовый адрес, телефон, факс, e-mail)

Источники финансирования ___________________________________________________________

(госбюджет, частные/иностранные инвестиции, др.)

Место расположение объекта __________________________________________________________

(область, район, населенный пункт или расстояние и направление до ближайшего

населенного пункта)

Общая продолжительность работ _______________________________________________________

(лет, месяцев)

Состав проектной документации ________________________________________________________

(технико-экономическое обоснование, технико-экономические расчеты, проект, рабочий проект,

генеральный план и др.)

Проектная организация (генеральная) ___________________________________________________

Проектные организации (субподрядчики) ________________________________________________

 

Главный инженер проекта

______________________________________________

 

(ФИО)

 

 

Специалист по охране окружающей среды

______________________________________________

 

(ФИО)

 

 

 

Приложение
к Заявлению об экологических последствиях

УСЛОВИЯ
природопользования и возможное влияние намечаемой деятельности на окружающую среду

Атмосферный воздух

Перечень основных ингредиентов в составе выбросов

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Предполагаемые объемы выбросов по ингредиентам

(г/с, т/год):

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Предполагаемые приземные концентрации вредных

веществ на границе санитарно-защитной зоны

(доли ПДК):

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Водные объекты

 

Источники водоснабжения:

 

для хозпитьевых нужд

______________________________________

для технических нужд

______________________________________

 

 

Забор воды (м3/год):

 

для хозпитьевых нужд

______________________________________

для технических нужд

______________________________________

 

 

Общие объемы сточных вод (м3/год):

 

хозбытовых

______________________________________

промышленных

______________________________________

 

 

Объемы отводимых сточных вод (м3/год):

 

в существующие канализационные сети

______________________________________

в естественные водные объекты, на рельеф

______________________________________

в выгребные ямы, пруды-накопители

______________________________________

 

 

Концентрации и объем основных загрязняющих

веществ в отводимых сточных водах

по ингредиентам (мг/л, т/год):

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Концентрации основных загрязняющих веществ

в контрольном створе по ингредиентам (при сбросе

сточных вод в водные объекты, на рельеф) (мг/л):

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Земельные ресурсы

 

Характеристика и категории отчуждаемых земель

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Площадь (га):

 

в постоянное пользование

 

по категориям:

______________________________________

во временное пользование:

______________________________________

земельный отвод:

______________________________________

 

 

Нарушенные земли, требующие рекультивации

(га):

______________________________________

Направление рекультивации:

______________________________________

Общие затраты на проведение

рекультивационных работ (тыс. сом.):

______________________________________

 

 

Растительность

 

Виды и количество растительности,

подвергающиеся частичному или полному

уничтожению в процессе запланированных

работ:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

из них, занесенные в Красную книгу

Кыргызской Республики или подлежащие занесению:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Площадь запланированных рубок:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Животный мир

 

Источники прямого воздействия на объекты

животного мира, включая гидрофауну:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Наличие на площади работ объектов животного

мира, занесенных в Красную книгу Кыргызской

Республики или подлежащих занесению:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Наличие на площади работ путей миграции объектов

животного мира, их поселений, гнездований, зимовок

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Особо охраняемые природные территории

 

Наличие в пределах площади работ (лицензионной

площади) или вблизи нее (на расстоянии менее 5 км)

особо охраняемых природных территорий:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Прогноз последствий намечаемой деятельности

на окружающую среду и социально-экономические

условия жизни населения:

______________________________________

 

______________________________________

 

 

Обязательства инициатора проекта по соблюдению

требований по охране окружающей среды, нормативов

и стандартов качества окружающей среды в процессе

строительства, эксплуатации и ликвидации

предприятия

______________________________________

 

(подпись) ФИО

 

 

 

Приложение 4
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ПЕРЕЧЕНЬ
объектов с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду для получения заключения государственной экологической экспертизы, по которым достаточно заполненной формы заявления об экологических последствиях к рабочему проекту намечаемой деятельности

1. Автостоянки открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражи с боксами не более чем на две автомашины.

2. Проектная документация отдельных жилых, общественных и других непроизводственных объектов, не имеющих автономных источников теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений сточных вод и полигонов твердых бытовых отходов, и размещаемых вне земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного фонда, водоохранных зон, рекреационных зон, не связанных со сносом зеленых насаждений.

3. Проектная документация производственных объектов, не требующих, согласно заключению органов санитарно-эпидемиологической службы, устройства санитарно-защитных зон, не имеющих автономных источников теплоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений сточных вод и полигонов твердых бытовых отходов, и размещаемых вне земель особо охраняемых природных территорий, государственного лесного фонда, водоохранных зон, рекреационных зон, не связанных со сносом зеленых насаждений.

В данный перечень не входят градостроительная документация жилых микрорайонов, производственных и общественных зон городов и других населенных пунктов, а также проекты озеленения территорий.

 

 

 

Приложение 5
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к оценке существующего состояния окружающей среды

1. При оценке существующего состояния окружающей среды территории в границах потенциальной зоны возможного воздействия намечаемой деятельности характеристике и анализу подлежат:

1) компоненты окружающей среды, включая существующий уровень их загрязнения;

2) природоохранные и иные ограничения в использовании земельного участка (особо охраняемые природные территории, охраняемые зоны объектов историко-культурного наследия и др.);

3) природно-ресурсный потенциал, природопользование;

4) социально-экономические условия, в том числе здоровье населения.

Существующее состояние окружающей среды оценивается с точки зрения возможности/невозможности реализации (размещения) намечаемой деятельности в рамках проектного решения.

Существующее состояние компонентов окружающей среды рассматривается как исходное к началу реализации намечаемой деятельности, что необходимо для определения вклада источников вредного воздействия объектов намечаемой деятельности в процессе их эксплуатации на состояние (изменение) окружающей среды, а также для организации, при необходимости, послепроектного анализа или локального мониторинга.

2. Оценке подлежат:

1) климат и метеорологические условия, характеризующиеся на основе следующих показателей:

- температурный режим (средняя температура воздуха за год, средние температуры воздуха самого жаркого и самого холодного месяца, протяженность периода с положительными среднесуточными температурами);

- ветровой режим (повторяемость направлений ветра в течение года, в зимний и в летний периоды, средняя годовая скорость ветра);

- режим атмосферных осадков (среднее количество осадков за год, средняя высота снежного покрова).

Перечни анализируемых показателей могут дополняться и пересматриваться в зависимости от их значимости для оценки состояния окружающей среды;

2) существующий уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается на основании информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Оценка существующего уровня загрязнения атмосферного воздуха по каждому загрязняющему веществу проводится с точки зрения соответствия/несоответствия фоновой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе нормативам качества атмосферного воздуха.

Источником сведений по климатическим и метеорологическим условиям, существующему уровню загрязнения атмосферного воздуха в пределах потенциальной зоны возможного воздействия являются информация о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках в районе расположения природопользователя (площадка для размещения планируемого к строительству объекта), данные мониторинга атмосферного воздуха специально уполномоченного органа в области гидрометеорологической деятельности. В случае, если намечаемая деятельность является источником выбросов загрязняющих веществ, регулярные наблюдения за содержанием которых в атмосферном воздухе не ведутся, рекомендуется проводить измерения содержания таких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

3) при оценке существующего состояния поверхностных водных объектов:

- для рек рассчитываются гидрологические величины на основании данных гидрометрических наблюдений;

- для водохранилищ и прудов указываются: название, название зарегулированного водного объекта, тип водохранилища (пруда), назначение водохранилища (пруда), вид регулирования, объем и площадь при нормальном подпорном уровне, данные о гидротехнических сооружениях и др.;

- для озер указываются: название озера, морфометрические данные (ширина, глубина, длина, площадь зеркала озера), генетический тип, название впадающих и вытекающих из озера водотоков;

4) приводится характеристика использования водных объектов с указанием цели водопользования;

5) существующий уровень загрязнения водных объектов оценивается с точки зрения соответствия/несоответствия содержания загрязняющего вещества в воде нормативам качества воды водного объекта. Анализу подлежат данные о содержании загрязняющих веществ по показателям, используемым для характеристики водных объектов.

В случае, если проектными решениями предусматривается отведение сточных вод в водные объекты, производится оценка степени загрязнения донных отложений этих водных объектов по следующим показателям: железо общее, медь, нефтепродукты, никель, ртуть, свинец, хром, цинк.

Источниками сведений для оценки существующего состояния поверхностных вод являются данные мониторинга поверхностных вод специально уполномоченного органа в области гидрометеорологической деятельности, водного кадастра и др. В случае, если намечаемая деятельность является источником сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод, регулярные наблюдения за содержанием которых в водных объектах не ведутся, рекомендуется проводить измерения содержания таких загрязняющих веществ в поверхностных водах;

6) объектами оценки геологических, гидрогеологических и инженерно-геологических условий в пределах потенциальной зоны возможного воздействия являются:

- общие региональные структурно-тектонические условия (для объектов, которые могут представлять повышенную экологическую опасность при взаимодействии с геологической средой: объекты и (или) сооружения по обращению с радиоактивными и опасными отходами и др.);

- генетические типы отложений;

- строение геологического разреза (порядок напластования, мощность, состав грунтов, слагающих основание приоритетной площадки размещения объекта, фильтрационные и сорбционные свойства грунтов зоны аэрации и водовмещающих пород, глубина залегания первого от поверхности водоупора, уровень подземных вод, направление движения потока подземных вод, условия их питания и разгрузки, наличие гидравлической взаимосвязи между горизонтами подземных вод и с поверхностными водами);

- качество подземных вод.

При этом необходимо:

- выявить условия, способствующие активизации экзогенных геологических процессов в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности;

- определить возможную мобильность и условия аккумуляции загрязняющих веществ, которые могут поступать в окружающую среду при реализации (размещении) намечаемой деятельности;

- выявить водоносные горизонты, которые могут испытывать негативное воздействие в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности и, соответственно, подлежат защите от загрязнения и истощения;

- выявить возможность подтопления объекта и (или) площадки строительства;

7) геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия оцениваются по данным (материалам) инженерно-геологических изысканий и исследований, выполненных при проектировании объекта, государственного геологического фонда и др.;

8) при оценке состояния подземных вод указываются:

- название и фильтрационные параметры водоносных горизонтов;

- уровенный режим подземных вод;

- физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики подземных вод.

Источниками сведений о состоянии подземных вод являются материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, выполненных при проектировании объекта и др.;

9) при оценке рельефа территории потенциальной зоны возможного воздействия определяются и анализируются следующие его морфологические, морфометрические и генетические особенности: тип рельефа, абсолютные и относительные высоты, формы и элементы рельефа, интенсивность и направленность современных геоморфологических процессов и др. Оценка выполняется на основании топографических и геодезических материалов;

10) при оценке состояния земельных ресурсов и почвенного покрова территории потенциальной зоны возможного воздействия анализируются данные о составе, структуре и состоянии земельных ресурсов, виде и категории земель, структуре почвенного покрова, характерных почвообразовательных процессах, закономерностях смены почв в пределах рассматриваемой территории, характерных неблагоприятных почвенных процессах (эрозия, дефляция, подтопление), степени деградации (физическое разрушение, химическое загрязнение) почвенного покрова.

Источником сведений о состоянии земельных ресурсов являются материалы государственного земельного кадастра, территориальные схемы землеустройства, почвенные и другие карты.

Существующий уровень химического загрязнения почв оценивается на основании данных мониторинга земель, локального мониторинга или результатов однократной почвенно-геохимической съемки;

11) оценка уровня загрязнения почв производится по следующим показателям:

- содержание (среднее, максимальное, минимальное) валовых форм марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка;

- содержание (среднее, максимальное, минимальное) нефтепродуктов;

- содержание (среднее, максимальное, минимальное) других химических веществ и другие показатели, перечень которых определяется исходя из возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Оценка существующего уровня загрязнения почв проводится с точки зрения соответствия/несоответствия фоновой концентрации загрязняющего вещества в почве нормативам качества почв. Уровень существующего химического загрязнения почв оценивается по коэффициентам концентрации химического вещества и суммарному показателю загрязнения, отражающим отношение фактического содержания химического вещества к нормативу качества почв;

12) состояние объектов растительного мира оценивается на основании определения и анализа:

- видового разнообразия (в том числе преобладающих видов) фитоценозов;

- наличия мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Кыргызской Республики;

- функциональной значимости объектов растительного мира;

- существующего антропогенного воздействия на объекты растительного мира (нарушение пространственной целостности, повреждения растений и другие признаки) и возможных источников такого воздействия.

Состояние лесного фонда характеризуется:

- группой и категорией защитности леса, для лесов первой и второй группы - наличием выделенных особо защитных участков леса;

- состоянием, включая лесопатологическое и санитарное состояния насаждений, наличие повреждения древостоев вредителями и болезнями леса, а также повреждения в результате антропогенного воздействия;

- характером естественного возобновления леса.

Источником сведений о состоянии объектов растительного мира являются карты растительности, аэрокосмические материалы, данные мониторинга растительного мира, результаты полевых геоботанических исследований и др.

Источником сведений о лесном фонде являются данные лесоустройства, материалы государственного учета лесного фонда и мониторинга лесов и др.;

13) состояние объектов животного мира оценивается на основании определения и анализа:

- изменения динамики численности, плотности, биомассы, половозрастного состава, биотопического распределения объектов животного мира;

- наличия мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Кыргызской Республики;

- мест обитания, важных в реализации сезонных циклов (мест размножения, нагула, кормовой базы, зимовки, путей (участков) миграций).

Источником сведений о состоянии объектов животного мира являются материалы охотустройства, рыбоводно-биологических обоснований, результаты полевых зоологических исследований и др.;

14) оценке подлежит радиоактивное загрязнение окружающей среды на основе измерения мощности эквивалентной дозы ионизирующего излучения.

3. Анализу подлежат природные комплексы и природные объекты в границах потенциальной зоны возможного воздействия. При наличии особо охраняемых природных территорий, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, учитывается режим охраны и использования, в том числе охранных зон.

4. Природно-ресурсный потенциал территории потенциальной зоны возможного воздействия анализируется с точки зрения определения:

1) ресурсной ценности территории;

2) возможности вовлечения необходимого количества природных ресурсов в планируемую деятельность при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объекта;

3) целесообразности реализации (размещения) намечаемой деятельности.

5. Природно-ресурсный потенциал оценивается по следующим показателям:

1) наличие природных ресурсов (земельных, водных, полезных ископаемых, лесных, животного и растительного мира);

2) их территориальное размещение;

3) их количественные и качественные характеристики;

4) характер использования, в том числе хозяйственного использования земель.

6. Земельные ресурсы характеризуются по видам и категориям использования земель на основании данных кадастровой оценки земель, ресурсы полезных ископаемых - по запасам полезных ископаемых, лесные ресурсы - по запасам древесины, в пределах преобладающих пород по классам возраста, запасам других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса, ресурсы растительного мира - по продуктивности объектов растительного мира (вне земель лесного фонда), ресурсы животного мира - по характеристике охотничьих и рыболовных угодий, состоянию запасов диких животных.

7. При оценке существующих социально-экономических условий на изучаемой территории анализу подлежат:

- экономические условия;

- социально-демографические условия;

- здоровье населения;

- историко-культурная ценность территории.

Рекомендуется также оценивать существующее санитарно-эпидемиологическое состояние изучаемой территории:

1) экономические условия характеризуются потенциалом трудовых ресурсов, развитием отраслей народного хозяйства, транспортной и инженерной инфраструктуры территории.

Социально-демографические условия характеризуются характером расселения населения, демографической ситуацией, развитием социальной инфраструктуры, уровнем жизни населения.

Здоровье населения оценивается по медико-демографическим показателям (смертность, рождаемость и др.), а также по показателям заболеваемости.

Историко-культурная ценность территории определяется по наличию на изучаемой территории памятников археологии, архитектуры и истории;

2) оценка существующих социально-экономических условий производится на основе опубликованных статистических данных, а также статистических данных, запрашиваемых в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.

8. При проведении оценки воздействия на окружающую среду детальная оценка существующего состояния окружающей среды проводится только в отношении тех компонентов окружающей среды, которые могут испытывать значительное воздействие в результате реализации намечаемой деятельности.

 

 

 

Приложение 6
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к описанию источников и оценке возможных видов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо:

1) определить и охарактеризовать источники возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, источники физического воздействия и др.);

2) определить качественные и количественные параметры (характеристики, показатели), длительность и периодичность, пространственный масштаб и значимость возможного воздействия.

2. Воздействие намечаемой деятельности на компоненты окружающей среды оценивается по уровню его значимости.

Оценка значимости воздействия необходима для обоснования выбора технологического решения и приоритетного варианта размещения намечаемой деятельности.

Значимость воздействия определяется пространственным масштабом воздействия, его длительностью, а также значимостью изменений окружающей среды и (или) отдельных ее компонентов в результате данного воздействия.

Значимость воздействия рекомендуется оценивать с использованием положений методики, приведенной в приложении 7 к настоящему Положению. Для оценки значимости воздействия могут использоваться другие методические (методологические) подходы, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, с обязательным указанием в отчете об ОВОС ссылки на их публикацию.

3. При выявлении источников и определении возможных видов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду необходимо учитывать планируемые к использованию при ее реализации (его строительстве и эксплуатации) виды топлива, сырья, вспомогательных материалов и веществ, а также их свойства.

4. Характеристика источников и видов воздействия намечаемой деятельности на атмосферный воздух должна включать:

1) краткое описание планируемых (проектируемых и реконструируемых) технологических процессов, технологического и иного оборудования, являющихся источниками выделений загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источниками выбросов, в том числе организованных, неорганизованных, стационарных, передвижных;

2) перечень загрязняющих веществ, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух в ходе планируемых технологических процессов и эксплуатации планируемого технологического и иного оборудования, данные по массам выбросов загрязняющих веществ (т/год, г/сек), результаты их анализа.

5. Перечень загрязняющих веществ, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух и массы выбросов загрязняющих веществ для каждого источника выбросов определяются расчетами выбросов по максимальным удельным показателям на основе проектных решений, данных, гарантированных изготовителем или поставщиком оборудования (или его аналога), - паспортных данных, технических условий, ведомственных или отраслевых технологических и технических нормативов (регламентов). Допускается также использование результатов отбора и анализа проб (в том числе выполненных на аналогичном оборудовании или производстве), балансовых расчетов (с учетом качественного и количественного состава применяемых сырья и материалов).

6. При отсутствии на момент проведения ОВОС данных по проектируемому технологическому и иному оборудованию, машинам, механизмам, от которых происходит выделение загрязняющих веществ, перечень загрязняющих веществ, которые могут выбрасываться от источников выбросов проектируемого объекта, а также ориентировочная масса выбросов загрязняющих веществ для каждого источника выбросов определяются по объектам-аналогам. Данные объекта-аналога по массам выбросов загрязняющих веществ пересчитываются пропорционально производственной мощности проектируемого объекта.

7. Воздействие на атмосферный воздух реконструируемых объектов определяется на основании актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проектов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другой обоснованной информации, с обязательным указанием в отчете об ОВОС ссылки на нее.

8. Характеристика источников и видов физического воздействия намечаемой деятельности должна включать:

1) перечень и краткое описание планируемых технологических процессов, технологического и иного оборудования, являющихся источниками внешнего физического воздействия на окружающую среду и здоровье населения - ионизирующего и теплового излучения, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитного излучения и др.;

2) параметры источников внешнего физического воздействия.

Параметры источников определяются по их технико-эксплуатационным характеристикам (паспортным данным).

9. Характеристика источников и видов воздействия намечаемой деятельности на поверхностные и подземные воды должна включать:

1) краткое описание планируемых технологических процессов, технологического и иного оборудования, в (для) которых используется вода, являющихся источниками сбросов;

2) характеристику источников водоснабжения (утвержденные запасы и дебит скважин, объем водопотребления);

3) количественные (объем, расход) и качественные (перечень загрязняющих веществ, их содержание) характеристики отводимых сточных вод, места сброса и параметры выпусков;

4) описание и оценку предусмотренных проектными решениями очистных сооружений сточных вод (состав, производительность, эффективность (степень очистки);

5) порядок обращения с отходами водоподготовки, очистки сточных вод.

10. Перечень загрязняющих веществ, которые могут отводиться в водные объекты, массы загрязняющих веществ для каждого выпуска сточных вод определяются в соответствии с расчетами объемов водоотведения, по максимальным удельным показателям на основе проектных решений, данных, гарантированных изготовителем или поставщиком планируемого оборудования (или его аналога), - паспортных данных, технических условий, ведомственных или отраслевых технологических и технических нормативов (регламентов). Допускается также использование результатов отбора и анализа проб (в том числе выполненных на аналогичном оборудовании или производстве), балансовых расчетов (с учетом качественного и количественного состава применяемых сырья и материалов).

11. При отсутствии на момент проведения ОВОС данных по проектируемому технологическому и иному оборудованию, машинам, механизмам, от которых происходит выделение загрязняющих веществ, перечень загрязняющих веществ, а также масса загрязняющих веществ для каждого выпуска сточных вод определяются по объектам-аналогам. Данные объекта-аналога пересчитываются пропорционально производственной мощности проектируемого объекта.

12. Воздействие на водные объекты и подземные воды реконструируемых объектов определяется на основании данных учетной документации в области охраны окружающей среды, нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты и другой обоснованной информации с обязательным указанием в отчете об ОВОС ссылки на нее.

13. Предусмотренные проектом технологические решения, технологическое и иное оборудование оцениваются с точки зрения минимизации объемов образования отходов, уменьшения видов образующихся отходов, образования неопасных отходов, повторного использования образующихся отходов в качестве вторичного сырья и др.

14. Характеристика и оценка воздействия намечаемой деятельности, связанного с образованием отходов, должна выполняться для возведения, эксплуатации и вывода объекта из эксплуатации и включать:

1) перечень и краткое описание источников образования отходов;

2) виды образующихся отходов, их код, степень опасности, опасные свойства отходов производства и класс опасности опасных отходов производства, агрегатное состояние, потенциальный объем образования;

3) описание предусмотренного проектными решениями порядка обращения с отходами;

4) в случае хранения (захоронения, обезвреживания, использования) отходов, определение необходимой (или оценка достаточности, предусмотренной проектом) мощности объектов хранения (захоронения, обезвреживания, использования) отходов.

15. Потенциальные объемы образования отходов рассчитываются на основании нормативов образования отходов или определяются по объектам-аналогам. Данные объекта-аналога по объемам образования отходов пересчитываются пропорционально производственной мощности проектируемого объекта.

16. Предусмотренный проектными решениями порядок обращения с отходами должен оцениваться исходя из приоритета использования отходов над их обезвреживанием и захоронением, с учетом экономической эффективности, исключения направления на захоронение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами.

17. Источники и виды воздействия намечаемой деятельности подразделяются на:

1) недра и их запасы, в том числе полезные ископаемые;

2) эксплуатируемые и находящихся на консервации горные выработки и буровые скважины.

18. Характеристика источников и видов воздействия намечаемой деятельности на земельные ресурсы и почвенный покров должна включать:

1) площадь и объем снимаемого плодородного слоя;

2) площадь вертикальной планировки, толщину срезки (подсыпки) минерального грунта, объем изымаемого минерального грунта и порядок обращения с ним.

19. Характеристика источников и видов воздействия намечаемой деятельности на объекты растительного мира должна включать видовой состав, количество (объем), характеристики удаляемых объектов растительного мира, на землях лесного фонда - площадь лесных земель, с которых удаляются насаждения, их качественные и количественные таксационные характеристики.

При оценке воздействия на растительный мир необходимо учитывать наличие ограничений пользования объектами растительного мира, расположенными на землях отдельных категорий.

20. Характеристика источников и видов воздействия намечаемой деятельности на объекты животного мира должна включать видовой состав и численность диких животных, подлежащих переселению из ареалов их обитания или изъятию.

21. Определяются все виды возможного воздействия намечаемой деятельности (объекта) на социально-экономические условия, в том числе на характер расселения, демографическую ситуацию, здоровье населения, использование трудовых ресурсов, экономическую деятельность, инвестиционную активность, уровень жизни населения, инфраструктуру, жилищно-бытовые условия, историко-культурную ценность территории.

 

 

 

Приложение 7
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике
(рекомендуемое)

МЕТОДИКА
оценки значимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду

Методика оценки значимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду основывается на определении показателей пространственного масштаба воздействия, временного масштаба воздействия и значимости изменений в результате воздействия, переводе качественных характеристик и количественных значений этих показателей в баллы согласно таблицам 1-3.

Таблица 1

Определение показателей пространственного масштаба воздействия

Градация воздействий

Балл оценки

Локальное: воздействие на окружающую среду в пределах площадки размещения объекта намечаемой деятельности

1

Ограниченное: воздействие на окружающую среду в радиусе до 0,5 км от площадки размещения объекта намечаемой деятельности

2

Местное: воздействие на окружающую среду в радиусе от 0,5 до 5 км от площадки размещения объекта намечаемой деятельности

3

Региональное: воздействие на окружающую среду в радиусе более 5 км от площадки размещения объекта намечаемой деятельности

4

Таблица 2

Определение показателей временного масштаба воздействия

Градация воздействий

Балл оценки

Кратковременное: воздействие, наблюдаемое ограниченный период времени до 3 месяцев

1

Средней продолжительности: воздействие, которое проявляется в течение от 3 месяцев до 1 года

2

Продолжительное: воздействие, наблюдаемое продолжительный период времени, - от 1 года до 3 лет

3

Многолетнее (постоянное): воздействие, наблюдаемое более 3 лет

4

Таблица 3

Определение показателей значимости изменений в природной среде (вне территорий под техническими сооружениями)

Градация воздействий

Балл оценки

Незначительное: изменения в окружающей среде не превышают существующие пределы природной изменчивости

1

Слабое: изменения в природной среде превышают пределы природной изменчивости. Природная среда полностью самовосстанавливается после прекращения воздействия

2

Умеренное: изменения в природной среде, превышающие пределы природной изменчивости, приводят к нарушению отдельных ее компонентов. Природная среда сохраняет способность к самовосстановлению

3

Сильное: изменения в природной среде приводят к значительным нарушениям компонентов природной среды. Отдельные компоненты природной среды теряют способность к самовосстановлению

4

Общая оценка значимости производится путем умножения баллов по каждому из трех показателей. Дополнительно могут быть введены весовые коэффициенты значимости каждого показателя в общей оценке.

Общее количество баллов (в пределах 1-8 баллов) характеризует воздействие как воздействие низкой значимости, 9-21 - воздействие средней значимости, 28-64 - воздействие высокой значимости.

 

 

 

Приложение 8
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к оценке альтернативных вариантов осуществления деятельности

Оценка альтернативных вариантов осуществления деятельности по:

- территориальному размещению объекта намечаемой деятельности;

- технологическим, инженерным и другим решениям;

- видам и источникам сырья, энергоресурсам, химическим реагентам;

- методам очистки или обезвреживания выбросов, сбросов, обращения с отходами;

- решениям природоохранных задач, осуществлению компенсационных экологических и социальных мероприятий;

- иным альтернативам, включая отказ от реализации намечаемой деятельности(1).

 

(1) Рассмотрение этой альтернативы предполагает описание состояния окружающей среды в случае полного отказа от намечаемой деятельности. Рассмотрение варианта отказа от намечаемой деятельности очень важно с методической точки зрения - оно позволяет задать "базовую линию", с которой можно сравнить выгоды и издержки, связанные с различными вариантами осуществления намечаемой деятельности в целом.

 

 

 

Приложение 9
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к прогнозу и оценке изменений состояния окружающей среды при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов намечаемой деятельности

1. Прогноз и оценка возможного изменения состояния атмосферного воздуха в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности проводятся на основании расчета рассеивания загрязняющих веществ, в том числе групп суммации, в атмосферном воздухе.

В расчете рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе учитываются:

- проектируемые источники выбросов;

- для реконструируемого объекта (предприятия) - существующие источники выбросов;

- фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Вклад существующих и ликвидируемых источников выбросов исключается из фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Прогноз и оценка возможного изменения состояния атмосферного воздуха выполняются при условии загрузки оборудования в соответствии с проектной мощностью, с учетом режима работы технологического оборудования и протекания технологических процессов.

При реконструкции объекта (предприятия) для оценки динамики загрязнения атмосферного воздуха определяются максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по состоянию до и после реконструкции объекта (предприятия).

В случае если на момент проектирования имеется утвержденная проектная документация на реконструкцию объекта (предприятия), предусматривающая изменение воздействия на окружающую среду (увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух), прогноз и оценку уровня загрязнения атмосферного воздуха на перспективу следует проводить с учетом реализации утвержденных проектных решений.

На основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе определяется зона возможного значительного вредного воздействия (размеры и граница зоны возможного значительного воздействия), за пределами которой максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысят нормативы качества атмосферного воздуха.

2. Прогноз и оценка уровня физического воздействия источника определяется расчетным путем по технико-эксплуатационным характеристикам источника, на основании расчетных данных или результатов фактических измерений, выполненных для объектов-аналогов.

Зона возможного значительного вредного воздействия (ее размеры и граница) определяется как территория, за пределами которой прогнозный уровень физического воздействия на население не превышает нормативы допустимого физического воздействия.

3. Прогноз и оценка возможного изменения состояния водных ресурсов производится на основании:

- водохозяйственного баланса, целью которого является установление величины, режима и местоположения избытков или дефицитов воды для гарантированного обеспечения водопользователей;

- расчета разбавления отводимых сточных вод водой водного объекта с учетом гидрологических и гидравлических параметров водного объекта.

В расчете учитываются:

- проектируемые источники сбросов;

- для реконструируемого объекта (предприятия) - существующие источники сбросов;

- фоновые концентрации загрязняющих веществ в водном объекте.

Прогноз и оценка возможного изменения состояния водных ресурсов выполняются при условии загрузки оборудования в соответствии с проектной мощностью, с учетом режима работы технологического оборудования и протекания технологических процессов.

В случае если на момент проектирования имеется утвержденная проектная документация на реконструкцию объекта, предусматривающая изменение воздействия на окружающую среду (увеличение сбросов сточных вод), прогноз и оценку уровня загрязнения водных объектов на перспективу следует проводить с учетом реализации утвержденных проектных решений.

Оценка изменения состояния водных объектов выполняется для наиболее неблагоприятных для водных объектов условий маловодных меженных периодов.

В случае если проектными решениями предусматривается отведение сточных вод в мелиоративные каналы, выполняется оценка (расчет) способности мелиоративной системы принять предусмотренные объемы сточных вод.

4. Прогноз и оценка возможного изменения состояния подземных вод производится на основании анализа естественной защищенности подземных вод; изменения уровенного режима и качественного состава подземных вод.

5. Прогнозируются и оцениваются возможные изменения геологических условий и рельефа:

- активизация экзогенных процессов;

- увеличение густоты эрозионной расчлененности рельефа;

- возникновение техногенных форм рельефа;

- другие изменения, в том числе связанные с воздействием на недра.

6. Прогнозируются и оцениваются возможные изменения состояния земельных ресурсов и почвенного покрова:

- механическое нарушение, развитие эрозионных процессов;

- затопление и подтопление;

- изменение строения, свойств, состава почв;

- загрязнение почв, глубина проникновения загрязняющих веществ по почвенному профилю, исходя из характерных почв и почвообразовательных процессов.

На основании прогноза и оценки определяется зона возможного значительного вредного воздействия на земельные ресурсы и почвенный покров.

7. Прогнозируются и оцениваются возможные изменения состояния объектов растительного мира, в том числе связанные с воздействиями на другие компоненты природной среды:

- изменение видового разнообразия, ресурсного потенциала и продуктивности объектов растительного мира;

- изменение пространственной и популяционной целостности объектов растительного мира;

- изменение пространственной организации (структуры) растительных сообществ;

- смена одних растительных сообществ другими (сукцессионные процессы);

- изменение качества среды произрастания объектов растительного мира;

- изменение функциональной значимости объектов растительного мира (защитной, противоэрозионной, санитарно-гигиенической, водоохранной, эксплуатационной и других);

- изменение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и распространения болезней, вредителей и инвазий в пределах объектов растительного мира.

8. Прогнозируется и оценивается возможное изменение среды обитания диких животных и состояние запасов объектов животного мира, в том числе связанное с воздействиями на другие компоненты природной среды:

- изменение биологического (видового) разнообразия животного мира;

- нарушение (изменение, трансформация) мест обитания, размножения, нагула, зимовки и популяций охраняемых видов животных, состояния ресурсов (запасов) животного мира, путей миграции диких животных.

9. Изменения состояния окружающей среды прогнозируются и оцениваются с учетом возможного возникновения проектных и запроектных аварийных ситуаций.

Возможные проектные и запроектные аварийные ситуации, а также вероятность их возникновения определяются на основании анализа причин аварийности на объектах-аналогах, статистических данных по аварийности объекта-аналога, показателей экологического ущерба от зарегистрированных аварий и реализованных мероприятий по их ликвидации.

Прогноз и оценка последствий возможных аварийных ситуаций производится путем формального анализа, методом аналогий, экспертным методом.

10. Прогнозируются и оцениваются возможные изменения социально-экономических условий: состояния здоровья населения, характера расселения, демографической ситуации, использования трудовых ресурсов, результативности экономической деятельности, инвестиционной активности и привлекательности, уровня жизни населения, инфраструктуры, жилищно-бытовых условий, историко-культурной ценности территории и другие возможные изменения.

11. В случае расположения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, в пределах санитарно-защитной зоны объектов намечаемой деятельности, требуется проводить оценку риска для здоровья населения при воздействии вредных факторов.

12. По результатам прогноза и оценки возможного изменения состояния каждого из компонентов природной среды в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности определяется единая зона возможного значительного вредного воздействия, размер которой определяется границами зон возможного значительного вредного воздействия на отдельные компоненты природной среды и природные объекты.

13. При проведении оценки воздействия на окружающую среду прогноз возможного изменения состояния окружающей среды проводится только в отношении тех компонентов окружающей среды, которые могут испытывать значительное воздействие в результате реализации намечаемой деятельности.

 

 

 

Приложение 10
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к разработке мер по предотвращению, минимизации и/или компенсации вредного воздействия на окружающую среду при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов намечаемой деятельности

1. По результатам оценки возможного изменения состояния окружающей среды в результате реализации намечаемой деятельности определяются меры (мероприятия) по:

1) предотвращению, минимизации и/или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду (далее - природоохранные мероприятия);

2) предупреждению аварийных ситуаций, реагированию на них, ликвидации их последствий (далее - природоохранные мероприятия);

3) улучшению социально-экономических условий.

Также определяется необходимость проведения и объем (программа и объекты) послепроектного анализа либо локального мониторинга окружающей среды.

2. Природоохранные мероприятия необходимо планировать:

1) с учетом возможности и/или на основе прогноза естественного восстановления компонентов природной среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;

2) на основании соотнесения социально-экономической целесообразности их реализации и прогнозируемого природоохранного эффекта.

3. Природоохранные мероприятия должны предусматриваться для каждой стадии реализации намечаемой деятельности: строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации объекта.

4. Достаточность и эффективность природоохранных мероприятий (очистного оборудования и др.), предусмотренных проектными решениями, подлежит обоснованию (с использованием технической, справочной документации, расчетов) и оценке, по результатам которой определяется необходимость разработки дополнительных необходимых мероприятий.

5. Природоохранные мероприятия могут предусматривать:

1) по охране атмосферного воздуха:

- оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками и иные решения по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающие соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха;

- оснащение организованных стационарных источников выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- иные мероприятия;

2) по охране поверхностных и подземных вод:

- строительство очистных сооружений сточных вод;

- изменение технологий водопользования, применение оборотного водоснабжения, повышение эффективности использования существующих регулирующих емкостей водохранилищ и прудов или оценка необходимости строительства новых и др.;

- иные мероприятия;

3) по рациональному использованию и охране недр, земельных ресурсов и почв (почвенного покрова):

- предупреждение и ликвидация возможного загрязнения почв, предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель, благоустройство нарушенных территорий, сохранение плодородия почв и иных полезных свойств земель;

4) по охране объектов растительного мира:

- компенсационные посадки, компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, озеленение, благоустройство;

- пересадка объектов растительного мира;

- иные мероприятия;

5) по охране объектов животного мира:

- строительство сооружений для беспрепятственного прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции; зоопитомников и других объектов для разведения диких животных в целях сохранения путей миграции и мест концентрации диких животных;

- иные мероприятия.

6. В случае если зона возможного значительного вредного воздействия на атмосферный воздух превышает санитарно-защитную зону, должны быть предусмотрены дополнительные проектные решения, обеспечивающие непревышение нормативов качества атмосферного воздуха за пределами санитарно-защитной зоны для вновь проектируемых объектов (предприятий) или санитарно-защитной зоны для реконструируемых объектов (предприятий).

7. С учетом природоохранных мероприятий:

1) корректируются размеры и граница зоны возможного значительного вредного воздействия;

2) определяются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе по очередям и пусковым комплексам, если последние предусмотрены проектной документацией.

 

 

 

Приложение 11
к Положению о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду в Кыргызской Республике

ТРЕБОВАНИЯ
к основным выводам по результатам проведения оценки воздействия на окружающую среду

1. По результатам проведения оценки воздействия на окружающую среду должны быть:

1) определены (оценены) и описаны характер (значимость) и пространственный масштаб (зона) возможного значительного вредного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

2) определены (оценены) и описаны возможные изменения окружающей среды и (или) отдельных ее компонентов и связанные с ними социально-экономические и иные изменения в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности, в том числе возникновения и последствий вероятных проектных и запроектных аварий, и оценена значимость изменений;

3) определены и описаны меры по предотвращению, минимизации и (или) компенсации возможного значительного вредного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, по предотвращению аварийных ситуаций, реагированию на них, ликвидации последствий аварий, а также по улучшению социально-экономических условий;

4) соотнесены социально-экономическая целесообразность реализации мероприятий по предотвращению, минимизации и/или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объекта и прогнозируемый природоохранный эффект таких мероприятий;

5) оценена достаточность проектных решений с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

6) сделаны выводы о допустимости (недопустимости) реализации (размещения) намечаемой деятельности на выбранном земельном участке;

7) оценена социально-экономическая целесообразность реализации (размещения) намечаемой деятельности (объекта) с точки зрения значимости воздействия на окружающую среду и целей намечаемой деятельности с учетом затрат на реализацию мероприятий по предотвращению, минимизации и (или) компенсации возможного значительного вредного воздействия;

8) обоснован выбор технологического решения и приоритетного варианта размещения объекта.

2. Выводы по результатам проведения ОВОС должны быть сформированы исходя из следующих основных факторов:

1) благоприятности (неблагоприятности) состояния окружающей среды для реализации (размещения) намечаемой деятельности;

2) наличия (отсутствия) природоохранных и иных ограничений для реализации (размещения) намечаемой деятельности;

3) возможности (невозможности) вовлечения в намечаемую деятельность необходимого количества природных ресурсов при условии обеспечения рационального природопользования;

4) обеспечения (необеспечения) нормативов качества окружающей среды при возможных ее изменениях в результате реализации (размещения) намечаемой деятельности - строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации объекта и при условии реализации предусмотренных мероприятий по предотвращению, минимизации и/или компенсации возможного вредного воздействия.