сегодня
20
Июля
2018 года
Погода в Бишкеке:
+31 °C
днём +31
ночью +33

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

ВТОРОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ Кыргызской Республики по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 6 мая 2009 года № 274

Одобрено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 6 мая 2009 года № 274

 

ВТОРОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ

Кыргызской Республики по Рамочной конвенции

Организации Объединенных Наций

об изменении климата

 

Кыргызская Республика расположена в пределах систем горных хребтов

Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Средняя высота территории республики над уров-

нем моря - 2630 м. Около 93 процентов территории находится на высоте

выше 1000 м, 85 процентов - выше 1500 м и около 42 процентов выше -

3000 м над уровнем моря.

Численность населения в Кыргызской Республике на 1 января 2006 го-

да составляет 5166,4 тыс. человек. Население на территории республики

распределено крайне неравномерно и большей частью сосредоточено в до-

линно-предгорной климатической зоне, которая относится к районам с ус-

ловиями комфортного проживания и составляет около 20 процентов террито-

рии республики. В этой зоне постоянно проживает подавляющая часть насе-

ления, где в основном сосредоточена хозяйственная деятельность.

Альпийский тип рельефа с разноориентированными горными хребтами

обусловил высокую изменчивость климата в пространстве и разделение тер-

ритории Кыргызской Республики на четыре климатических региона.

Наблюдаемые среднегодовые температуры воздуха в приземном слое ко-

леблются в диапазоне от +10 град. Цельсия (для высот менее 1000 м) до -

5 град. Цельсия (для высот выше 3000 м) над уровнем моря.

По данным на 2003 год в республике площадь земли, покрытой лесом,

составляет 8649 кв.км, а других лесных земель (несомкнувшиеся лесные

культуры, лесные питомники, плантации, редины и прочие, пригодные для

лесовосстановления) - 3089 кв.км. Вертикальная поясность и разнообразие

климатических зон обусловили, с одной стороны, большое разнообразие ле-

сообразующих пород в лесных резервуарах, и, с другой стороны, низкую

лесистость территории страны (4,32%). В республике в естественных усло-

виях встречается до 30 пород древесной растительности и более 17 видов

кустарников. Наиболее широко распространены арчовые и еловые леса, име-

ющие относительно низкий коэффициент прироста биомассы.

На 2000 год объем ледников оценивается в 417,5 куб.км. Запасы воды

в озерах республики составляют 1745 куб.км, из них 1731 куб.км сосредо-

точены в озере Иссык-Куль, вода которого является солоноватой и непри-

годной для водоснабжения. На территории республики насчитывается около

5 тыс. рек, относящихся к 8 гидрологическим бассейнам, в том числе

Сыр-Дарья, Аму-Дарья, Чу, Талас, Или (Кар-Кыра), Тарим и бессточные

озера Иссык-Куль и Чатыркуль. Суммарный многолетний среднегодовой реч-

ной сток с территории республики по данным на 2000 год оценивается в

48,6 куб.км потенциальные запасы пресных подземных вод Кыргызской Рес-

публики - 13 куб.км.

Гидроэнергетический потенциал республики составляет 28828 тыс. кВт

по мощности и 249 млрд. кВт-ч по выработке электроэнергии в год средней

водности.

Прогнозные запасы угля оцениваются в более чем 2,2 млрд. тонн при

балансовых запасах на 1 января 2006 года - 1316,9 млн. тонн (750,7 млн.

тонн условного топлива). Максимальный объем добычи в 1979 году снизился

с 4508 тыс. тонн до 314,3 тыс. тонн в 2006 году.

Промышленные запасы нефти составляют 11,6 млн. тонн, а природного

газа - 4,9 млрд. куб.м. Добыча нефти и природного газа имеет незначи-

тельные объемы и за период 1991-2007 годы снизилась в 2,2 раза (по неф-

ти) и в 6,4 раза (по газу). Собственными нефтепродуктами и природным

газом республика обеспечена менее, чем на 5 процентов и в значительной

степени зависит от внешних поставок.

В целом обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами Кыргызс-

кой Республики в 2005 году составляла 77,57 процентов. Потенциал сол-

нечной энергии с 1 кв.м - 500-600 Вт/час (летом) и 300-400 Вт/час (зи-

мой). Национальный потенциал производства биогаза может составить около

200 тыс. куб.м, что эквивалентно примерно 5 ТДж энергии.

В период с 1990 по 2006 годы в социально-экономическом развитии

республики выделяются два этапа. На первом (1991-1995 годы) произошло

резкое снижение ВВП, особенно в промышленности. Для второго этапа

(1996-2006 годы) характерен рост ВВП. В тоже время значительно измени-

лась структура экономики республики в сторону увеличения доли сферы ус-

луг за счет других секторов.

Горный рельеф республики и отсутствие судоходных рек предопредели-

ли доминирующую роль автомобильного транспорта во внутренних перевоз-

ках. На внешних перевозках в северном направлении (СНГ, Европа) ведущую

роль играет железнодорожный транспорт. Начиная с 1995 года значительно

увеличивается грузо- и пассажирооборот.

 

Инвентаризация

 

Инвентаризация антропогенных эмиссий и абсорбции поглотителями

парниковых газов была проведена, в период с 2001 по 2005 годы. Во всех

секторах был произведен пересчет ранее полученных результатов (период

1990-2000 годы), необходимость которого определялась как вновь получен-

ными исходными данными и данными о национальных коэффициентах эмиссии,

так и уточнением ранее использованных алгоритмов расчета. Пересчет так-

же был необходим для полного решения задачи об оценке эмиссий и стоков

в разрезе всех административных единиц республики (области и города

республиканского подчинения).

Инвентаризация проведена в соответствии с действующими рекоменда-

циями по следующим разделам:

- энергетика;

- промышленные процессы;

- использование растворителей и другой продукции;

- сельское хозяйство;

- изменение землепользования и лесное хозяйство;

- отходы.

В процессе инвентаризации определялись эмиссии следующих парнико-

вых газов:

- диоксид углерода (CO2);

- метан (CH4);

- закись азота (N2O);

- гидрофторуглероды (ГФУ);

- перфторуглероды (ПФУ);

- гексафторид серы (SF6).

Определены также эмиссии газов-прекурсоров:

- оксид углерода (CO);

- оксиды азота (NOx);

- неметановые летучие органические соединения (НМЛОС);

- оксиды серы (SOx).

Также была проведена оценка эмиссий парниковых газов в результате

использования бункерного топлива при международных перевозках и эмиссия

диоксида углерода от биомассы.

На всех стадиях инвентаризации (сбор и анализ исходных данных,

расчеты, анализ результатов) выполнялись процедуры по обеспечению конт-

роля и качества.

На рис. 1 представлено распределение эмиссии суммы парниковых га-

зов по отдельным видам газов, а на рис. 2 - по разделам. Раздел "Ис-

пользование растворителей" не приведен, так как эмиссии парниковых га-

зов не происходит.

 

Рис. 1. Суммарная эмиссия по всем парниковым газам с учетом ПГП.

На графике не приведена эмиссия ГФУ-134а, так как она

относительно незначительна

 

Характер тенденций суммарной эмиссии в некоторой степени отражает

состояние экономики страны. Стабилизация после 1994 года, практически,

на одном уровне при одновременном росте ВВП определяется изменением

структуры ВВП за счет увеличения доли секторов, вносящих незначительный

вклад в эмиссии парниковых газов, таких как сектор услуг. Изменения в

распределении по газам и по разделам за период инвентаризации незначи-

тельны. Основной вклад вносит диоксид углерода (76%), далее метан (23%)

и закись азота (1%). Основная эмиссия диоксида углерода видна в разделе

"Энергетика" (около 95%). Эмиссия метана происходит в основном в сель-

ском хозяйстве 62,9 процента, далее в разделах "Отходы" - 19,1 процента

и "Энергетика" - 17,8 процентов. Изменения эмиссии метана по годам в

основном определяются ее сокращением в разделах "Энергетика" и "Отхо-

ды". Наибольшая эмиссия закиси азота наблюдается в разделе "Отходы" -

49,4 процента, далее в разделе "Энергетика" - 25,5 процентов и "Сель-

ское хозяйство" - 24,8 процентов.

 

Рис. 2. Эмиссия суммы парниковых газов с учетом ПГП по разделам

 

Оценка эмиссий гексафторида серы, гидрофторуглеродов и перфторуг-

леродов в Кыргызской Республике выполняется впервые. На основании ана-

лиза установлено, что из всех перечисленных выше веществ в республике

применяются только ГФУ, а именно ГФУ-134а. Основной сферой применения

ГФУ является его использование в качестве хладагента в охлаждающем обо-

рудовании. Для определения объемов ГФУ принята методология снизу-вверх,

основанная на конкретных объемах потребления предприятиями обслужива-

ния, так как официальной статистикой и таможенными органами ввоз ре-

гистрируется фрагментарно. Для упрощения было сделано предположение о

том, что весь объем потребления в конкретный год выбрасывался в атмос-

феру. Значимые величины эмиссии ГФУ-134а наблюдаются, начиная с 2000

года, в 2005 году - она составила 0,0095 Гг в CO2-эквиваленте.

На рис. 3 представлено распределение эмиссии суммы газов-прекурсо-

ров по отдельным видам газов, а на рис. 4 - по разделам для всего пери-

ода инвентаризации. В разделе "Отходы" эмиссии газов-прекурсоров не

происходит, поэтому он не приводится. Характер тенденций только в раз-

делах "Энергетика" и "Растворители" зависел от общего состояния эконо-

мики страны (т.е. происходило сокращение эмиссии), в прочих разделах

изменения определялись в хозяйственной деятельности и наблюдался даже

рост эмиссии.

Резкий рост эмиссии неметановых летучих органических соединений,

начиная с 2001 года, определяется активизацией деятельности по асфаль-

тированию дорог.

 

Рис. 3. Суммарная эмиссия газов-прекурсоров по отдельным газам

 

Рис. 4. Суммарная эмиссия газов-прекурсоров по разделам

 

Базовые сценарии

 

Для оценки уязвимости, прогноза национальных эмиссий и выбора мер

по смягчению разработаны климатический, макроэкономический и демографи-

ческий базовые сценарии. Из 48 климатических сценариев, разработанных

Межправительственной группой экспертов по изменению климата, выбраны

сценарии с умеренными экономическими и демографическими показателями

A2-ASF и B2-MESSAGE.

Расчеты выполнены по трем основным расчетным областям и шести до-

полнительным, используемым для интерполяции.

 

Таблица 1. Координаты расчетных областей на территории Кыргызской

Республики

 

-----------------------------------------------------------------------

| Расчетная область | Координаты |

| |--------------------------------------|

| | Северная широта | Восточная долгота |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Северо-восток | 40-45 град. | 70-75 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Внутренний Тянь-Шань | 40-45 град. | 75-80 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Юго-запад | 35-40 град. | 70-75 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 1 | 45-50 град. | 70-75 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 2 | 45-50 град. | 75-80 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 3 | 40-45 град. | 65-70 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 4 | 40-45 град. | 80-85 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 5 | 35-40 град. | 65-70 град. |

|------------------------------|------------------|-------------------|

|Дополнительный 6 | 35-40 град. | 75-80 град. |

-----------------------------------------------------------------------

Использованы все 17 глобальных климатических моделей, рекомендуе-

мых Межправительственной группой экспертов по изменению климата. Для

каждой расчетной области и двух принятых сценариев построены среднемо-

дельные зависимости изменения температуры и осадков по месяцам с выде-

лением минимальных и максимальных значений.

 

Таблица 2. Рост среднегодовых значений температур в 2100 году для

территории Кыргызской Республики по отношению

к базовому периоду 1961-1990 годы

 

-----------------------------------------------------------------------

| Координаты расчетной | A2-ASF | B2-MESSAGE |

| области |--------------------|--------------------|

| |Диапазон по|Средний |Диапазон по|Средний |

| | моделям | рост | моделям | рост |

|---------------------------|-----------|--------|-----------|--------|

|40-45 град. с.ш., 70-75 |4,7-7,8 |6,2 |3,6-5,8 |4,6 |

|град. в.д. |град. |град. |град. |град. |

| |Цельсия |Цельсия |Цельсия |Цельсия |

|---------------------------|-----------|--------|-----------|--------|

|40-45 град. с.ш., 75-80 |4,5-8,2 |6,1 |3,5-6,0 |4,6 |

|град. в.д. |град. |град. |град. |град. |

| |Цельсия |Цельсия |Цельсия |Цельсия |

|---------------------------|-----------|--------|-----------|--------|

|35-40 град. с.ш., 70-75 |5,1-8,4 |6,2 |3,8-6,1 |4,6 |

|град. в.д. |град. |град. |град. |град. |

| |Цельсия |Цельсия |Цельсия |Цельсия |

-----------------------------------------------------------------------

Следует отметить, что наибольшим повышение температуры ожидается в

летний период, а наименьшим - в зимний период.

 

Таблица 3. Изменения годовых сумм осадков к 2100 году

на территории Кыргызской Республики по отношению

к базовому периоду 1961-1990 годы

 

-----------------------------------------------------------------------

|Координаты расчетной | A2-ASF | B2-MESSAGE |

| области |-----------------------|-----------------------|

| | Диапазон по | Среднее | Диапазон по | Среднее |

| | моделям |изменение| моделям |изменение|

|---------------------|-------------|---------|-------------|---------|

|40-45 град. с.ш., |(-)41,8-48,0%| 2,1% |(-)27,2-24,0 | 2,1% |

|70-75 град. в.д. | | | | |

|---------------------|-------------|---------|-------------|---------|

|40-45 град. с.ш., |(-)25,9-59,9%| 1,3% |(-)16,7-40,9 | 1,3% |

|75-80 град. в.д. | | | | |

|---------------------|-------------|---------|-------------|---------|

|35-40 град. с.ш., |(-)43,4-28,7%| (-)2,0% |(-)30,9-17,5 | (-)3,1% |

|70-75 град. в.д. | | | | |

-----------------------------------------------------------------------

В целом как для годовых, так и для сезонных изменений выпадения

осадков, ожидаются незначительные изменения годовых сумм по отношению к

базовому периоду 1961-1990 годов, на фоне возможных значительных коле-

баний как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения для всех

расчетных областей Кыргызской Республики. Наибольшее расхождение для

различных моделей наблюдается в летний период. Наиболее существенным

ожидается снижение осадков в летний период, а наибольший рост - в зим-

ний.

Макроэкономические сценарии основаны на трех вариантах в соответс-

твии со "Стратегией развития страны", учетом дальнейшего снижения тем-

пов экономического развития (согласно прогнозам международных организа-

ций) и влияния общей тенденции роста цен на энергоносители на мировом

рынке, а также других факторов. Первый сценарий предполагает снижение

среднегодовых темпов роста ВВП до 104 процентов к 2020 году и до 103

процентов - к 2100 году. Во втором сценарии предполагается снижение

среднегодовых темпов роста ВВП к 2020 году до 103 процентов и до 102

процентов - к 2100 году. В третьем сценарии предполагается снижение

среднегодовых темпов роста ВВП к 2020 году до 102 процентов и до 101

процента - к 2100 году.

По демографическому сценарию предполагается, что максимальный рост

численности населения республики будет достигнут в 2050 году, а к 2100

году численность населения республики несколько снизится, но будет выше

по сравнению с 2005 годом. Это обусловлено тем, что в Кыргызстане, в

некоторой степени, сохранятся условия и традиции, способствующие повы-

шению деторождаемости. Также ожидается изменение возрастной структуры

населения, в сторону увеличения численности лиц более старшего возрас-

та, а также увеличения продолжительности жизни.

 

Оценка уязвимости к изменению климата

и меры по адаптации

 

Основываясь на международном опыте и ранее проведенных националь-

ных исследованиях, в качестве наиболее уязвимых к изменению климата

секторов, были определены следующие:

- водные ресурсы (параметры ледников, объем поверхностного стока,

параметры озер);

- здоровье населения (заболеваемость и смертность);

- сельское хозяйство (теплообеспеченность, урожайность различных

видов сельскохозяйственных культур и пастбищ);

- климатические чрезвычайные ситуации (частота селей, оползней,

прорывов высокогорных озер, лавин).

Оценки уязвимости для ледников и объема поверхностного стока вы-

полнены с использованием комплекса цифровых моделей рельефа и условий

увлажнения территории суши Кыргызстана, разработанных в Институте вод-

ных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской

Республики.

 

Таблица 4. Результаты моделирования эволюции оледенения для

наиболее вероятных вариантов климатических изменений

(dT - изменение среднегодовой температуры в град.

Цельсия, m - отношение годовой суммы осадков к базовому

периоду)

 

-----------------------------------------------------------------------

| dT (град. Цельсия) | 2,96 |

| ---------------------------------|----------------------------|

| M | Параметр | 2050 | 2100 |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

| 1 | 2 | 3 | 4 |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

|1,16 |Количество | | |

| |--------------------------------| | |

| |Площадь, кв.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Объем, куб.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Толщина, м | | |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

|1,06 |Количество | 3097 | 1484 |

| |--------------------------------|--------------|-------------|

| |Площадь, кв.км | 3861,6 | 2428,1 |

| |--------------------------------|--------------|-------------|

| |Объем, куб.км | 251,06 | 169,65 |

| |--------------------------------|--------------|-------------|

| |Толщина, м | 65,01 | 69,87 |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

|0,96 |Количество | | |

| |--------------------------------| | |

| |Площадь, кв.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Объем, куб.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Толщина, м | | |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

|0,86 |Количество | | |

| |--------------------------------| | |

| |Площадь, кв.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Объем, куб.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Толщина, м | | |

|-------|--------------------------------|--------------|-------------|

|0,76 |Количество | | |

| |--------------------------------| | |

| |Площадь, кв.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Объем, куб.км | | |

| |--------------------------------| | |

| |Толщина, м | | |

-----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------

| 3,96 | 4,96 | 5,96 |

|---------------------|-----------------------|-----------------------|

| 2050 | 2100 | 2050 | 2100 | 2050 | 2100 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 2803 | 1446 | | | | |

|----------|----------| | | | |

| 3573,0 | 2320,7 | | | | |

|----------|----------| | | | |

| 233,49 | 161,77 | | | | |

|----------|----------| | | | |

| 65,35 | 69,71 | | | | |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 1958 | 721 | 1276 | 378 | 897 | 227 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 2901,7 | 1529,9 | 2214,8 | 1039,1 | 1716,2 | 742,0 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 197,24 | 115,39 | 157,14 | 83,15 | 126,87 | 61,89 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 67,97 | 75,42 | 70,95 | 80,02 | 73,92 | 83,41 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 1442 | 397 | 988 | 238 | 651 | 142 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 2395,2 | 1092,0 | 1861,0 | 783,3 | 1453,6 | 571,5 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 168,89 | 87,52 | 136,44 | 65,44 | 111,23 | 49,25 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 70,51 | 80,15 | 73,31 | 83,55 | 76,52 | 86,17 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 1071 | 251 | 741 | 152 | 508 | 87 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 2014,7 | 8276,0 | 1573,2 | 609,0 | 1258,8 | 452,3 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 146,63 | 69,18 | 119,37 | 52,47 | 99,06 | 39,75 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| 72,78 | 83,66 | 75,88 | 86,16 | 78,70 | 87,89 |

|----------|----------|------------|----------|-----------|-----------|

| | | | | 402 | 59 |

| | | | |-----------|-----------|

| | | | | 1104,6 | 362,4 |

| | | | |-----------|-----------|

| | | | | 89,06 | 32,21 |

| | | | |-----------|-----------|

| | | | | 80,63 | 88,87 |

-----------------------------------------------------------------------

 

Таблица 5. Результаты моделирования поверхностного стока для

Кыргызстана в целом (dT - изменение среднегодовой

температуры в град. Цельсия, m - отношение годовой

суммы осадков к базовому периоду)

 

-----------------------------------------------------------------------

|dT (град. Цельсия) | 2,72 | 3,72 | 4,72 | 5,72 |

|m |-----------|-----------|-----------|-----------|

| |2050 |2100 |2050 |2100 |2050 |2100 |2050 |2100 |

|---------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|

|1,16 | | | | |43,78|42,42| | |

|---------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|

|1,06 |43,68|41,31|41,67|38,44|39,86|36,17| | |

|---------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|

|0,96 | | |37,74|32,19|36,15|30,45|34,75|29,04|

|---------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|

|0,86 | | | | |32,65|25,22|31,45|24,1 |

|---------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|

|0,76 | | | | |29,36|20,43| | |

-----------------------------------------------------------------------

Из результатов прогнозирования на долговременную перспективу сле-

дует, что ожидается существенное снижение поверхностного стока для всех

наиболее вероятных климатических сценариев.

По всем наиболее вероятным климатическим сценариям сокращение во-

доотдачи ледников окажет значительное влияние на внутригодовое распре-

деление речного стока, существенно уменьшив его летний максимум и сдви-

нув его на более ранние сроки. Ледники, аккумулируя выпадающие в твер-

дом виде атмосферные осадки, практически круглый год отдают большую

часть воды в наиболее важное для сельского хозяйства летнее время, а

также увеличивают речной сток в жаркие маловодные периоды времени.

Изменение климата может также значительно отразиться и на состоя-

нии озер. Так, например, ожидается уменьшение площади акватории озера

Иссык-Куль на величину от 232 до 1049 кв.км и снижение уровня воды в

озере - от 5,1 до 27,5 м по отношению к 2000 году. Для другого бессточ-

ного озера Чатыр-Куль установлено, что при всех наиболее вероятных кли-

матических сценариях, оно скорее всего может ежегодно существовать

только в виде полностью пересыхающего небольшого водоема.

Детальные этапы адаптационного процесса для водных ресурсов должны

быть конкретизированы для каждого региона, но в любом случае общими

действиями являются:

- более эффективное и бережное управление ирригационными системами

с целью сохранения и удержания воды;

- регулирование поверхностного стока и создание запасов воды в во-

дохранилищах;

- использование современных, более эффективных систем и режимов

распределения воды в целях снижения потерь;

- стимулирование водопользователей к более эффективному использо-

ванию имеющихся ресурсов за счет внедрения системы платного водопользо-

вания.

В сельском хозяйстве, в первую очередь, изменение климата повлечет

за собой изменение теплового режима (теплообеспеченность), являющегося

одним из основных факторов при агроклиматическом районировании террито-

рии. Повышение теплообеспеченности существенно изменит и возможности

возделывания различных сельскохозяйственных культур:

- в северо-западном регионе в 2100 году, по сценарию A2-ASF, на

высотах до 1400 м климат будет от очень жаркого до умеренно жаркого, а

по сценарию B2-MESSAGE, - на высотах до 1200 м. Продолжительность без-

морозного периода по сценарию A2-ASF составит от 264 дней на высоте 600

м и до 120 дней на высоте 3000 м; по сценарию B2-MESSAGE на высоте 600

м - 246 дней, а на высоте 3000 м - 103 дня;

- в северо-восточном регионе в 2100 году, по сценарию A2-ASF, на

побережье озера Иссык-Куль до высоты 1800 м будет умеренно жаркий кли-

мат, а по сценарию B2-MESSAGE жаркого климата в котловине не будет.

Продолжительность безморозного периода по сценарию A2-ASF составит от

304 дней на высоте 1600 м и до 102 дней - на высоте 3000 м. По сценарию

B2-MESSAGE она составит на высоте 1600 м 255 дней, а на высоте 3000 м -

73 дня;

- во Внутреннем Тянь-Шане в 2100 году по сценарию A2-ASF умеренно

жаркий климат будет на высотах до 1800 м, а по сценарию B2-MESSAGE жар-

кого климата во Внутреннем Тянь-Шане не будет;

- в юго-западном регионе в 2100 году по сценарию A2-ASF на высотах

до 2000 м климат будет от очень жаркого до умеренно жаркого, а по сце-

нарию B2-MESSAGE такой климат будет на высотах до 1600 м. Продолжитель-

ность безморозного периода по сценарию A2-ASF составит от 294 дней на

высоте 600 м до 161 дней - на высоте 3000 м. По сценарию B2-MESSAGE она

составит на высоте 600 м 276 дней, а на высоте 3000 м - 144 дня.

В целом по республике существенно изменится распределение площадей

с различной теплообеспеченностью. Так площадь территорий с теплообеспе-

ченностью >4000 град. Цельсия вырастет к 2100 году более, чем в 2 раза.

За счет снижения увлажнения доля площадей аридной зоны пустынь и полуа-

ридной зоны полупустынь может увеличиться приблизительно с 15,0 процен-

тов в 2000 году и до 23,3-49,7 процентов в 2100 году. Возможно сущест-

венное уменьшение площадей и продуктивности высокогорных отгонных паст-

бищ на сыртах Внутреннего Тянь-Шаня. Для основных сельскохозяйственных

культур и различных видов пастбищной растительности оценена зависимость

урожайности от ожидаемого изменения климатических показателей, что яв-

ляется основанием при выборе основных направлений адаптационных мер.

Основными направлениями адаптации являются следующие:

- технологическое совершенствование используемых сельскохозяйс-

твенных процессов;

- экономические механизмы, стимулирующие деятельность отдельных

собственников;

- определение основных путей государственной поддержки сельского

хозяйства.

На базе статистических моделей произведен анализ связей изменения

климата и следующих медико-демографических показателей.

Результаты исследований показывают значительную зависимость меди-

ко-демографических показателей от изменения климата:

1. К 2100 году ожидается увеличение показателей заболеваемости на-

селения острыми кишечными инфекциями. Значения ожидаемых показателей

заболеваемости острыми кишечными инфекциями при сценарии A2-ASF могут

достичь к 2100 году 57,0 случаев на 100 тыс. человек, а для сценария

B2-MESSAGE, естественно, несколько ниже - 54,4, т.е. рост составит 15,9

процента и 10,6 процента соответственно, относительно базовых показате-

лей заболеваемости в 2005 году.

2. Существенно увеличится заболеваемость органов системы кровооб-

ращения относительно 2005 года (Чуйская область - на 69,6 процента и

45,6 процента для сценариев A2-ASF и B2-MESSAGE соответственно; Ис-

сык-Кульская область - на 13,5 процента и 8,3 процента - для сценариев

A2-ASF и B2-MESSAGE соответственно; Джалал-Абадская область - на 73,2

процента и 37,6 процента для сценариев A2-ASF и B2-MESSAGE соответс-

твенно). Ожидается примерно одинаковый рост заболеваемости для северных

и южных регионов республики. Менее значительный рост (даже некоторое

уменьшение для сценария B2-MESSAGE) заболеваемости в Иссык-Кульской об-

ласти объясняется существенным отличием климатических условий вследс-

твие сглаживающего воздействия озера Иссык-Куль на экстремальные темпе-

ратуры.

3. Повысится уровень заболеваемости злокачественными новообразова-

ниями у женщин (примерно на 7 процентов, по сравнению с 2000 годом) и

снизится у мужчин.

4. В 2100 году ожидается рост показателя смертности среди населе-

ния от болезней органов системы кровообращения относительно 2005 года.

Основные меры по адаптации здравоохранения к изменению климата

должны включать в себя:

- расширение научно-исследовательских работ по проблеме оценки не-

гативного воздействия климатических изменений на здоровье населения

республики и обоснование соответствующих мер профилактики и адаптации;

- регулярную подготовку национальных докладов по оценке воздейс-

твия климатических изменений на здоровье населения республики;

- повышение уровня информированности специалистов и общественнос-

ти;

- совершенствование системы образования и обучения специалистов

эпидемиологического надзора и общественного здравоохранения;

- разработку Национального плана действий по предупреждению и

уменьшению негативного воздействия климатических изменений на здоровье

населения Кыргызской Республики.

Учитывая, что территория Кыргызской Республики, как высокогорной

страны, в значительной степени подвержена воздействию опасных природ-

но-климатических процессов и явлений, на основе статистических моделей

произведена оценка возможного прогноза развития чрезвычайных ситуаций

на период до 2100 года. Рассмотрены оценки уязвимости от оползней, се-

лей, паводков и прорывов высокогорных озер, лавин.

Оценка уязвимости производилась для трех основных регионов (Цент-

рального, Северного и Южного), традиционно выделяемых в республике при

мониторинге и анализе чрезвычайных ситуаций. Сели, паводки и прорывы

высокогорных озер объединены в одну категорию, так как прорывы высоко-

горных озер весьма редкое явление и моделирование его отдельно затруд-

нительно. Результаты расчетов на период до 2100 года позволили сделать

следующие выводы:

- для Южного региона вероятность оползней по сценарию A2-ASF прак-

тически не изменится, а по сценарию B2-MESSAGE несколько увеличится.

Вероятность селей, паводков и прорывов высокогорных озер по сценариям

A2-ASF и B2-MESSAGE возрастет в несколько раз. Для всех сценариев веро-

ятность лавин увеличится в Чаткальском районе, а в Токтогульском районе

- значительно снизится;

- для Центрального региона вероятность селей, паводков и прорывов

высокогорных озер по сценариям A2-ASF и B2-MESSAGE значительно снизит-

ся. Вероятность лавин незначительно возрастет;

- для Северного региона вероятность селей, паводков и прорывов вы-

сокогорных озер по сценариям A2-ASF и B2-MESSAGE значительно снизится.

Вероятность лавин существенно возрастет.

Меры по адаптации фактически являются результатом развития сущест-

вующего комплекса мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций (допол-

ненное обоснованной возможностью перераспределения средств по предотв-

ращению чрезвычайных ситуаций по наиболее опасным направлениям), основ-

ными компонентами которых являются:

- пространственное планирование для всех природных чрезвычайных

ситуаций, заключающееся в определении зон повышенной опасности и требо-

ваний по использованию этих зон;

- инженерные мероприятия, направленные на ликвидацию не только ис-

точника опасности, но и его предпосылок;

- законодательные меры, определяющие нормы и правила, которые

обеспечивают основу для проведения, в первую очередь, пространственного

планирования и инженерных мероприятий;

- информирование и обучение в области предотвращения чрезвычайных

ситуаций для исключения необоснованных решений с учетом ожидаемых кли-

матических изменений.

 

Меры по смягчению воздействия на климат

 

Произведен расчет эмиссий парниковых газов для трех предположи-

тельных сценариев развития республики:

А - без принятия мер по смягчению;

В - с учетом мер по смягчению, определенных планами развития;

С - с учетом мер по смягчению, определенных планами развития, а

также дополнительных мер, принятие которых необходимо в долгосрочной

перспективе.

Под дополнительными понимаются меры, являющиеся предложениями для

включения в последующие планы развития, так как временной интервал до

2100 года превышает интервал, определенный планами развития. Расчет

произведен с использованием программного комплекса LEAP, версии

2006.0015 на период 2010-2100 годы для 15 различных сценариев развития

(таблица 6), отличающихся темпами ежегодного экономического роста рес-

публики и объемом реализации мер.

 

Таблица 6. Рассмотренные сценарии развития

 

-----------------------------------------------------------------------

| Реализуемые меры | Темпы роста ВВП |

| |-------------------------|

| | 3% | 2% | 1% |

|-------------------------------------------|--------|-------|--------|

|Без принятия мер |103А |102А |101А |

|-------------------------------------------|--------|-------|--------|

|При принятии мер, определенных планами |103В1 |102В1 |101В1 |

|развития | | | |

|-------------------------------------------|--------|-------|--------|

|При принятии мер, определенных планами |103В2 |102В2 |101В2 |

|развития и вводе новых генерирующих | | | |

|мощностей | | | |

|-------------------------------------------|--------|-------|--------|

|При принятии мер, определенных планами |103С1 |102С1 |101С1 |

|развития, а также дополнительных мер | | | |

|-------------------------------------------|--------|-------|--------|

|При принятии мер, определенных планами |103С2 |102С2 |101С2 |

|развития и вводе новых генерирующих | | | |

|мощностей, а также дополнительных мер | | | |

-----------------------------------------------------------------------

По результатам расчета можно сделать следующие выводы о возможнос-

ти выполнения обязательств по снижению эмиссий парниковых газов:

- рост экономики не приведет к аналогичному росту эмиссий, за счет

ожидаемого существенного изменения структуры ВВП. Выполнение обязатель-

ств по Рамочной конвенции без принятия мер возможно, в случае экономи-

ческого роста не более чем на 1 процент;

- планируемые правительственные меры (сценарии В1 и В2) обеспечат

выполнение обязательств для экономического роста до 3 процентов;

- дополнительные меры (сценарии С1 и С2) могут обеспечить выполне-

ние обязательств для ежегодного экономического роста в 3 процента;

- выполнение обязательств по сокращению эмиссий парниковых газов,

при темпах экономического роста, превышающих 3 процента, возможно толь-

ко при расширении перечня дополнительных мер.

Оценка обеспеченности республики собственными энергетическими ре-

сурсами показала, что для всех сценариев, несмотря на предполагаемое

увеличение собственной добычи, сохранится традиционный импорт ископае-

мых видов топлива (уголь, природный газ и нефтепродукты). В зависимости

от темпов экономического развития может возникнуть дефицит электроэнер-

гии, необеспеченный собственным производством:

- без принятия мер (сценарий А) после 2010 г. республика будет вы-

нуждена импортировать электроэнергию, даже при темпах ежегодного эконо-

мического роста в 1 процент;

- в случае ввода генерирующих мощностей и реализации мер по сцена-

риям В1 и С1 импорт электроэнергии будет необходим после 2030-2050 го-

дов;

- с вводом дополнительных генерирующих мощностей и реализации мер

по сценариям В2 и С2 при темпах экономического роста менее 3 процентов

республика полностью обеспечивает собственные потребности в электроэ-

нергии. Необходимость в импорте электроэнергии возникнет только после

2060 года при темпах ежегодного экономического роста >=3 процентов.

 

Информация по достижению целей конвенции

 

В области передачи необходимых технологий проведена аналитическая

оценка, позволившая приступить к реализации конкретных действий, нап-

равленных на снижение эмиссий парниковых газов и увеличение стоков. С

учетом изменений в исходных данных был повторен ретроспективный анализ

изменений температуры за весь период инструментальных метеорологические

наблюдений. Согласно полученной оценке, средний температурный тренд в

целом по всей территории Кыргызской Республики составляет 0,785 град.

Цельсия на 100 лет.

В республике создан Национальный комитет по последствиям изменения

климата, с возложением на него функций уполномоченного национального

органа по механизму чистого развития. Комитет является межведомственным

координирующим органом, включающим в себя представителей всех ключевых

партнеров в республике.

В плане совершенствования правового обеспечения приняты Закон Кыр-

гызской Республики "О государственном регулировании и политике в облас-

ти эмиссии и поглощения парниковых газов", Концепция экологической бе-

зопасности Кыргызской Республики, внесены изменения в Законы Кыргызской

Республики "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воз-

духа", приняты постановления Правительства Кыргызской Республики о ме-

рах по выполнению Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Проведенная оценка национального потенциала по исполнению глобаль-

ных экологических конвенций позволила выявить барьеры, сдерживающие

развитие потенциала и подготовить Стратегический план действий по его

наращиванию в Кыргызстане для реализации глобальных экологических кон-

венций.

Для повышения информированности общественности проведен ряд нацио-

нальных конференций, семинаров, круглых столов и тренингов для нацио-

нальных экспертов по вопросам изменения климата. Проблема изменения

климата регулярно освещалась в средствах массовой информации и на спе-

циализированных сайтах.