сегодня
21
Ноября
2018 года
Погода в Бишкеке:
−3 °C
днём −3
ночью −2

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 мая 2016 года № 59

(Вводится в действие Законом КР от 16 мая 2016 года № 60)

 

Статья 19. Поступления от оказания платных государственных и муниципальных услуг

1. Поступлениями от оказания платных государственных и муниципальных услуг являются средства, получаемые в виде доходов от предоставления услуг в соответствии с реестрами государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Порядок формирования и использования поступлений от оказания платных государственных и муниципальных услуг устанавливается Правительством.

3. Запрещается включение в состав поступлений от оказания платных государственных и муниципальных услуг иных видов доходов, не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 29. Капитальные вложения

1. Капитальные вложения - это бюджетные средства, направленные на создание и воспроизводство основных фондов:

1) строительство новых объектов, реконструкция и разработка проектно-изыскательских работ;

2) техническое оснащение государственных (муниципальных) органов;

3) приобретение машин, оборудования и другой техники.

2. Формирование перечня инвестиционных проектов, реализуемых в форме капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета, определяется Правительством в соответствии с установленными критериями, а финансируемых из местных бюджетов - исполнительными органами местного самоуправления.

Правительство утверждает перечень объектов строительства и реконструкции, финансируемых из республиканского бюджета, не позднее одного месяца после утверждения закона о республиканском бюджете и направляет в Жогорку Кенеш.

3. Общий объем капитальных вложений определяется нормативным правовым актом о бюджетах.

 

Статья 34. Фонды развития регионов

1. Фонды развития регионов предназначены для финансирования развития и содержания инфраструктуры местного значения и реализации мероприятий целевого назначения в соответствии с программами социально-экономического развития территорий.

2. Фонды развития регионов образуются за счет отчислений платежей и поступлений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Объемы фондов развития регионов не учитываются при определении размеров межбюджетных трансфертов, предусматриваемых из республиканского бюджета местным бюджетам.

4. Порядок образования фондов развития регионов и управления их средствами определяется Правительством.

Глава 9. Распределение доходов между республиканским и местными бюджетами

Статья 46. Общегосударственные доходы

1. Общегосударственные доходы - установленные законодательством Кыргызской Республики доходы бюджетов, которые подлежат распределению между республиканским и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений.

2. К общегосударственным доходам относятся:

1) подоходный налог;

2) налог с продаж;

3) налоги за пользование недрами;

4) налог на основе добровольного патента;

5) налог на основе обязательного патента;

6) единый налог по упрощенной системе налогообложения;

7) плата за предоставление права пользования недрами;

8) отчисление на развитие и содержание инфраструктуры местного значения.

3. Нормативы отчислений от общегосударственных доходов устанавливаются ежегодным законом о республиканском бюджете.

Статья 47. Доходы республиканского бюджета

В республиканский бюджет поступают:

1) отчисления от общегосударственных доходов по установленным нормативам;

2) налог на прибыль;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) таможенные пошлины, сборы и платежи, установленные таможенным законодательством Кыргызской Республики;

6) налоги, уплачиваемые в соответствии с законами о ратификации международных соглашений и договоров;

7) проценты по бюджетным кредитам, выданным из республиканского бюджета;

8) отчисления от прибыли Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) и государственных предприятий;

9) отчисления на развитие отрасли связи;

10) дивиденды, начисленные на государственный пакет акций;

11) доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности;

12) средства от проведения государственных лотерей и плата за проведение стимулирующих лотерей;

13) пробирная плата;

14) платежи за прохождение видов служб и сборов, предоставляемых взамен срочной военной службы;

15) плата за использование радиочастотного спектра;

16) плата за пользование природными объектами растительного, животного мира и грибами;

17) плата за пользование водными ресурсами и водными объектами;

18) плата за загрязнение окружающей среды;

19) поступления от оказания государственных платных услуг;

20) сборы за государственную регистрацию;

21) сборы за регистрацию автомототранспортных средств и специальной продукции;

22) сбор за проставление апостиля;

23) сборы за взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров транспортных средств и сбор за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования;

24) сбор за проезд по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах общего пользования;

25) сбор за проезд по автомобильным дорогам общего пользования;

26) консульские сборы;

27) государственная пошлина;

28) патентная пошлина;

29) средства, получаемые в результате применения государственными органами, их подведомственными учреждениями мер материальной, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, санкции, компенсации, суммы возмещения ущерба по решениям суда, за исключением штрафов, санкций, компенсаций, сумм возмещения ущерба за нарушение законодательства Кыргызской Республики о государственном социальном страховании и пенсионном обеспечении;

30) возмещение потерь сельскохозяйственного производства;

31) средства, передаваемые юридическими и физическими лицами в республиканский бюджет на безвозмездной и добровольной основе;

32) официальные трансферты, полученные Правительством;

33) иные неналоговые доходы, установленные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 48. Доходы местных бюджетов

В местные бюджеты поступают:

1) отчисления от общегосударственных доходов по установленным нормативам;

2) земельный налог;

3) налог на имущество;

4) проценты по бюджетным кредитам, выданным из местного бюджета;

5) дивиденды, начисленные на доли акций органов местного самоуправления;

6) отчисления от прибыли муниципальных предприятий;

7) доходы от аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности;

8) плата за удержание лицензии на право пользования недрами;

9) плата за вывоз мусора населенных пунктов;

10) плата за пользование пастбищными угодьями;

11) поступления от оказания муниципальных платных услуг;

12) средства от проведения муниципальных лотерей и плата за осуществление лотерейной деятельности;

13) сбор за парковку и стоянку автотранспорта;

14) средства, получаемые в результате применения органами местного самоуправления, их подведомственными учреждениями мер материальной и административной ответственности, включая штрафы, санкции, компенсации, суммы возмещения ущерба по решениям суда;

15) средства, передаваемые юридическими и физическими лицами в местные бюджеты на безвозмездной и добровольной основе;

16) официальные трансферты, получаемые органами местного самоуправления.

Глава 10. Распределение расходных обязательств между Правительством и органами местного самоуправления

Статья 49. Общие положения

1. Расходные обязательства - обязательства Правительства (органов местного самоуправления), возникающие при выполнении государственными органами (органами местного самоуправления) функций и полномочий, осуществляемых за счет средств соответствующего бюджета согласно законодательству Кыргызской Республики.

2. В Кыргызской Республике устанавливается следующая структура распределения расходных обязательств:

1) расходные обязательства Правительства;

2) расходные обязательства органов местного самоуправления.

3. Запрещается принятие государственными органами решений по осуществлению мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных бюджетов, без обеспечения соответствующей компенсации.

Статья 50. Расходные обязательства Правительства

Из республиканского бюджета осуществляются расходы на мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство через соответствующие государственные органы управления, включая расходы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. В данную категорию включаются расходы на:

1) государственные услуги общего назначения;

2) оборону;

3) общественный порядок и безопасность;

4) экономические вопросы;

5) охрану окружающей среды;

6) жилищные и коммунальные услуги;

7) здравоохранение;

8) отдых, культуру;

9) образование;

10) социальную защиту.

 

Статья 105. Единый казначейский счет

1. Единый казначейский счет представляет собой централизованный счет уполномоченного государственного органа, на котором аккумулируются денежные средства бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, а также отражаются операции государственных органов по кассовому исполнению бюджета сектора государственного управления Кыргызской Республики. Единый казначейский счет открывается в Национальном банке.

Порядок функционирования Единого казначейского счета устанавливается Правительством.

2. Уполномоченный государственный орган посредством Единого казначейского счета является прямым участником межбанковских платежных систем.

3. Уполномоченный государственный орган осуществляет платежи по расходам республиканского и местного бюджетов в пределах остатка денежных средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете.

Перечисления денежных средств плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет, проводятся коммерческими банками, действующими на территории Кыргызской Республики, в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Списание денежных средств с Единого казначейского счета проводится Национальным банком в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.

4. Бюджетные учреждения не вправе открывать счета в коммерческих банках без специального разрешения уполномоченного государственного органа.

Уполномоченный государственный орган вправе выдавать разрешение на открытие бюджетному учреждению счета в коммерческом банке в случаях:

1) получения бюджетными учреждениями грантов, спонсорской и гуманитарной помощи от иностранных инвесторов при условии грантодателя о наличии отдельного счета (валютного) в коммерческих банках;

2) участия бюджетного учреждения в совместной научно-исследовательской программе, безвозмездно финансируемой международными финансовыми институтами или иными иностранными инвесторами.

5. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами бюджетных учреждений бюджетной системы осуществляется на казначейских лицевых счетах, открытых внутри Единого казначейского счета. Открытие, закрытие и ведение перечня казначейских лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и администраторов ресурсов дня осуществления внутри Единого казначейского счета учета операций с денежными средствами выполняется централизованно уполномоченным государственным органом.

6. Казначейские лицевые счета по источникам образования средств подразделяются на бюджетные, специальные и депозитные счета:

1) бюджетные счета - счета, на которых учитываются операции по бюджетным средствам, направляемым из бюджета на финансирование основной деятельности распорядителя бюджетных средств;

2) специальные счета - счета, на которых учитываются поступления в виде:

а) оказания платных государственных и муниципальных услуг;

б) спонсорской помощи и добровольных взносов;

в) попечительских взносов;

г) благотворительной или грантовой помощи;

д) отчислений от международных институтов для проведения совместной научно-исследовательской работы;

е) средств от реализации товаров собственного производства;

3) депозитные счета - счета клиента, на которых учитываются операции по средствам, поступившим во временное распоряжение (хранение) и подлежащим при наступлении определенных условий возврату физическим (юридическим) лицам, перечислившим их, или перечислению по назначению.

7. Обслуживание бюджетных учреждений, расположенных за пределами Кыргызской Республики, осуществляется в порядке, утвержденном Правительством.

Статья 106. Кассовое исполнение бюджетов

1. Кассовое исполнение бюджета на основе применения казначейских процедур осуществляется уполномоченным государственным органом посредством его территориальных подразделений.

2. Учет и контроль кассового исполнения бюджета осуществляются в автоматизированной системе в режиме реального времени. Автоматизированная система в процессе кассового исполнения бюджетов предусматривает обмен данными между участниками бюджетного процесса, включая Национальный банк, с применением электронных форм документов и электронной цифровой подписи.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов предусматривает:

1) учет операций со средствами бюджетов на Едином казначейском счете;

2) управление средствами на Едином казначейском счете уполномоченным государственным органом в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

3) кассовые расходы из бюджета уполномоченным государственным органом на основании представленных в установленном порядке платежных документов в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете;

4) проведение всех операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на Едином казначейском счете и учет в соответствии с Единым планом счетов.

4. Территориальные отделения уполномоченного государственного органа представляют исполнительным органам местного самоуправления информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов.

5. Все ресурсы бюджетов Кыргызской Республики подлежат обязательному и незамедлительному перечислению на Единый казначейский счет.

6. Полномочия на расходование бюджетных средств определяются по правилам, определенным Правительством, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

7. Выполнение финансовых обязательств, превышающих лимиты бюджетных обязательств, не допускается. При выполнении долгосрочных обязательств средства, необходимые для их погашения, предусматриваются в проектах бюджета на соответствующий бюджетный год.

8. Лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы расходования средств, утвержденные кассовым планом текущего бюджетного года, прекращают свое действие 31 декабря текущего бюджетного года.

9. Уполномоченный государственный орган до последнего рабочего дня текущего бюджетного года включительно обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете.

10. Остатки бюджетных средств, находящиеся вне Единого казначейского счета, неиспользованные получателями бюджетных средств, не позднее двух последних рабочих дней бюджетного года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на счета соответствующих бюджетов.

11. Неиспользованные остатки средств межбюджетных трансфертов, не перечисленные в доход соответствующего бюджета, подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке и с соблюдением общих требований, установленных Правительством.

12. Неиспользованные бюджетными учреждениями остатки средств на специальном счете переносятся на очередной бюджетный год как остаток на начало очередного бюджетного года.

13. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам текущего бюджетного года остаток средств соответствующего бюджета на Едином казначейском счете учитывается в бюджете очередного бюджетного года в качестве остатка на начало очередного бюджетного года.

Статья 127. Общественные бюджетные слушания

1. Общественные бюджетные слушания - это мероприятие в форме открытого обсуждения вопросов формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, проводимого по инициативе органов исполнительной власти для изучения общественного мнения, получения предложений, рекомендаций и принятия решений с учетом интересов населения.

2. Материалы к общественным бюджетным слушаниям должны публиковаться на официальном сайте за 10 дней до проведения общественных бюджетных слушаний.

3. В день проведения слушания исполнительный орган обеспечивает регистрацию участников, представителей средств массовой информации (в случае необходимости), ведение протокола и оформление итоговых документов.

4. Исполнительный орган обобщает поступившие предложения участников общественных бюджетных слушаний, направляет им ответ о решениях, принятых по результатам рассмотрения их предложений.

 

Статья 130. Ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение финансовой дисциплины

1. Правительство и органы местного самоуправления самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим в связи с несбалансированностью соответствующего бюджета.

2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений ответственны за обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства Кыргызской Республики.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, ответственные за своевременное поступление ресурсов в доходную часть бюджета и их расходование, в случае нарушения финансовой дисциплины и невыполнение должностных обязанностей несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

3. При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины Счетная палата, а также уполномоченный государственный орган вносят Президенту Кыргызской Республики, в Жогорку Кенеш и Правительство предложения об освобождении от занимаемых должностей должностных лиц органов государственной власти, по вине которых допущены нарушения.

Статья 131. Контроль и мониторинг соблюдения финансовой дисциплины государственными органами и органами местного самоуправления

1. Уполномоченный государственный орган осуществляет мониторинг исполнения республиканского и местных бюджетов, контроль целевого использования бюджетных ассигнований, включая межбюджетные трансферты, и соблюдения финансовой дисциплины и положений настоящего Кодекса государственными органами и органами местного самоуправления.

По результатам выявленных нарушений бюджетного законодательства в ходе мониторинга, проведенного внутреннего и внешнего аудита исполнения бюджета вносятся предложения Правительству о введении ограничения на финансирование тех программ и мероприятий (выдачу межбюджетных трансфертов), при осуществлении (использовании) которых выявлены финансовые нарушения.

Порядок введения ограничений утверждается Правительством.

Выявленные факты финансовых нарушений устраняются при уточнении бюджета и составлении проекта бюджета на очередной бюджетный год и прогнозируемый период.

2. В случае выявления фактов образования и использования доходов от оказания платных услуг государственными и муниципальными органами, минуя Единый казначейский счет, сумма указанных доходов подлежит зачислению в доход соответствующего бюджета.

3. При отсутствии средств на казначейском счете бюджетного учреждения средства изымаются в доход соответствующего бюджета за счет поступлений доходов от оказания платных государственных и муниципальных услуг либо за счет сокращения бюджетных расходов.

РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 26. Заключительные положения

 

Статья 132. Вступление в силу настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вступает в силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики".