сегодня
23
Июля
2018 года
Погода в Бишкеке:
+34 °C
днём +34
ночью +27

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства
при Правительстве Кыргызской Республики

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 2 августа 2016 года № 160

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) авария - разрушение, повреждение сооружений, коммуникаций, оборудования, транспортных и других технических средств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв, пожар или выброс опасных веществ;

2) государственный реестр опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) - единый банк данных (система управления базами данных и единая база данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - организации) на территории Кыргызской Республики;

3) идентификация опасных производственных объектов (далее - идентификация) - выявление и отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями настоящего Закона;

4) инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Закона, других нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;

5) опасный производственный объект - производственный объект (предприятие, цех, участок, площадка, а также иной объект повышенной опасности), представляющий потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, их имущества, природной среды, которая может реализоваться в случае аварии;

6) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

7) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;

8) техническое перевооружение опасного производственного объекта - внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящие к изменению технологического процесса;

9) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе и других нормативных правовых актах в области промышленной безопасности;

10) экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в части 1 статьи 13 настоящего Закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Статья 3. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

2. Нормативные правовые акты в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

1) деятельности в области промышленной безопасности, в том числе к работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

2) безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Статья 4. Требования промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и строительства.

Статья 5. Опасные производственные объекты

1. К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества или смеси веществ, способные в результате определенных воздействий или внутренних процессов взрываться, выделяя тепло и образуя сильно нагретые газы;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,05 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 110 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,05 мегапаскаля;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты, аттракционы;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию;

7) ведется захоронение отходов горно-металлургического производства, содержащих вещества, опасные для жизнедеятельности человека и окружающей среды.

2. К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

3. Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.

4. Критерии распределения опасных производственных объектов по степеням риска для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, а также порядок их регистрации в государственном реестре и идентификации устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Правительство Кыргызской Республики определяет:

1) уполномоченный орган, наделенный специальными разрешительными функциями и осуществляющий разработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности (далее - уполномоченный орган);

2) уполномоченный контролирующий орган, наделенный контрольными и надзорными функциями в области промышленной безопасности (далее - уполномоченный контролирующий орган).

Глава 2. Основы промышленной безопасности

 

Статья 7. Деятельность в области промышленной безопасности

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

1) проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

2) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

3) проведение экспертизы промышленной безопасности;

4) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Статья 8. Требования к проектированию опасного производственного объекта

1. В проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (далее - проектная документация) должны содержаться требования и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами. Эти же требования должны соблюдаться как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении.

2. В проектной документации предусматриваются обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления.

3. Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе в установленном законодательством порядке.

Статья 9. Требования к строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, эксплуатации, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

1. Обязательным условием принятия решения о начале строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, в установленном порядке внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

2. В процессе строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются отклонения от проектной документации и проектной организацией обеспечивается авторский надзор за соблюдением проектных решений.

3. По окончании строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере градостроительства. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируются соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических устройств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

4. Для пусконаладочных работ монтажной организацией разрабатывается специальная технологическая документация, предусматривающая необходимые меры безопасности.

5. Требования к эксплуатации опасного производственного объекта устанавливаются нормативными правовыми актами по видам деятельности.

6. Работы по консервации или ликвидации опасного производственного объекта проводятся в соответствии с проектной документацией.

Статья 10. Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обязаны:

1) выполнять требования промышленной безопасности, установленные настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики;

2) иметь лицензию и (или) разрешение на осуществление деятельности в области промышленной безопасности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством в сфере лицензионно-разрешительной системы Кыргызской Республики;

3) допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, подготовленных и аттестованных в области промышленной безопасности;

4) выполнять распоряжения (указания, уведомления) уполномоченного контролирующего органа и его должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

5) представлять сведения, необходимые для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре;

6) проводить экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, согласование планов развития горных и подземных геологоразведочных работ, диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, в установленные Правительством Кыргызской Республики сроки, в том числе отслуживших технический ресурс технических устройств, для определения возможного срока их дальнейшей безопасной эксплуатации;

7) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности;

8) заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

9) не допускать проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект;

10) организовывать и осуществлять производственный контроль;

11) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;

12) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством в сфере гражданской защиты, - создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

13) обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

14) иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для предотвращения и ликвидации последствий аварий;

15) создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и средства индивидуальной защиты на случай аварии;

16) принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов и сильнодействующих ядовитых веществ на объекте и несчастных случаев на производстве;

17) представлять в уполномоченные органы информацию об авариях, инцидентах и о несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;

18) предусматривать затраты на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности опасного производственного объекта;

19) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в количестве, необходимом для безопасного выполнения работ;

20) соблюдать на опасных производственных объектах порядок и условия применения технических устройств, установленные Правительством Кыргызской Республики.

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Кыргызской Республики.

Статья 12. Требования к техническому расследованию причин аварии и инцидентов

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой уполномоченным органом соответствующей отрасли промышленности, либо государственной комиссией, образуемой Правительством Кыргызской Республики.

3. В состав специальной комиссии включаются представители:

1) государственных органов Кыргызской Республики, местной государственной администрации и органов местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

2) отраслевого профсоюза;

3) организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо вышестоящей организации (при наличии таковой).

4. В состав специальной комиссии также могут включаться представители некоммерческих и других организаций.

5. Техническое расследование причин инцидентов проводится комиссией организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

6. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии и инцидентов всю необходимую информацию.

7. Порядок проведения технического расследования причин аварии, создания комиссии по техническому расследованию, оформления акта расследования аварии и инцидентов устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

8. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии и инцидентов осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте и документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

2. Экспертиза промышленной безопасности проводится организацией, имеющей экспертов в области промышленной безопасности, аттестованных в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке, которые обладают специальными познаниями в области промышленной безопасности.

3. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в уполномоченный орган, который вносит в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности действительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

4. Экспертная организация в области промышленной безопасности обязана:

1) определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; зданий и сооружений, расположенных на опасных производственных объектах; подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности;

2) соблюдать установленные нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

3) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

4) обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

5. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Законом.

6. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона

1. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется уполномоченным контролирующим органом в форме мероприятий по проверке выполнения требований настоящего Закона.

2. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется в соответствии с законодательством в сфере проверок субъектов предпринимательства и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Глава 3. Заключительные и переходные положения

Статья 15. Переходные положения

С момента вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты, действующие на территории Кыргызской Республики в сфере установления требований промышленной безопасности, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 16. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на опасных производственных объектах, несут ответственность за нарушение требований промышленной безопасности, установленных настоящим Законом, в случаях и порядке, определенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Должностные лица, уполномоченные проводить проверки соответствия процессов строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности, установленным настоящим Законом, несут ответственность за нарушение требований настоящего Закона на основаниях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. О порядке введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты, необходимые для применения настоящего Закона.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "Технический регламент "О промышленной безопасности" от 16 ноября 2013 года № 202 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 10, ст.1083).

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А.Ш. Атамбаев